Виктор Федорович Чертов

Виктор Федорович Чертов

                                                         Чертов Виктор Федорович

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы

Область научных интересов:

  • история литературного образования и методики преподавания литературы;
  • использование сравнительно-исторического метода в исследовании проблем литературного образования;
  • теория и практика филологического анализа литературного произведения;
  • реализация деятельностного подхода в школьных учебниках по литературе;
  • формирование читательских интересов учащихся, взаимосвязь классного и внеклассного чтения на уроках литературы.

Место работы: Московский государственный педагогический университет имени Владимира Ильича Ленина (МГПУ им В. И. Ленина)

Биография и образование

Чертов Виктор Федорович родился 7 августа 1954 года в селе Новообинка Петропавловского района Алтайского края. В 1975 г. закончил историко-филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института. После окончания института работал по распределению учителем русского языка и литературы Озёрской школы интерната Тальменского района Алтайского края, а потом преподавателем кафедры литературы Барнаульского государственного педагогического института.

В 1981 г. поступил в очную аспирантуру при кафедре методики преподавания литературы филологического факультета Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Здесь он прошел путь от аспиранта до профессора, а в 2007 г. стал заведующим кафедрой, руководителем ведущей научной школы в области методики преподавания литературы.

С октября 2008 г. В.Ф. Чертов – председатель диссертационного совета Д212.154.08 при МПГУ.

Награждён Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации «за большой творческий вклад в развитие общественно-педагогического движения «Учитель года России».

Кандидатская диссертация: «Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материале русской и зарубежной классики)» (1984)

В диссертации дан анализ круга чтения учащихся 4-7 классов и исследована эффективность таких путей формирования читательских интересов, как активизация читательского опыта школьников на уроках по основному курсу литературы, уроках внеклассного чтения и организация индивидуальной работы.                                                           

Докторская диссертация: «Литература как предмет преподавания в русской школе XIX — начала XX в.»(1995)

Общение с учителем, его советы, решение целого ряда жизненных вопросов спустя года — вот тогда это настоящие отношения учителя и ученика, а не урокодателя и получателя знаний.

В.Ф.Чертов (Слет ведущих специалистов в области воспитания 2017 г.)

В. Ф. Чертов – руководитель авторского коллектива, подготовившего предметную линию учебников по литературе для 5–9 классов общеобразовательной школы, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в общеобразовательных учреждениях.

Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией В. Ф. Чертова 5-9 классы

УМК по литературе под ред. В. Ф. Чертова реализует деятельностный подход в обучении и задачу последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков филологического анализа художественного текста.

УМК ориентирован на современный уровень развития литературоведения, при этом учитываются возрастные особенности учащихся и задачи общеобразовательной школы.

Данная завершенная предметная линия УМК по литературе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.

На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий.

Ключевые проблемы:

Литература. 5 класс

Период от начального литературного образования к систематическому изучению

Литература. 6 класс

Обращение к образу литературного персонажа и анализ средств его создания

Литература. 7 класс

Сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях

Литература. 8 класс

Художественный мир литературного произведения (писателя), средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграф

Литература. 9 класс

Литературные произведения рассматриваются в контексте определённой исторической и литературной эпохи

Программа реализует деятельностный подход:

  • Овладение знаниями, умениями и навыками в области чтения, анализа, интерпретации художественного текста.
  • Реабилитация полученных знаний, умений, навыков в речевом поведении учащихся в создании творческих и исследовательских работ.

Принципы построения программы:

  • Курс литературы в 5-9 классах строится на общем принципе, характерным для программ Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, Б.А.Ланина и пр., а именно, на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов,
  • в 9-11 классах допускается возможность изучения линейного курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.

Литература как искусство словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира.

Основные характеристики линии:

  • взгляд на литературу как метафору мира, особый способ познания жизни; реализация принципа связи искусства с жизнью («литература вопросов»);

  • сочетание хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса, рассмотрение произведений русской литературы в контексте мировой литературы;

  • практическая направленность всех разделов курса литературы, поэтапное формирование навыков анализа художественного текста и создания учащимися собственного речевого высказывания («практикумы»);

  • внимание к художественной функции слова в литературном произведении («мир в слове»);

  • обращение к художественным текстам и фрагментам, представляющим литературу как форму словесной игры («литература нонсенса и абсурда», соревнование с четкой установкой на то, что создается иного рода литература);

  • формирование общекультурных, языковых и коммуникативных компетенций (комментарии, названия произведений и фамилии иностранных авторов на языке оригинала).

Уникальные свойства линии:

  • включение специальных разделов «Практикумы», которые предполагают практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий и овладение навыками филологического анализа художественного текста;
  • наличие уже в 5-9 классах тем обзорного типа, готовящих школьников к анализу литературных произведений, включенных в программу 10-11 классов;
  • рубрика «Мир в слове» и комментарии к художественным произведениям расширяют словарный запас школьников и развивают навык анализа художественной функции слова (в том числе имени собственного) в литературном произведении;
  • установление межпредметных связей не только с русским языком, историей, географией, обществознанием, но и с иностранными языками (через комментарии к художественным произведениям, систему вопросов и заданий);
  • возможности работы в классах разного уровня (в обычной общеобразовательной школе, в школах и классах с углубленным изучением литературы);
  • наличие системы индивидуальных заданий, учитывающих интерес школьников к определенным видам деятельности;
  • обращение к современным технологиям поиска и обработки информации (заочные Интернет-экскурсии, презентации, работа в поисковых системах).

Состав УМК:

  • рабочая программа;
  • учебник;
  • книга для чтения (в 5-9 классах);
  • фонохрестоматии на CD с методическими рекомендациями;
  • методическое пособие (в форме развернутого поурочного планирования).

Рубрики программы:

  • теория литературы;
  • развитие речи;
  • внеклассное чтение;
  • связь с другими видами искусства.

Показатель результативности работы: перенос полученных знаний, умений и навыков в самостоятельную читательскую практику.

Расширение диапазона навигационных функций современного учебника литературы

В ряду активно развивающихся и приобретающих все большее значение в структуре современного учебника функций следует назвать функцию навигации, призванную ориентировать, направлять учащихся в стремительно растущем потоке учебной информации.

Это самый молодой компонент в структуре учебника. Во весь рост встала задача найти для насыщенного научным теоретическим знанием образования развивающие и воспитывающие личность учащихся средства. В том числе и такие, которые помогают учащимся быстро и точно ориентироваться в достаточно сложной структуре современной учебной книги, методично формируют у них способность к ориентировке в потоках разнообразной информации, умение работать как с учебной, так и с другими видами литературы.

В. Г. Бейлинсон

Сформировавшийся к настоящему времени аппарат ориентировки школьного учебника обычно состоит из следующих элементов: ориентирующее предисловие; оглавление; рубрикация; сигналы-символы; колонтитул. Наиболее современными и активными элементами аппарата ориентировки следует признать сигналы-символы.

Сигналы-символы в последние годы стали наиболее востребованными элементами ориентировки в учебниках. В учебных книгах по литературе чаще всего используются цветовые сигналы (когда отдельные значимые части главы или параграфа выделяются цветом) или рисованные, графические.

В.Я.Коровина

В.Ф.Чертов

           

Так, к примеру, в учебниках под редакцией В. Я. Коровиной рисованные сигналы-символы маркируют задания, предполагающие различные виды учебной деятельности: «Размышляем о прочитанном»; «Проверьте себя»; «Обогащаем и совершенствуем свою речь»; «Учимся читать выразительно»; «Литература и другие виды искусства»; «Творческое задание»; «Слушаем актерское чтение»; «Опыт литературоведческого исследования»; «Внеклассное чтение».

Функция навигации в образовательном пространстве, находящемся за пределами основной учебной книги, постепенно становится важнейшей и обязательной составляющей характеристики современного учебника литературы. Постепенно, потому что так же не сразу, не одновременно создавались компоненты ныне действующих учебно-методических комплектов. Навигация потребовалась лишь тогда, когда система дидактических средств УМК стала в известной степени разнообразной и многомерной.

К элементам навигационной системы учебника, готовящей к выходу в еще более широкое, открытое информационное пространство, следует отнести и рекомендации по работе с ресурсами Интернета.

В настоящее время, проектируя навигацию для всего информационно-образовательного пространства учебно-методических комплектов, авторы учебников литературы используют и сигналы-символы, взятые из арсенала аппарата ориентировки, и текстовые отсылки к тем или иным компонентам УМК, моделируя учебную деятельность школьников.

Авторам учебника следует останавливаться лишь на самых важных (принципиально важных) моментах, предоставив возможность учащимся дополнить материалы того или иного раздела, обратившись к дополнительным источникам, ресурсам Интернета. С этой целью в учебниках под редакцией В. Ф. Чертова используются, в частности, такие задания:

Каковы хронологические рамки античной литературы? Используя дополнительные источники информации, подберите материал о крито-микенской (эгейской) цивилизации, которую часто рассматривают как предысторию Античности.

Можете ли вы сразу определить, какие мифы положены в основу перечисленных ниже произведений мировой литературы? Если вам это не удалось, воспользуйтесь справочной литературой, поисковыми системами в Интернете и укажите мифологические источники сюжета этих произведений.


В.Ф. Чертов — автор 3 монографий, 7 учебников, адресованных учащимся общеобразовательной школы и высших учебных заведений, 18 учебных и методических пособий, 4 книг для учителей, свыше 100 статей.

Статьи в журналах:

  • Чертов В.Ф. Древнерусская литература в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. — 2015 г. — № 2. — С. 139-145.
  • Чертов В.Ф. Русская литература XVIII века в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект// Наука и школа. — 2012 г. — № 6. — С. 169-173.
  • Чертов В.Ф. Становление курса литературы в российской школе // Педагогика. — 1997 г. — № 3. — С. 77-85.
  • Чертов В.Ф. Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя в VI классе // Литература в школе. — 1984. — №1. — С. 45-49.

Статьи в сборниках:

  • Чертов В. Ф. Вопросы исторической поэтики в школьном курсе литературы в сборнике // Поэтика художественного текста на уроках литературы. — М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1997. — С. 20-28.
  • Чертов В. Ф. Уроки обзорного изучения русской литературы XIX века в сборнике // Межпредметные связи при изучении литературы в школе. — 1990 г. — С. 120-139

Книги:

  • Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М.: МПГУ имени В. И. Ленина, 1994 г. — 30 с.
  • Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999 г. — 400 с.
  • Чертов В.Ф. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999 г. — 384 с.
  • Чертов В.Ф. Семинарские занятия по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е изд, доп. – М.: Международный университет, 2002 г. — 72 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1. – М.: Просвещение, 2017 г. — 262 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017 г. — 311 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1. – М.: Просвещение, 2017 г. — 301 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017 г. — 303 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1. – М.: Просвещение, 2017 г. — 352 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017 г. — 320 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1. – М.: Просвещение, 2017 г. — 351 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017 г. — 335 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1. – М.: Просвещение, 2017 г. — 399 с.
  • Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017 г. — 368 с.

Список использованной литературы:

1.Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе.5-е изд. М.: Академия, 2008. – 400 с.

2.Московский педагогический государственный университет [ сайт . ] URL:http://mpgu.su/staff/chertov-viktor-fyodorovich-2/ ( дата обращения: 01.10.2019 )

3.Рыжкова И.В.Литературное развитие школьников в процессе диалога читателя и писателя [ Электронный ресурс] //Электронная библиотека диссертаций dslib.net.М.,2007-2019. URL:http://www.dslib.net/teoria-vospitania/literaturnoe-r..(дата обращения: 08.10.2019)

4.Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. Персоналии : биобиблиографический словарь [ Электронный ресурс] // Электронная библиотечная система znanium.com. М., 2018. URL: https://znanium.com/spec/catalog/author/?id=c5f473a7-.. ( дата обращения 8.10. 2019 )

5.Чертов В.Ф. Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) [ Электронный ресурс]// Электронная библиотека диссертаций dissercat.com. М., 1984. URL: https://www.dissercat.com/content/puti-formirovaniya-.. ( дата обращения: 8.10.2019)

6. Чертов В.Ф.Расширение диапазона навигационных функций современного учебника литературы // Наука и школа. – 2019 г. — № 4 — С. 36-42

Выполнили студенты ФЛ-РЛБ-31:

Королёва Кристина,

Панина Валерия,

Александрина Елизавета.