Голубков Василий Васильевич

Портрет Василия Васильевича

Голубков Василий Васильевич — советский филолог-методист, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (с 1950), заслуженный деятель наук РСФСР. В 1903 окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1903 начал пед. деятельность преподавателем русского языка и литературы в гимназиях Костромы. С 1919 вел научно-педагогическую работу в высшей школе.

“Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, — «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы» (Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. – С. 69).”

Голубков разрабатывает проблемы литературоведения и методики преподавания литературы в средней школе.

Научно-педагогическая деятельность Василия Васильевича Голубкова многогранна, но прежде всего он был талантливым учителем. В. В. Голубков вошел в науку как ученый, разрабатывающий теоретические основы методики преподавания литературы. Уже в статьях и выступлениях 30-х гг. исследователь стремился осмыслить задачи школьной методики на общем историческом и культурном фоне, понять взаимосвязи литературоведения и методики.

В его работах были поставлены проблемы методологии школьного анализа литературного произведения. В статье «Теоретические основы методики литературы в средней школе» (1946) учёный, отвечая на вопрос о том, «где и как нам следует искать обоснования содержания преподавания литературы», утверждал, что искать следует «в литературной науке, т. е. в методологии литературы, в теории литературы и в истории литературы».

  •             Принимал участие в разработке учебно-методических пособий, в формировании принципов строительства новой школы. С 1925 – преподаватель 2-го МГУ–МГПИ−МГПИ им. В.И. Ленина, где  в 1933 создал кафедру методики преподавания русского языка и литературы. Научная школа Голубкова формировалась в МГПИ им. В.И. Ленина.
  •             Исследовал методы преподавания литературы, создав одну из классификаций, в основе которой лежал процесс совместной деятельности учителя и ученика (лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы). Каждый метод «располагает» соответствующими приемами. В лекции — элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности. Метод беседы — умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя. Для выполнения докладов и письменных работ необходима предварительная работа над планом, помощь учителя, обсуждение и оценка самостоятельной деятельности ученика.
  •            Виды уроков по литературе подразделял в зависимости от стадии учебного процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет.
  •           Сформулировал три важнейшие задачи для современного учителя-словесника: интенсификация работы, повышение творческой активности учащихся и педагогического мастерства учителя.

Следует особо подчеркнуть значение разработки Голубковым теоретических проблем методической науки.

В статье «Теоретические основы методики литературы в средней школе» (1946) глубоко обосновано то направление в деятельности школы, которое в современных условиях работы средней и высшей школы понимается как гуманизация и гуманитаризация образования: «Художественная литература дает учащемуся подлинное познание мира в специфической области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Литература дает учащемуся синтетическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни и в прошлом, и в настоящем». Голубков убежден, что «теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание и психология — вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы».

Наиболее полное воплощение и систематизацию идеи В. В. Голубкова нашли в книге «Методика преподавания литературы» (1938). Этот основной труд академика не просто выдержал шесть изданий, а обрел концептуальную завершенность и конкретность.

Автор раскрывает свои взгляды на методику литературы, методы занятий по литературе, этапы работы над темой, на начитанность, культуру устной и письменной речи — в стройной, продуманной структуре. В специальные разделы собраны материалы по средним и старшим классам. Голубков определяет основной принцип, составные части и порядок анализа литературного произведения, предостерегая от какой бы то ни было универсальной схемы или общего плана изучения. Им названы возможные составные элементы анализа: исторические условия, общественные проблемы, выдвигаемые жизнью; писатель, его взгляды; тема и основная идейная направленность произведения; главные герои, второстепенные герои; сюжет произведения; другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев; язык писателя; жанр произведения; традиции и новаторство писателя; значение писателя.