Виктор Федорович Чертов

Виктор Федорович Чертов

Чертов Виктор Федорович

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор,заведующий кафедрой методики преподавания литературы

Научное направление: Педагогические науки

Регион: Москва


Биография и образование

    Чертов Виктор Федорович родился 7 августа 1954 года в селе Ново-Обинка Петропавловского района Алтайского края. В 1975 г. закончил историко-филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института. После окончания института работал по распределению учителем русского языка и литературы Озёрской школы интерната Тальменского района Алтайского края, а потом преподавателем кафедры литературы Барнаульского государственного педагогического института.

     В 1981 г. поступил в очную аспирантуру на филологический факультет МГПИ. С этого времени научная и педагогическая деятельность учёного связана с кафедрой методики преподавания литературы МГПИ им. В. И. Ленина — МПГУ. Здесь он прошел путь от аспиранта до профессора, а в 2007 г. стал заведующим кафедрой, руководителем ведущей научной школы в области методики преподавания литературы.

    С октября 2008 г. В.Ф. Чертов – председатель диссертационного совета Д212.154.08 при МПГУ.

Награждён Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации «за большой творческий вклад в развитие общественно-педагогического движения «Учитель года России».   

Основные направления научной деятельности¦

  • история литературного образования и методики преподавания литературы;
  • использование сравнительно-исторического метода в исследовании проблем литературного образования, теории и методики обучения;
  • теория и практика филологического анализа литературного произведения;
  • реализация деятельностного подхода в школьных учебниках по литературе;
  • взаимосвязь классного и внеклассного чтения на уроках литературы

Кандидатская диссертация

«Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материале русской и зарубежной классики)» (1984)

Особое внимание в своей работе Чертов Виктор Фёдорович уделяет исследованию эффективности различных путей формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов. Так же в данной работе рассматривается формирование читательских интересов учащихся как социальная и педагогическая проблема.

Докторская диссертация

«Литература как предмет преподавания в русской школе XIX – начала XX века (истоки, эволюция, концепции учебного курса)» (1996)

В своей докторской работе Чертов Виктор Фёдорович подробно описывает понятие подлинного общения как искусства диалога в условиях педагогического процесса на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова, сравнивает способы организации диалога, предлагает конкретные структурированные модели общения. Профессор выдвигает гипотезу: «Оценочное и мотивированное отношение к литературным явлениям возникает тогда, когда диалог читателя и писателя дополнен диалогом между писателями, то есть диалог между писателями задает возможность читателю найти свой диалог».


    Общение с учителем, его советы, решение целого ряда жизненных вопросов спустя года- вот тогда это настоящие отношения учителя и ученика, а не урокодателя и получателя знаний.

В.Ф.Чертов ( Слет ведущих специалистов в области воспитания 2017 г.)


      В. Ф. Чертов – руководитель авторского коллектива, подготовившего предметную линию учебников по литературе для 5–9 классов общеобразовательной школы, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в общеобразовательных учреждениях.

Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией В. Ф. Чертова 5-9 классы.

     УМК по литературе под ред. В. Ф. Чертова реализует деятельностный подход в обучении и задачу последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков филологического анализа художественного текста. Виктор Фёдорович ориентировал УМК на современный уровень развития литературоведения, при этом он учитывал возрастные особенности учащихся.

    Отбор произведений осуществлен Виктором Фёдоровичем с учетом необходимости преодолеть перегруженность вообще и перегруженность «тяжелыми» произведениями в частности.

Уникальные свойства линии:

· уже в 5-9 классах В. Ф. Чертов включает темы обзорного типа, готовящих школьников к анализу литературных произведений

·Чертов добавляет такие рубрики как: «Мир в слове» и комментарии к художественным произведениям, которые расширяют словарный запас школьников и развивают навык анализа художественной функции слова (в том числе имени собственного) в литературном произведении

· Виктор Федорович установил межпредметные связи не только с русским языком, историей, географией, обществознанием, но и с иностранными языками (через комментарии к художественным произведениям, систему вопросов и заданий)

·Раскрыл возможности работы в классах разного уровня (в обычной общеобразовательной школе, в школах и классах с углубленным изучением литературы)

· Наличие системы индивидуальных заданий, учитывающих интерес школьников к определенным видам деятельности

· Обращение к современным технологиям поиска и обработки информации (заочные Интернет-экскурсии, презентации, работа в поисковых системах)


   В.Ф. Чертов -автор 3 монографий, 7 учебников, адресованных учащимся общеобразовательной школы и высших учебных заведений, 18 учебных и методических пособий, 4 книг для учителей, свыше 100 статей.

Статьи в журналах:

1984 год — «Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя в VI классе» в журнале Литература в школе, № 1, с. 45-49

1997 год — «Становление курса литературы в российской школе» в журнале Педагогика, № 3, с. 77-85

2012 год — «Русская литература XVIII века в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект» в журнале Наука и школа, № 6, с. 169-173

2015 год — «Древнерусская литература в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект» в журнале Наука и школа, № 2, с. 139-145

Статьи в сборниках:

1984 год — «Развитие читательских интересов школьников» в сборнике Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Отв. ред. О. Ю. Богданова, место издания МГПИ имени В. И. Ленина Москва, с. 92-100

1990 год — «Уроки обзорного изучения русской литературы XIX века» в сборнике Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е. Н. Колокольцева, место издания Просвещение Москва, с. 120-139

1997 год – «Методическое наследие А. Д. Галахова» в сборнике Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей, место издания Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина Москва, с. 229-244

1997 год — «Вопросы исторической поэтики в школьном курсе литературы» в сборнике Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей, место издания Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина Москва, с. 20-28

2009 год — «Л. Н. Толстой в школе» в сборнике Л. Н. Толстой: Энциклопедия, место издания Просвещение Москва, с. 838-839

Книги:

1994 год — «Русская словесность в дореволюционной школе» место издания МПГУ имени В. И. Ленина Москва, 130 с.

1995 год — «Методика преподавания литературы. В 2 ч. Ч. 2» совместно с Богдановой О.Ю., Маранцман В.Г., и др., место издания Просвещение, Владос Москва

1999 год — «Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XIX века. 10 класс. Книга для учителя» место издания Просвещение Москва

1999 год — «Методика преподавания литературы» Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. место издания Академия Москва, ISBN 5-7695-0296-7, 400 с.

1999 год — «История литературного образования в российской школе. Хрестоматия» место издания «Академия» Москва, ISBN 5-7695-0374-9, 384 с.

2002 год – «Семинарские занятия по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е изд, доп» место издания Международныый университет (в Москве) Москва, 72 с.

2004 год- «Семинарские занятия по русской литературе XX века. 11 класс» место издания Международный университет (в Москве) Москва

2006 год — «Слово–образ–смысл: филологический анализ литературного произведения. 10–11 классы» Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. место издания Дрофа Москва

2007 год — «Теория и методика обучения литературе. 4-е изд» Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. место издания Академия Москва

2007 год — «Слово–образ–смысл: филологический анализ литературного произведения. 10–11 классы» Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. место издания Дрофа Москва

2007 год — «Программа элективного курса «Слово- образ-смысл: филологический анализ литературного произведения» (программа) // Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. 4-е изд» Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. место издания Дрофа Москва, 23 с.

2011 год — «Уроки литературы. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. место издания Просвещение Москва

2013 год — «Уроки литературы. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. место издания Просвещение Москва

2013 год — «Русская словесность в дореволюционной школе. 2-е изд» место издания «Прометей» Москва

2015 год — «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. Изд. 2-е» Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. место издания Просвещение Москва

2015 год – «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. Изд. 2-е» Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. место издания Просвещение Москва, 399 с.

2015 год — «Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. Изд. 3-е» Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. место издания Просвещение Москва, 335 с.

2015 год — Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. Изд. 3-е» Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М., Маныкина А.А. место издания Просвещение Москва, 351 с.

2018 год – «Научная школа В.В. Голубкова: история и направления исследований» Гетманская Е.В., Чертов В.Ф., Зинин С.А., Антипова А.М., Белоусова Е.И., Подругина И.А. место издания Экон-Информ Москва

Научно – исследовательские работы:

1 сентября 2012 — 30 декабря 2013 Исследование современных процессов литературного образования в сравнительно-историческом аспекте

___________________________________________________________________________

Список использованной литературы

  1. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе. – М.: Академия, 2008. – 400с.
  2. Московский педагогический государственный университет//Преподаватели//Чертов Виктор Фёдорович [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.su/staff/chertov-viktor-fyodorovich-2/ (Дата обращения: 01.10.2019)
  3. Электронно библиотечная система znanium.com. Чертов Виктор Фёдорович [ Электронный ресурс]. URL: https://znanium.com/spec/catalog/author/?id=c5f473a7-374c-11e4-b05e-00237dd2fde2 (Дата обращения: 08.10.2019)
  4. Библиотека диссертаций [ Электронный ресурс].URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/literaturnoe-razvitie-shkolnikov-v-processe-dialoga-chitatelja-i-pisatelja.html (Дата обращения: 08.10.2019)
  5. disserCat — электронная библиотека диссертаций. [ Электронный ресурс].   URL: https://www.dissercat.com/content/puti-formirovaniya-chitatelskikh-interesov-uchashchikhsya-4-7-klassov-na-materialakh-russkoi (Дата обращения:11.10.2019)