Чертов Виктор Федорович
Учёная степень: доктор педагогических наук
Ученое звание: профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы
Область научных интересов:
- история литературного образования и методики преподавания литературы;
- использование сравнительно-исторического метода в исследовании проблем литературного образования;
- теория и практика филологического анализа литературного произведения;
- реализация деятельностного подхода в школьных учебниках по литературе;
- формирование читательских интересов учащихся, взаимосвязь классного и внеклассного чтения на уроках литературы.
Место работы: Московский государственный педагогический университет имени Владимира Ильича Ленина (МГПУ им В. И. Ленина)
Биография и образование
Чертов Виктор Федорович родился 7 августа 1954 года в селе Новообинка Петропавловского района Алтайского края. В 1975 г. закончил историко-филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института. После окончания института работал по распределению учителем русского языка и литературы Озёрской школы интерната Тальменского района Алтайского края, а потом преподавателем кафедры литературы Барнаульского государственного педагогического института.
В 1981 г. поступил в очную аспирантуру при кафедре методики преподавания литературы филологического факультета Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Здесь он прошел путь от аспиранта до профессора, а в 2007 г. стал заведующим кафедрой, руководителем ведущей научной школы в области методики преподавания литературы.
С октября 2008 г. В.Ф. Чертов – председатель диссертационного совета Д212.154.08 при МПГУ.
Награждён Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации «за большой творческий вклад в развитие общественно-педагогического движения «Учитель года России».
Кандидатская диссертация: «Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материале русской и зарубежной классики)» (1984)
В диссертации дан анализ круга чтения учащихся 4-7 классов и исследована эффективность таких путей формирования читательских интересов, как активизация читательского опыта школьников на уроках по основному курсу литературы, уроках внеклассного чтения и организация индивидуальной работы.
Докторская диссертация: «Литература как предмет преподавания в русской школе XIX — начала XX в.»(1995)
Общение с учителем, его советы, решение целого ряда жизненных вопросов спустя года — вот тогда это настоящие отношения учителя и ученика, а не урокодателя и получателя знаний.
В.Ф.Чертов (Слет ведущих специалистов в области воспитания 2017 г.)
В. Ф. Чертов – руководитель авторского коллектива, подготовившего предметную линию учебников по литературе для 5–9 классов общеобразовательной школы, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в общеобразовательных учреждениях.
Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией В. Ф. Чертова 5-9 классы
УМК по литературе под ред. В. Ф. Чертова реализует деятельностный подход в обучении и задачу последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков филологического анализа художественного текста.
УМК ориентирован на современный уровень развития литературоведения, при этом учитываются возрастные особенности учащихся и задачи общеобразовательной школы.
Данная завершенная предметная линия УМК по литературе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.
На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий.
Ключевые проблемы:
Литература. 5 класс
Период от начального литературного образования к систематическому изучению
Литература. 6 класс
Обращение к образу литературного персонажа и анализ средств его создания
Литература. 7 класс
Сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях
Литература. 8 класс
Художественный мир литературного произведения (писателя), средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграф
Литература. 9 класс
Литературные произведения рассматриваются в контексте определённой исторической и литературной эпохи
Программа реализует деятельностный подход:
- Овладение знаниями, умениями и навыками в области чтения, анализа, интерпретации художественного текста.
- Реабилитация полученных знаний, умений, навыков в речевом поведении учащихся в создании творческих и исследовательских работ.
Принципы построения программы:
- Курс литературы в 5-9 классах строится на общем принципе, характерным для программ Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, Б.А.Ланина и пр., а именно, на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов,
- в 9-11 классах допускается возможность изучения линейного курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.
Литература как искусство словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира.
Основные характеристики линии:
-
взгляд на литературу как метафору мира, особый способ познания жизни; реализация принципа связи искусства с жизнью («литература вопросов»);
-
сочетание хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса, рассмотрение произведений русской литературы в контексте мировой литературы;
-
практическая направленность всех разделов курса литературы, поэтапное формирование навыков анализа художественного текста и создания учащимися собственного речевого высказывания («практикумы»);
-
внимание к художественной функции слова в литературном произведении («мир в слове»);
-
обращение к художественным текстам и фрагментам, представляющим литературу как форму словесной игры («литература нонсенса и абсурда», соревнование с четкой установкой на то, что создается иного рода литература);
-
формирование общекультурных, языковых и коммуникативных компетенций (комментарии, названия произведений и фамилии иностранных авторов на языке оригинала).
Уникальные свойства линии:
- включение специальных разделов «Практикумы», которые предполагают практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий и овладение навыками филологического анализа художественного текста;
- наличие уже в 5-9 классах тем обзорного типа, готовящих школьников к анализу литературных произведений, включенных в программу 10-11 классов;
- рубрика «Мир в слове» и комментарии к художественным произведениям расширяют словарный запас школьников и развивают навык анализа художественной функции слова (в том числе имени собственного) в литературном произведении;
- установление межпредметных связей не только с русским языком, историей, географией, обществознанием, но и с иностранными языками (через комментарии к художественным произведениям, систему вопросов и заданий);
- возможности работы в классах разного уровня (в обычной общеобразовательной школе, в школах и классах с углубленным изучением литературы);
- наличие системы индивидуальных заданий, учитывающих интерес школьников к определенным видам деятельности;
- обращение к современным технологиям поиска и обработки информации (заочные Интернет-экскурсии, презентации, работа в поисковых системах).
- рабочая программа;
- учебник;
- книга для чтения (в 5-9 классах);
- фонохрестоматии на CD с методическими рекомендациями;
- методическое пособие (в форме развернутого поурочного планирования).
Рубрики программы:
- теория литературы;
- развитие речи;
- внеклассное чтение;
- связь с другими видами искусства.
Показатель результативности работы: перенос полученных знаний, умений и навыков в самостоятельную читательскую практику.
Расширение диапазона навигационных функций современного учебника литературы
В ряду активно развивающихся и приобретающих все большее значение в структуре современного учебника функций следует назвать функцию навигации, призванную ориентировать, направлять учащихся в стремительно растущем потоке учебной информации.
Это самый молодой компонент в структуре учебника. Во весь рост встала задача найти для насыщенного научным теоретическим знанием образования развивающие и воспитывающие личность учащихся средства. В том числе и такие, которые помогают учащимся быстро и точно ориентироваться в достаточно сложной структуре современной учебной книги, методично формируют у них способность к ориентировке в потоках разнообразной информации, умение работать как с учебной, так и с другими видами литературы.
В. Г. Бейлинсон
Сформировавшийся к настоящему времени аппарат ориентировки школьного учебника обычно состоит из следующих элементов: ориентирующее предисловие; оглавление; рубрикация; сигналы-символы; колонтитул. Наиболее современными и активными элементами аппарата ориентировки следует признать сигналы-символы.
Сигналы-символы в последние годы стали наиболее востребованными элементами ориентировки в учебниках. В учебных книгах по литературе чаще всего используются цветовые сигналы (когда отдельные значимые части главы или параграфа выделяются цветом) или рисованные, графические.
Так, к примеру, в учебниках под редакцией В. Я. Коровиной рисованные сигналы-символы маркируют задания, предполагающие различные виды учебной деятельности: «Размышляем о прочитанном»; «Проверьте себя»; «Обогащаем и совершенствуем свою речь»; «Учимся читать выразительно»; «Литература и другие виды искусства»; «Творческое задание»; «Слушаем актерское чтение»; «Опыт литературоведческого исследования»; «Внеклассное чтение».
Функция навигации в образовательном пространстве, находящемся за пределами основной учебной книги, постепенно становится важнейшей и обязательной составляющей характеристики современного учебника литературы. Постепенно, потому что так же не сразу, не одновременно создавались компоненты ныне действующих учебно-методических комплектов. Навигация потребовалась лишь тогда, когда система дидактических средств УМК стала в известной степени разнообразной и многомерной.
К элементам навигационной системы учебника, готовящей к выходу в еще более широкое, открытое информационное пространство, следует отнести и рекомендации по работе с ресурсами Интернета.
В настоящее время, проектируя навигацию для всего информационно-образовательного пространства учебно-методических комплектов, авторы учебников литературы используют и сигналы-символы, взятые из арсенала аппарата ориентировки, и текстовые отсылки к тем или иным компонентам УМК, моделируя учебную деятельность школьников.
Авторам учебника следует останавливаться лишь на самых важных (принципиально важных) моментах, предоставив возможность учащимся дополнить материалы того или иного раздела, обратившись к дополнительным источникам, ресурсам Интернета. С этой целью в учебниках под редакцией В. Ф. Чертова используются, в частности, такие задания:
● Каковы хронологические рамки античной литературы? Используя дополнительные источники информации, подберите материал о крито-микенской (эгейской) цивилизации, которую часто рассматривают как предысторию Античности.
● Можете ли вы сразу определить, какие мифы положены в основу перечисленных ниже произведений мировой литературы? Если вам это не удалось, воспользуйтесь справочной литературой, поисковыми системами в Интернете и укажите мифологические источники сюжета этих произведений.
В.Ф. Чертов — автор 3 монографий, 7 учебников, адресованных учащимся общеобразовательной школы и высших учебных заведений, 18 учебных и методических пособий, 4 книг для учителей, свыше 100 статей.
Статьи в журналах:
- Чертов В.Ф. Древнерусская литература в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2015. №2. С. 139-145.
- Чертов В.Ф. Русская литература XVIII века в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2012. №6. С. 169-173.
- Чертов В.Ф. Становление курса литературы в российской школе // Педагогика. 1997. №3. С. 77-85.
- Чертов В.Ф. Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя в VI классе // Литература в школе. 1984. №1. С. 45-49.
Статьи в сборниках:
- Чертов В. Ф.Вопросы исторической поэтики в школьном курсе литературы в сборнике // Поэтика художественного текста на уроках литературы. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1997. С. 20-28.
- Чертов В. Ф. Уроки обзорного изучения русской литературы XIX века в сборнике // Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М.: Просвещение, 1990. С. 120-139.
Книги:
- Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М. : МПГУ имени В. И. Ленина, 1994. 30 с.
- Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. М. : Академия, 1999. 400 с.
- Чертов В. Ф. История литературного образования в российской школе. М. : Академия, 1999. 84 с.
- Чертов В. Ф. Семинарские занятия по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е доп. изд. М. : Международный университет, 2002. 72 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. М. : Просвещение, 2017. 262 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. М. : Просвещение, 2017. 311 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. М. : Просвещение, 2017. 301 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. М. : Просвещение, 2017. 303 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. М. : Просвещение, 2017. 352 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. М. : Просвещение, 2017. 320 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. М. : Просвещение, 2017. 351 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. М. : Просвещение, 2017. 335 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. М. : Просвещение, 2017. 399 с.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М., Маныкина А. А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. М. : Просвещение, 2017. 368 с.
Список использованной литературы:
1.Богданова О. Ю., Леонов С. А.,Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе : учебник для пед.вузов. М. : Академия, 2008. 400 с.
2. Чертов В.Ф. Расширение диапазона навигационных функций современного учебника литературы // Наука и школа. 2019. №4. С. 36-42.
3.Рыжкова И.В. Литературное развитие школьников в процессе диалога читателя и писателя [ Электронный ресурс] //Электронная библиотека диссертаций dslib.net.М.,2007-2019. URL:http://www.dslib.net/teoria-vospitania/literaturnoe-r..(дата обращения: 08.10.2019).
4.Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. Персоналии : биобиблиографический словарь [ Электронный ресурс] // Электронная библиотечная система znanium.com. М., 2018. URL: https://znanium.com/spec/catalog/author/?id=c5f473a7-.. ( дата обращения 08.10. 2019 ).
5.Чертов. В.Ф. [ Электронный ресурс] // Московский педагогический государственный университет. URL:http://mpgu.su/staff/chertov-viktor-fyodorovich-2/ (дата обращения: 01.10.2019 ).
6.Чертов В.Ф. Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) [ Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций dissercat.com. М., 1984. URL: https://www.dissercat.com/content/puti-formirovaniya-.. ( дата обращения: 08.10.2019).
Выполнили студенты ФЛ-РЛБ-31:
Александрина Елизавета,
Королёва Кристина,
Панина Валерия.