Ерохина Елена Ленвладовна

Ерохина Елена Ленвладовна

Ерохина Елена Ленвладовна

Сведения о методисте:  

Доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ, автор УМК по литературе. Закончила МПГИ им. В.И. Ленина, филологический факультет (диплом с отличием).

  • Тема кандидатской диссертации: «Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя».
  • Тема докторской диссертации: «Академическая культура субъектов исследовательского обучения».

На протяжении многих лет Ерохина Елена Ленвладовна  в своих научных и методических работах обращалась к различным аспектам развития компетенций учащихся в процессе обучения литературе.

В кандидатской диссертации «Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя» педагогическая рецензия характеризуется в сопоставлении с другими вторичными текстами-исследованиями: с литературной рецензией, первичным текстом для которой является литературное произведение, и научной рецензией, которая является интерпретацией первичного научного текста.

Так же исследуется обучение созданию педагогических рецензий, организация работы, ее этапы, готовность студентов-филологов к созданию педагогических рецензий, задачи и программа опытного обучения.

Ерохина Е.Л. считает, что «коммуникативные цели оценочного высказывания учителя и педагогической рецензии схожи. Эти коммуникативные цели могут быть реализованы при соблюдении следующих условий: 1) эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности в отношении школьника, должен быть понятен самому школьнику; важно, чтобы представления учителя и школьника об оцениваемом объекте совпадали; 2) доверие школьника к учителю и его оценкам».

В работе Елена Ленвладовна доказывает, что эффективность обучения будущих учителей русского языка и литературы созданию педагогических рецензий значительно повысится, если: студенты осознают особенности педагогической рецензии, овладеют коммуникативно-речевыми умениями и выполнят оптимальный набор специальных коммуникативных задач.

В докторской диссертации «Академическая культура субъектов исследовательского обучения»  исследовательское обучение рассматривается в его коммуникативном аспекте. Именно риторический подход к определению условий, правил, стратегий эффективного взаимодействия субъектов исследовательской деятельности позволяет увидеть наиболее общие закономерности ее организации, так как «риторика исследует многовековую культуру действенного слова, которая является частью нас самих…» (О.И. Марченко).

В теоретической части исследования выделено содержательное ядро исследовательского обучения, определенное как академическая культура. В процессе инкультурации учащийся-исследователь и учитель-научный руководитель овладевают коммуникативной культурой как важнейшей составляющей академической культуры.

В практической части исследования рассмотрены основные «аспекты коммуникативного пространства» (М.Б. Гаспаров) академической культуры: тексты и речевые события; дана их комплексная характеристика, позволяющая вычленить проблемы и противоречия, возникающие в процессе речевого взаимодействия субъектов исследовательского обучения.

В работе доказывается то, что эффективное развитие академической культуры субъектов исследовательского обучения возможно, если:  применить культурологический подход к анализу и моделированию образовательного процесса, выявить содержательное ядро исследовательского обучения — академическую культуру, охарактеризовать ценностно-нормативную составляющую академической культуры; разработать покомпонентное содержание коммуникативной культуры субъектов исследовательского обучения и положить его в основу проектирования планируемых результатов обучения.

Научные труды:

1. Ерохина Е.Л. Справочник по литературе для школьников и абитуриентов: моногр. М.: Олимп, 2003. С. 347

Издание адресовано школьникам и абитуриентам. Материалы справочника помогут быстро восстановить в памяти главные темы, идеи и образы, художественные особенности произведений. Содержит краткий словарь литературных терминов.

2. Ерохина Е.Л. Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий // Начальная школа плюс До и После.– М: Баланс, 2013. №8. С. 3–6

В статье обосновывается необходимость чёткого разграничения понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность» учащихся. Дана подробная характеристика указанных видов деятельности, выявлены главные дифференцирующие факторы, проведено сопоставление. Систематизирован контекст употребления понятий «исследовательский» и «проектный».

3. Ерохина Е.Л. Методологические основы формирования коммуникативной компетенции учащегося-исследователя // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты.– Сочи: Сочинский государственный университет, 2014. №19. С. 106–109.

В статье сопоставляются основные подходы в образовании в аспекте их соответствия принципам исследовательского обучения. Обосновывается идея: цели исследовательского обучения реализуются при культурологическом подходе в образовании. Сказанное положено в основу формирования и развития коммуникативной компетенции ученика-исследователя.

4. Ерохина Е.Л. Обучение сочинению-исследованию на уроках литературы // Образовательная панорама.— Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», 2015.— С. 98-101

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы. Предлагается один из путей решения этой проблемы на основе использования опыта методики преподавания литературы в 50-70-е годы XX века: обучение созданию сочинения-исследования.

5. Ерохина Е.Л. Формирование коммуникативной культуры студентов // Русский язык в школе.– М: Наш язык, 2016. №1. С. 58–63.

Автор предлагает пути формирования исследовательских компетенций школьников, опираясь на опыт обучения студентов филологического факультета МПГУ.

6. Ерохина Е.Л. Новые компетенции в структуре языковой личности современного учителя-словесника как ориентир модернизации филологического образования// Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты.– Сочи: Сочинский государственный университет, 2017. №22-1. С. 77–79.

В статье рассматриваются компетенции учителя-словесника, актуализированные современным состоянием педагогического дискурса: осознание социально-коммуникативной ответственности за качество текстов, порождаемых всеми участниками образовательного процесса; владение жанрами академической речи, востребованными в ходе организации исследовательского обучения; фасилитационные умения в процессе проведения парной и групповой работы на уроке. Представленные компетенции должны стать планируемым результатом обучения студентов педагогических вузов.

7. Ерохина Е.Л. Жанровый кластер современного учебника литературы // Ценности и смыслы.— Москва: Институт эффективных технологий, 2018.— С. 47-57

В статье описан и систематизирован жанровый репертуар учебника литературы; установлено соответствие между методикой работы с учебником на уроках литературы и коммуникативным (риторическим) подходом к чтению, анализу и интерпретации текстов разных жанров.

Методические пособия по литературе:

  1. Литература : проектирование учебного курса : 5 класс : методическое пособие / Е.Л. Ерохина; под ред. Г.В. Москвина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Вентана-Граф, 2015. — С. 128
  2. Литература: проектирование учебного курса: 6 класс: методическое пособие / Е.Л. Ерохина; под ред. Г.В. Москвина. — 2-изд., испр. и доп. — М.: Верната-Граф,  2016.— С. 96 
  3. Литература : проектирование учебного курса : 7 класс : методическое пособие / Е.Л. Ерохина; под ред. Г.В. Москвина. — М. : Вентана-Граф, 2015. —С. 88

Использованная литература:

  1. Сайт МПГУ: сайт. — URL: http://mpgu.su/staff/erohina-elena-lenvladovna-2/ (дата обращения: 15.10.2019). — Текст: электронный.
  2. Альдебаран. Электронная библиотека книг: сайт. — URL: https://aldebaran.ru/author/l_erohina_e/ (дата обращения: 15.10.2019). — Текст: электронный.
  3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: сайт. — URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 19.11.2019). — Текст: электронный.

 

Работу выполнили студентки гр. ФЛ-РЛБ-31:

Бушмина Дарья,

Владычкина Дарья,

Гаспарян Ксения,

Ерошенко Юлия.