Система вопросов к повести «Меч для кощея, или Три дороги к Поклон-горе С.Н. Синякина

Система вопросов к повести «Меч для кощея, или Три дороги к Поклон-горе С.Н. Синякина

Вступительное слово

Российский писатель-фантаст Сергей Николаевич Синякин родился 18 мая 1953 года в семье военного в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года он проживал в Волгоградской области (г. Новоаннинский), с 1965 года – в городе Волгограде.

После армии с 1973 года служил в органах внутренних дел, сначала в ОБХСС, затем – в уголовном розыске. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности. За время работы в милиции Синякин стал свидетелем ряда абсолютно нефантастических, но кажущихся нереальными историй о волгоградских милиционерах, многие из которых вошли в «Книгу о странных вещах» (2011).

Первые рассказы и повести («Резервация» и «Шагни навстречу») были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в восьмидесятые годы. В 1990 году в Волгограде была издана первая книга «Трансгалактический экспресс». В книгу также вошла повесть «Меч для Кощея или Три дороги до Поклон-горы». В 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник «Имя для рыцаря».

Первые издания автора: 1991 – авторский сборник «Лебеди Кассиды»; 1999 – публикация в журнале «Если» повести «Монах на краю Земли»; 2000 – публикация рассказа «Марки нашей судьбы» в сборнике «Фантастика-2000»; 2000 – авторские сборники «Монах на краю Земли» и «Владычица морей».

Был награжден премиями «Интерпресскон-2000», «Бронзовая улитка-2000», «Сигма-Ф» по номинации «Лучшая фантастическая повесть», а также премией имени братьев Стругацких по номинации «Лучшее художественное произведение в области фантастики».

Скончался на 68-м году жизни 24 ноября 2020 года в одной из волгоградских больниц от осложнений после коронавирусной инфекции.

Система вопросов к повести «Меч для Кощея, или Три дороги к Поклон-горе»

1.Какие впечатления вызвала у вас повесть?

Повесть вызывает чувство радости — в ней есть веселые моменты, она оканчивается победой добра над злом.

2. На что похожа эта повесть? Каким языком она написана?

Эта повесть похожа на сказку. Только в ней объединены несколько разных сказок: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Кощей Бессмертный». Богатыри уже знакомы со своими прежними врагами. Персонажи взаимодействуют между собой и принадлежат к одной из сторон: к стороне Кощея или к стороне Защитников. Язык повести стилизован под сказочный.

3. Какие признаки сказочного сюжета вы увидели?

Есть проблема, которая разрешается в конце произведения, некоторые диалоги повторяются по три раза (например, в моменте игры с богатырями), 3 богатыря, 3 развилки, т.е. присутствует троекратное повторение. В повести фигурирует цифра 7, которая, как и 3, также является магическим числом. Большое значение придается клятвам и «слову». Торжество добра над злом.

4. Могут ли вещи, описанные в истории, существовать в реальном мире? Какие это вещи?

Нет, не могут. Чудесными вещами в повести являются скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, дубинка-самобой, гусли-самоплясы.

5. А пытался ли кто-то из героев повести понять, как же работают эти чудесные предметы? Получилось ли у него? 

Монах пытался «алгеброй гармонию проверить». Он потратил много лет, чтобы узнать, как действуют чудесные предметы, но у него ничего не вышло. Материалы, из которых сделаны волшебные предметы, совершенно обычные, но на практике чернецу удается проверить только их волшебное действие.

6. К какому жанру относятся произведения, события которых невозможны в реальном мире.

  1. Сказка
  2. Фантастика.

7. Поскольку в данной повести действительно соединяются сказка и фантастика, данную повесть называют «фанто-фольклорной». Однако, помимо фантастических элементов, повесть затрагивает и важные вопросы современного мира. Какие это эпизоды?

В повести затрагиваются проблема отношения человека к животным (конь Алеши Поповича отказывается участвовать в битве, обижаясь на него за то, что богатырь готов им пожертвовать ради спасения своей жизни); проблема труда и лени (Емеля, получив слово от волшебной щуки, перестает трудиться и лежит на печи, возложив на нее даже бытовые обязанности), а также проблема нравственного выбора (Баба-Яга решает, на чью сторону ей встать; одноглазое Лихо и змей переходят на сторону богатырей).

8. Все ли персонажи переходят на сторону богатырей добровольно?

Все персонажи переходят на сторону добра добровольно, однако не все — искренне. Некоторые (Баба-Яга, Лихо) восстают против Кощея в поиске меньшего из зол: не всем нравится власть Бессмертного, но никто не хочет остаться в немилости у победившей стороны. Одноглазое Лихо хочет сохранить свою жизнь любой ценой.

9. Подумайте, верно ли поступают богатыри, прощая бывших врагов? 

Да, ведь благодаря прощению они обрели союзников, которые помогли им победить Кощея. Необходимо проявлять сострадание, поскольку для того, чтобы уменьшить зло во всем мире, нужно прекратить отвечать жестокостью на жестокость. Каждый заслуживает шанс на исправление.

Нет, многие из перешедших на сторону богатырей персонажи ненадежны: они предают того, кому дали слово (правая голова Змея, Лихо), и ищут для себя выгодную позицию. Как только нынешняя позиция станет им невыгодна, они снова поменяют сторону, но уже будут знать преимущества и слабости преданной стороны, и использовать их во зло.

Список использованной литературы

 

  1. Сергей Синякин: биография: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@volgacon-sergei-sinyakin-biografiya (дата обращения: 13.06.21).
  2. Сергей Синякин // Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 13.06.2021).
  3. С.Н. Синякин. Меч для Кощея, или Три дороги на Поклон-гору [Электроный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=40497&p=1 (дата обращения: 13.06.21)