О роли символического представления информации в жизни человека. Проект рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих тему «Кодирование информации.»
Вводная презентация проекта
С древних пор человек передавал информацию. Делал он это с течением времени по-разному.
Самый древний и самый простой способ передачи письма является пиктографическим или же рассказом в картинках. Такой способ передачи информации несовершенен, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Хотя пиктограммы в современных языках широко используются. Одни из самых широко используемых кодировок текста являются ASCII, UNICODE, в которой один символ кодируется не одним, а двумя байтами. Так же существуют другие кодовые таблицы (DOS, ISO, WINDOWS, KOI8-R, KOI8-U, UNICODE).
С течением времени возник другой вид передачи информации с помощью иероглифов.
Каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку. Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: «пишу понятие» или «пишу идею»
Человек изначально являлся существом социальным, именно это с подвигло принимать попытки создать связь со своими сородичами. Наскальные рисунки, пиктограммы, иероглифы — всё это помогало людям выразить свои мысли в том виде, в каком они сами видели их. В итоге человек создал множество средств передачи информации.
Сейчас компьютер является надёжным помощником человека в процессе передачи и обработки информации, но компьютер — машина, он не способен распознавать образы и чувствовать. Понадобились специальные средства для надёжного и точного представления информации в компьютерной среде, и теперь компьютеры и роботы управляют производством и играют футбол. В своём проекте мы расскажем, как (и почему именно так) кодируются символы различных алфавитов, какие существуют представления целых и вещественных чисел, каким образом представляются рисунки и фильмы в памяти компьютера. Живой, красочный и удивительный мир становится возможно видеть на экранах мониторов, сложнейшие вычисления, используемые в науке и технике, ускоряют научно — технический прогресс, общение в интернете становится частью нашей жизни. Всё это стало возможным благодаря когда-то придуманному Символу-не только способу представления мира, но и основе нашего мышления. Вперёд, друзья!
Древнее представление информации
Современное представление информации
Тема исследования. Сходство и различия представления информации в древности и в наши дни.
Цель учителя: сформировать представление о способах кодирования различных видов информации.
Задачи учителя:
- Сформировать представление о представлении информации в древние времена.
- Сформировать представление о современном представлении информации.
- Научиться классифицировать информацию по её видам.
- Сформировать представление о роли символического описания предметов окружающего мира для мышления человека.
Цель ученика. Выявить роль алфавита в жизни человека.
Задачи ученика:
- Выявить способы представления информации в древности
- Выявить способы кодирования текстовой, графической информации в современных компьютерных системах
Гипотеза:
Основные черты представления информации в древности и в наши дни являются сходными: появление языка, разбиение слов на слоги, слогов на звуки, появление алфавита способствует повышению уровня абстрактности знаковой системы.
Для представления различных видов информации можно использовать двоичную схему исчисления.
Этапы исследования:
- Выбор темы исследования
- Формулировка проблемы исследования
- Создание визитной карточки проекта
- Визуализация схемы проекта с помощью средств создания карт знаний.
- Создание wiki страницы по теме : Древнее представление информации
- Создание wiki страницы по теме : Современное представление информации
- Создание презентации по теме : Загадка генетического кода.
- Дискуссия по теме: Влияние символов на нашу жизнь
План дискуссии
- Начертание букв: от рисунков животных к типографским символам.
- Буквы латинского и русского алфавита: на что они похожи?
- История букв а, ф, ё.
- Символы, которые появились недавно @, $, #.
Вопросы для поиска в интернете
1. Кириллица и глаголица — две русские азбуки.
2. Гражданский шрифт Петра I.
3. Вклад М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С Пушкина, В.И.Ленина в развитие русского письма.
4. «Корова через ять».
5.Начертание буквы А в разные времена.
6. Почему «собака» mail.ru?
7. Письмо в редакцию : почему я открываю сайт а он отображается твёрдыми знаками?
8. За что семинаристам «Ижицу прописывали»?
9. Как посмотреть двоичный код файла?
10. Как из разных цветов получить белый и чёрный цвет (как правильно смешивать краски).
11. Какую форму имеет снежинка ? (фракталы в нашей жизни)
12. Как skype передаёт видео сигнал?
13. *.wma vs *.mp3 — кто эффективнее ?
14. Что такое *.avi ?
15. Форматы сжатия видео .mpeg2, .mpeg4 ?
Вопросы для мозгового штурма.
1. Сколько символов содержится в заголовке проекта? (Ответ: 33 Нужно учесть буквы, пробелы,знаки препинания, и символ конца строки)
2. В азбуке Морзе буквы кодируются длинным и коротким сигналом точкой и тире. Можно ли сказать что это была первая система двоичного кодирования. (Ответ:)
3. Как разумно подобрать пароль для эл. почты? (Ответ:)
4. Василий Кипятков решил создать мощную криптографическую защиту для своей странички. Можно ли ему посоветовать использовать стандартный генератор случайных чисел rand () ?
5. В книжке Астрид Линдгрен о маленьком сыщике Карле Блюмквисте девочка Ева-Лотта смогла передать информацию об убийце при помощи «разбойничьего языка» : к каждой согласной добавлялась буква о и эта согласная повторялась, например : ворона -вовороронона. Попробуйте и вы закодировать какое нибудь весёлое слово.Как называется такой способ передачи данных?
Дидактические цели:
Обучающие цели проекта: сформировать представление о способах кодирования различных видов информации.
Развивающие цели проекта: развивать наблюдательность и внимательность, умение работать в команде. Развивать умения работать с Интернет-источниками.
Воспитательные цели проекта: Формирование таких качеств личности, как ответственность, организованность, дисциплинированность, долг, достоинство, скромность, правдивость.
Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся смогут:
- знать способы представления информации в древние времена.
- знать способы представления информации в современном мире.
- знать способы кодирования текстовой, графической информации в современных компьютерных системах
- знать о роли символического описания предметов окружающего мира для мышления человека.
Описание методов оценивания:
В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся. С помощью презентации учитель показывает пример проектной деятельности учащихся. Затем обсуждается общий план и тема проекта. Составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по котором происходит контроль и самоконтроль в группах. Учащиеся распределяются на группы и приступают к работе.
Формирующие методы оценивания:
- Учебные вопросы. Они используются для определения знаний учеников по данной теме.
- Презентации — создание учащимися в процессе продвижения по плану проекта.
- Мозговой штурм — цель в том, что учащиеся придумывают идеи, связанные с заданной темой и связывают эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями.
Итоговые методы оценивания:
- Урок-конференция — обсуждение вопросов связанных с окончанием проекта, защита презентаций.
- Самооценка и рефлексия.
- Создание портфолио учеников для отображений усилий прогресса достигнутого учащимися.
- Критерии оценивания вики-статьи.
- Критерии оценивания презентации.
Результаты исследования:
- Создание wiki страницы
- Создание проекта
- Получение навыков создания проектов
- Закрепление материала
- Освоение базовых понятий по теме Виды информации.
Выводы :
Современные способы представления всё больше абстрагируют символ от предмета.
Представление информации вначале в рисунках, а затем в пиктограммах и иероглифах было неудобно т. к. со временем появились новые слова и их передача становилась более громоздкой и неудобной.
Эти факторы стали предпосылкой возникновения алфавита и дальнейшего деления слов на слоги, слогов на звуки и сопоставление звукам букв.
Так было до 20 века, пока не появились ЭВМ. С появлением компьютеров пришло кодирование букв. Это привело к окончательному отделению представления информации от самого предмета и возникновение такого понятия, как данные. Данные, в отличие от информации,- набор символов, не обязанный обладать каким-то смыслом(например, пароль от электронной почты, играющий очень важную роль для защиты информации, для шифрования которого используются мощные криптографические алгоритмы, совершенно необязательно (и даже не рекомендуется ) выбирать в виде известного, понятного слова ). Для того, чтобы выявить смысл и пользоваться данными, нужен либо человек, который сможет с ними оперировать, либо система обладающая некоторыми признаками искусственного интеллекта.Для того, чтобы машина могла обрабатывать данные, необходимы правила, позволяющие рационально представлять информацию в памяти компьютера.Причём разная информация должна иметь разные способы отображения.Например, буквы, цифры, специальные символы могут быть закодированы при помощи специальных таблиц, когда каждому символу сопоставляется определённый двоичный код, и для размещения всей таблицы символов хватает одного байта. При кодировании графических изображений необходимо хранить данные о цвете и положении каждой точки экрана-приходится задавать таблицы цветов и здесь уже одним байтом не обойтись.Кодирование звука и видео ещё более сложная задача.
В своём проекте мы решили разобраться с современными способами представлении различных видов информации в компьютерных системах.