Буслаев Фёдор Иванович

Портрет Федора Ивановича

Научная сфера: филолог и искусствовед
Место работы: Московский университет
Учёная степень: доктор словесности (1861) доктор теории и истории искусств (1889)
Учёное звание: заслуженный профессор (1873), академик СПбАН

 

 

 

 

 

Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одною, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя: он предлагает свою науку единственно тому, кто поймет его. Напротив того, педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается.

Биография

  • Родился 13 (25) апреля 1818 в г.Керенске Пензенской губ. в семье судебного чиновника.
  • В 1833 окончил пензенскую гимназию и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета (окончил в 1838).
  • По окончании университета Буслаев преподавал русский язык в гимназиях Москвы и давал частные уроки.
  • В 1847 преподаватель, с 1859 – профессор Московского университета. Впоследствии был избран действительным членом Российской Академии наук.
  • Опыт исторической грамматики русского языка, 1858.
  • В 1861 издал труд Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков.
  • В 1860–1870-е годы Буслаев совершил несколько заграничных путешествий – выезжал в Чехию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию где изучал историю искусства.
  • Мировую славу принесла Буслаеву книга Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX (1884).
  • В 1886 издал книгу Мои досуги, в которую вошли статьи о современной ему литературе – о произведениях Н.Карамзина, И.Крылова, М.Погодина и др. писателей, а также работа О значении современного романа и его задачах.
  • Умер Буслаев в пос. Люблино под Москвой 31 июля (12 августа) 1897.

Научная деятельность Ф. И. Буслаева.

Ф.И.Буслаев вошёл в русскую культуру в то время, когда в России началась активная деятельность по созданию отечественной науки, и он, разночинец и бедняк, учившийся на медные гроши, далёкий от политических течений в России и за рубежом, верил, что «основная сила прогресса – наука».  Буслаев переходил в своих занятиях постепенно от одной научной области  к другой — сначала язык, потом литература, наконец, искусство поочередно захватывали сферу его интересов. В различные периоды жизни Федора Ивановича в нем можно различить трех  ученых. Остановлюсь на ученом первого периода, на ис­следователе русского языка, создателе исторической науки о русском языке, основателе русской филологии.

«О преподавании отечественного языка» Ф.И.Буслаева (1844 г.) – основной труд в истории русской методики преподавания родного языка в общеобразовательной русской школе, положивший начало теории и практике новой педагогической науки, которой не было аналогов ни в России, ни в Европе.

Поскольку Ф.И.Буслаева всегда отличала потребность в изучении фундаментальных трудов своих предшественников в решении исследуемых им проблем, а не только опора на личный опыт преподавателя русского языка и русской словесности, то он глубоко проанализировал античную и европейскую литературу по обучению и воспитанию учащихся и сумел создать и обосновать национально-ориентированную методику обучения отечественному языку, учитывая особенности русского родного для школьников языка как предмета обучения, воспитания и развития.

В центре его научных интересов находились проблемы изучения диалектов, связи истории языка с историей страны. Публиковал в печати многочисленные статьи на эти темы – «Об эпических выражениях украинской поэзии» (1850), «О народности в древне-русской литературе и искусстве» (1857), «Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда» (1858) и др.

В 1861 издал труд «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков». В Хрестоматию вошли 135 произведений, некоторые были подготовлены к печати по рукописям и опубликованы впервые. В том же году была опубликована книга Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» – яркое свидетельство мифологической школы в русской науке.

Слово есть главное и самое естественное орудие предания. К нему, как к средоточию, сходятся все тончайшие нити родной старины, всё великое и святое, всё, чем крепится нравственная жизнь народа.

Результатом изучения древнерусской иконописи, орнамента и миниатюр лицевых рукописей стал изданный в 1884 г. «Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-й», принёсший Буслаеву мировую известность. В книге автор проследил связь между памятниками искусства, литературы и фольклора.

Буслаев относил себя к русской школе, приверженцами которой были также А.Н.Афанасьев, А.А.Котляревский и др. филологи. По его мнению, народное мировоззрение, народная мораль проявляются в первую очередь в языке и в мифологии. Народная поэзия, в понимании ученого, является нравственным идеалом. Называя «славянофильскую самостоятельность» одной из ложных и вредных для науки крайностей, Буслаев тем не менее считал ее «гораздо достойнее подначального западничанья».

В труде «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (т. 1-2, 1861), рассматривая фольклор «осколки древних мифов», выступил последовательным представителем мифологической школы в российской науке. Позднее разделял взгляды сторонников миграционной теории, объяснявшей сходство фольклорных сюжетов и эпизодов у разных народов заимствованием. Ученый оставил потомкам интересные наблюдения, основанные на сопоставлении русского средневекового искусства с византийским и западноевропейским. В работе «Перехожие повести» (1874, опубликована в сборнике «Мои досуги», 1886) развивал идеи немецкого учёного Т. Бенфея о заимствованиях сюжетов и мотивов европейского фольклора с Востока. Занимался изданием древних рукописей и изучением икон («Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX»; т. 1-2, 1884). Ф. И. Буслаев одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобразительным искусством, обращал внимание не только на содержание памятника, но и на его эстетическую ценность, подчеркивая неразрывное единство языка, поэзии и мифологии. Результаты исследований Буслаева обобщены в “Исторических очерках русской народной словесности и искусства” (СПб., 1861).

Буслаев полагал, что язык является средством «приобретение» мысли, в нем отражается вся жизнь народа. Он провозглашал необходимость сравнительно-исторического изучения родного языка после того, как усвоены его основные правила. Написанная Буслаевым в 1858 г. «Историческая грамматика русского языка» еще при жизни автора выдержала пять изданий, а со временем так стал называться университетский курс истории русского языка. Буслаеву принадлежит «Историческая грамматика по церковнославянскому и древнерусскому языку» (1861), в которую включены важнейшие письменные памятники средневековой Руси и их историко-литературный и лингвистический комментарий.

Список наиболее известных трудов:

  1. Преподавание отечественного языка: учебное пособие / Ф. И. Буслаев; [сост.: И. Ф. Протченко, Л. А. Ходякова]. — М.: Просвещение, 1992. — 511 с
  2. Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях. — Санкт-Петербург : журн. «Пантеон литературы», 1890. — 64 с.
  3. Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX. — 1884.
  4. Русская хрестоматия: Памятники древнерусской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями, со словарём и указателем. — М., 1870.
  5. О преподавании отечественного языка / Соч. Федора Буслаева. — Москва : бр. Салаевы, 1867.
  6. О влиянии христианства на славянский язык: Опыт истории языка по Остромирову Евангелию. — М., 1848.
  7. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / сочинение Ф. Буслаева. — Санкт-Петербург : издание Д. Е. Кожанчикова, 1861.

Источники:

  1. https://sites.google.com/site/metodikaobucenia/licnosti-kotoryh-nuzno-znat/f-i-buslaev
  2. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fpravoslavie.ru%2F1355.html&cc_key=
  3. https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.portal-slovo.ru%2Fphilology%2F46448.php
  4. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fmpgu.su%2Fscientists%2F127481%2F&cc_key=

Над проектом работали:
Григорян Марианна
Казьмина Елизавета
Нугаева Софья
Группа фл-рлб-31