Научная деятельность В.Я.Стоюнина .

 

 

Картинки по запросу стоюнин

Владимир Яковлевич Стоюнин ( 28.12.1826-16.11.1888)

 

В истории развития педагогической мысли в России В.Я.Стоюнин занимает почетное место. На протяжении всей своей жизни он сочетал практическую деятельность в школе с разработкой вопросов теории и истории педагогики, с работой в области методики преподавания русского языка и словесности, с занятиями литературного критика .

Владимир Яковлевич выступал против школы, «дрессирующей» детей для экзаменов, против формализма, схоластики и рутины в обучении и воспитании, против палочной дисциплины. Он стремился к созданию бессословной национальной школы. Выступал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов. В.Я.Стоюнин считал необходимым женское образование и многое сделал для разработки теории и практики женского образования.

Свой практический опыт преподавания он обобщил в своем главном труде»О преподавании русской литературы», лучшем пособии по методике преподавания литературы в дореволюционной школе.

Краткая биографическая справка:

Родился в богатой купеческой семье. Получил среднее образование в училище при церкви Святой Анны, затем окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1846). Мечтая о карьере дипломата, поступил на отделение восточных языков философского факультета Санкт-Петербургского университета (1846—1850), где увлёкся русской литературой.

Из-за обеднения семьи после окончания университета вынужден был зарабатывать частными уроками. В 1852—1871 преподавал русский язык и словесность в 3-й Санкт-Петербургской гимназии. Одновременно преподавал в Мариинском женском училище (1858—1861). Был в числе учредителей Санкт-Петербургского педагогического общества; участвовал в работе Комитета грамотности, по его инициативе организована Комиссия по упрощению орфографии русского языка.

Занимался журналистикой, в 1859—1860 редактировал газету «Русский мир». Вследствие усиления консервативного курса политики Министерства народного просвещения был уволен из гимназии, а позднее — из Николаевского сиротского института в Москве, где в качестве инспектора и преподавателя русского языка и педагогики провёл большую работу по реорганизации учебного и воспитательного дела (1871—1874). По возвращении в Санкт-Петербург причислен к Канцелярии по Учреждениям ведомства Императрицы Марии. С 1880 в составе Учёного комитета Министерства народного просвещения участвовал в пересмотре школьных программ и инструкций, организационных принципов школы. После открытия частной женской гимназии, учреждённой его женой — М. Н. Стоюниной (1881), работал в ней инспектором и учителем русского языка, литературы и истории до конца жизни.

«О преподавании русской литературы»

«О преподавании русской литературы»- главная методическая работа В.Я.Стоюнина, опубликованная в 1868 году (второе издание), которая была встречена положительной рецензией «Отечественных записок». Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина противопоставил эту книгу  «новейшим программам» с их боязнью идейного анализа литературной критики.

Для подробного рассмотрения была взята именно эта работа Владимира Яковлевича, так как в ней содержатся основы преподавания литературы в школе.  Стоюнин выводит постулат, которого должен придерживаться учитель, чтобы получить положительный результат своей работы.

Основные положения работы:

  • Говоря «я изучил это сочинение», я разумею три мысленные операции, которые я совершил над его содержанием в своем сознании: во-первых, я изучил отдельные факты, во-вторых, я уразумел внутреннюю связь их, в-третьих, я определил, насколько эти факты подтверждают идею, которую они должны доказать, т.е. другими словами: изучил содержание, познал и критически разобрал его композицию. Только такое полное изучение может принести пользу учащимся;
  • Для нас важно не самое содержание, а работа ученика над ним и над теми вопросами, которые связываются с разбором поэтического произведения. Вот этот-то смысл, его мы называем истинным познанием, так как оно объясняет человеку его самого, заключает в себе силы развивать его умственно, нравственно и эстетически  ;
  •  Беседы преподавателя с учениками не должны выходить из круга литературного разбора, т.е. цель их должна заключаться в подробном знакомстве с литературным произведением: какие мысли и как изложены в нем, каких сторон жизни касается автор и как к ним относится, какие характеры развивает и какую видит связь их с действительностью и пр.;
  • По нашему мнению, критики нечего бояться при изучении литературного произведения; она часто бывает неизбежна, вызываемая самими учениками, и всегда полезна, потому что не допускает никаких голословных определений;
  • Нельзя начинать изучение словесности с образцов древней или даже старинной русской литературы, когда ученики еще не успели познакомиться с русской историей;
  • История литературы, рассматривая литературные произведения в связи с общественной жизнью, должна беспрестанно обращаться за исторической обстановкой, за правильным и ясным освещением своих литературных фактов к другим историям народной жизни, как, например, к религии, политике, законам, искусствам и проч., иначе потеряется цель истории литературы, которая обнимает все словесные произведения, изображающие жизнь и характер народа и которая состоит в тесной связи с жизнью народа, как внешнею, так и внутреннею;
  • При разборе каждого литературно-исторического памятника главное внимание должно быть обращено на элемент общечеловеческий в связи с национальным и личным. Под именем общечеловеческого мы разумеем все то, что человечество успело выработать до нашего времени, как непреложно-истинное, и на что, по нашему взгляду, имеет право каждый человек .

«Заметки о русской школе»

«Заметки о русской школе» были опубликованы в журнале»Вестник Европы» в 1881 (№ 3 и 5), 1882 (№1).

В данной своей работе В.Я.Стоюнин рассматривает историю русской системы образования. Школа предстает во взаимодействии с церковью, государством, обозначены плоды такого сотрудничества. Даются также положения идеальной школы, к которой необходимо стремиться.

Основные положения работы :

  • Берегитесь к педагогическим целям школы примешивать еще какие-нибудь политические намерения и идейки и к ним приспособлять ваши школьные программы и нравственность; развратом и гибелью будут они для школы, и не вкусите вы сладких плодов от нее, ( Гл.1. Чего не досказали нам немецкие педагоги);
  • Было произнесено живое слово: воспитывайте человека, а не чиновника, и все пойдет хорошо…Мы узнали, что воспитывать человека — значит дать свободно развиваться природным его силам, оберегая их от всех вредных влияний, ( Гл.3. Наша преобразованная школа);
  • Школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному и стремления к ним; но она не может навязывать никакой теории для жизни, равно никакой исключительной идеи, которой должна быть посвящена жизнь, (Гл.5. Идеальная школа);
  • В настоящее время в большинстве наших школ видится преобладание взглядов «Домостроя» на человеческую натуру, что подсказывает полное незнакомство с законами духовного развития и что должно было случиться при невежественном отношении к науке о природе и человеке, (Гл.6. Школа и семья);
  • Законы, вносимые в школу государством в следствие какого-нибудь временного его политического настроения, часто противоречат педагогическим требованиям, основанным на вечных естественных законах, которыми только и может держаться настоящая школа, (Гл.7. Школа и государство);
  • Возвращаюсь опять к школе: мы хотим сказать, что у нее должны быть свои права, которые бы защищали ее от произвола личностей и которые она сама могла бы защищать на основании законов, чтобы каждый трудящийся в ней педагог не мог чувствовать на себе посторонних давлений и не вынужден был подделываться под нрав какого-нибудь чиновного лица, (Гл.7. Школа и государство).

Список основных научных трудов В.Я.Стоюнина:

  • Высший курс русской грамматики. СПб., 1852.
  • Избранные педагогические сочинения. М., 1991.
  • Классная русская хрестоматия. Для младших классов средне-учебных заведений. СПб., 1876.
  • О преподавании русской литературы. СПб., 1864. (5-е издание: СПб., 1898.)
  • Педагогические сочинения. СПб., 1892.
  • Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы. До новейшего периода. СПб., 1869.
  • Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. СПб., 1869. (8-е издание: СПб., 1910.)
  • Руководство для преподавателей русского языка в младших классах средне-учебных заведений. СПб., 1876.
  • Хрестоматия к руководству для теоретического изучения литературы. Ч. 1—2. СПб., 1879.

 

Список используемой литературы :

  1. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. — М.: Учпедгиз,1959.- 356 с.
  2. Стоюнин В.А. Избранные педагогические сочинения.  — М.: Педагогика, 1954. — 367 с.