Частнометодические принципы обучения литературе

Частнометодические принципы обучения литературе

Многообразие содержания литературы как учебного предмета в школе требует и разнообразия методов и приемов обучения, при этом каждый метод обучения, применяемый учителем, связан непосредственно с соответствующими этому методу видами деятельности учащихся. Решая задачи литературного образования, учитель опирается на общепедагогические и частнометодические принципы — это направления, возникшие в результате обработки научно-педагогических закономерностей и практического опыта преподавания литературы.
Рассмотрим частнометодические принципы обучения в соответствии с логикой познавательной деятельности учащихся в области литературы.

 

1. Преподавание литературы как искусства слова

Организуя процесс обучения литературе, учитель всегда должен помнить, что имеет дело с искусством слова, поэтому одна из главных задач учителя литературы состоит в том, чтобы формировать у школьников духовные потребности и способности к их самостоятельному развитию. Наиболее полно этот процесс  описал В. И. Тюпа:

  •  первая ступень (5 – 6 классы– воспитание у ученика жанровости литературно мышления.

Требуемый результат: жанровая идентификация школьником ранее неизвестных ему текстов; выявление в незнакомом тексте моментов его художественной организации: строфики, стихотворного размера, сюжета как системы эпизодов, композиции. Уровень начитанности школьника определяется не количеством страниц и текстов, а разнообразием уверенно опознаваемым им жанров и жанровых форм.

  • вторая ступень (7 – 8 классы) – становление у ученика эстетического вкуса в области литературы (эстетическая установка на обнаружение художественной целостности текста: распознание его «красоты», глубокой эмоциональной и конструктивной целесообразности каждой его части).

Требуемый результат: в предложенном фрагменте знакомого текста учащийся должен обнаружить художественную целесообразность, внутреннюю необходимость отдельных слов, фраз, деталей, сцен как «факторов художественного впечатления».

  • третья ступень (9 класс) – углубление читательского сотворчества до степени реализации духовных потенций личности в самом процессе чтения.

Требуемый результат: умение ученика создать словесное описание воображаемой иллюстрации к прочитанному тексту, передающей наиболее сильное и глубокое впечатление от прочитанного: умение вести читательский дневник, способность написать на его основе сочинение-эссе в жанре субъективного «литературного портрета» (по аналогии с очерком М. Цветаевой «Мой Пушкин»), умение стилизовать и пародировать творческую манеру писателя.

  • четвертая ступень (10 класс) – формирование культуры художественного обобщения (углубление читательского восприятия).

Требуемый результат: учащийся должен уметь выявлять художественную концепцию личности как содержательную основу эстетической целостности литературного произведения.

  • пятая ступень (11 класс) – формирование культуры интерпретации художественно произведения как коммуникативного события.

Требуемый результат: систематизированность накопленного за годы обучения читательского опыта; умение интерпретировать художественный текст [1].

2. Анализ художественного произведения в единстве формы и содержания

Главным законом художественного творчества является закон единства содержания и формы или закон содержательной формы, который заключается в том, что форма литературного произведения всегда содержательна, а содержание формально организовано. Этот закон действует на всех уровнях художественного текста. И произведение в целом, и художественная речь, и иные компоненты литературного произведения заключают в себе это единство. Необходимо лишь различать относительно какого понятия тот или иной компонент выступает в роли содержания или формы. Литературный образ или система образов служат способом выражения оценки автором жизни (содержание), но литературный образ выступает в роли содержания относительно тех приемов, с помощью которых создан. Приемы раскрытия образа также несут в себе содержательный и формальный моменты. Единство содержания и формы проявляется на любом уровне и определяет целостность художественного произведения.

Целостность – это внутренняя завершенность, полнота, неизбыточность художественного целого, то есть предельная упорядоченность формы произведения относительно его содержания как эстетического объекта: в тексте шедевра литературного произведения нет ничего случайного, безразличного, необязательного.

В целях научного изучения единство, целостность литературного произведения намеренно разрушается. В произведении выделяются  его слагаемые, его составные части, но выделяются для анализа. Целостный анализ произведения предполагает аналитическое исследование художественных единств, то есть целостности. Другими словами, художественное произведение познается в научной форме. Но научный анализ произведения должен улавливать природу единства, а это сложно, поскольку при анализе исследователь расчленяет произведение на элементы, выделяет разные стороны произведения. Это необходимо, но следует учитывать, что форма содержательна, а содержание формально организовано. [3]

3. Принцип историзма

 Применительно к литературному произведению принцип историзма состоит в том, что оно рассматривается, во-первых, в его собственном движении — как явление творческого процесса, во-вторых, в связи с общим творческим развитием его автора — как элемент его творческой биографии и, в-третьих, как проявление историко-литературного движения — как явление развития литературы того или иного периода.
Принцип историзма требует, чтобы произведение рассматривалось не в изоляции от других явлений литературы, искусства и действительности, а в соотнесенности с ними, ибо каждый элемент искусства является в то же время и элементом действительности. Язык художественного произведения должен изучаться в его соотнесенности с языком общенациональным, литературным, языком писателя во всех его проявлениях. То же касается художественных образов, сюжета, тем произведения, поскольку образами, сюжетом, темами произведения избираются явления действительности — существующие или существовавшие. [3]

Пример вопроса для обсуждения в классе:
Какие коренные проблемы русской жизни конца XIX — начала XX в. отразил Чехов в рассказе «Невеста»?

4. Принцип традиций и новаторства в творчестве конкретного писателя

Традиция и новаторство – важнейшие составляющие литературного процесса. Нет ни одного великого произведения литературы, которое было бы создано в отрыве от контекста мировой культуры. Подлинная традиция всегда предполагает новаторство, а новаторство возможно лишь на фоне традиции.
 Один из наиболее известных филологов XX века М. М. Бахтин, постоянно возвращавшийся к этой проблематике, написал так: «Всякий действительно существенный шаг вперед сопровождается возвратом к началу, точнее, к обновлению начала. Идти вперед может только память, а не забвение. Память возвращается к началу и обновляет его. Конечно, и сами термины «вперед» и «назад» теряют в этом понимании свою замкнутую абсолютность, скорее вскрывают своим взаимодействием живую парадоксальную природу движения».
В другой работе Бахтин создает прекрасную метафору: «Великие произведения литературы подготовляются веками, в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания. Пытаясь понять и объяснить произведение только из условий его эпохи, только из условий ближайшего времени, мы никогда не проникнем в его смысловые глубины».
Обращаться к этому принципу в работе учителя не составляет труда. Достаточно продемонстрировать учащимся названную составляющую литературного процесса в творчестве конкретного писателя. Например, Михаила Юрьевича Лермонтова.
Путь Лермонтова как продолжателя традиций Пушкина достиг совершенства в период собственного развития творчества поэта. Поэзия Пушкина для Лермонтова стала самой высшей художественной школой. Лермонтов брал пример с трудов Пушкина, освоил все грани поэтического искусства, сумел сформировать собственное новое стихосложение. Произведения Пушкина «Кавказский пленник», «Евгений Онегин» оказали благотворное влияние на обращение Лермонтова к жанру романтической поэмы, сформировали новый художественный образец, смогли стать путеводным начинанием. Лермонтов сформировал яркий своеобразный образец романтической поэмы [6].

Пример вопроса для обсуждения в классе:
Как Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”? Прокомментируйте высказывание Ф. М. Достоевского «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя!».

5. Внутрипредметные связи 

 Внутрипредметными связями на уроках литературы принято называть установление таких связей курса, которые проявляются в умении ученика выявлять различные виды литературной связи (архетипы, «вечные мотивы» и т.д.). Этот навык позволяет школьнику наиболее четко увидеть весь историко-литературный процесс. Для наиболее полного понимания художественного текста учащимися их необходимо ознакомить с такими терминами, как «интертекст», «реминисценция», «подражание» и так далее.
Для создания внутрипредметных связей в методике существуют следующие приемы:
— использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее;
— использование сопоставления и интеграции однотипного материала;
— обобщение материала на основе сравнения.
Например: изучая произведения, мы встречаемся с мистикой (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Портрет»; А.С. Пушкин «Бесы»; М. Ю. Лермонтов «Русалочка»); с поиском смысла жизни   (В.Г. Короленко «В дурном обществе», Д.Лондон «Любовь к жизни»); войной ( М. Ю. Лермонтов «Бородино», К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»); с мотивом сна (В.А. Жуковский «Светлана»,  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») [5].

Пример вопроса для обсуждения в классе:
Сопоставьте Петербург в изображении Пушкина А. С., Некрасова Н. А. и Достоевского Ф. М.

 

6. Усвоение основных понятий по истории и теории литературы

Научные понятия, включенные в курс 4-7 классов, имеют преимущественно теоретико-литературный характер: они дают представление об основных законах словесного искусства, сохраняющих свое значение на протяжении громадных периодов истории или даже в течение всей исторической жизни искусства.
В шестом классе при изучении отрывка из «Полтавы» Пушкина дается важнейшее понятие о метафоре. Оно не может быть освоено вне времени уже по той причине, что должно быть замечено, выделено, осмыслено в пушкинском тексте. А для этого учащимся надо иметь хотя бы некоторое представление и о событиях и лицах, изображенных в поэме, и о настроении поэта, о его отношении к личности и деятельно­сти Петра. Тогда первый же стих отрывка — «Горит восток зарею новой» — откроет им свой глубинный метафорический смысл: это не только утро битвы, но и утро «молодой России».
В 7 классе взаимосвязь исторического и теоретического аспекта в литературоведческих понятиях становится более тесной. Развитие понятия о ритме и рифме, при изучении произведений В. Маяковского, без сомнения, требует беседы о художественном новаторстве поэта революции. [4]

 7. Осмысление историко-культурных сведений и нравственно-эстетических представлений

 Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. [2]

Пример вопроса для обсуждения в классе:
Л. Н. Толстой «Война и мир». Первый бал Наташи (ч. III, гл. XIV-XVII). Рассмотрите иллюстрацию Л. О. Пастернака. Что могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

8. Овладение богатейшими выразительными средствами русского языка.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. [2]

 

Список литературы

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. —  М., 1979. — 445 с.
  2. Лучанова М. Ф. История мировой литературы. — Омск, 2005. — 125 с.
  3. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. — 255 с.
  4. Савина Л. Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики — Известия ВГСПУ, 2011.
  5. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. М., 1999. — 397 с.
  6. Eduintro. Образование: аналитика и новости. [Электронный ресурс]. 2018. URL:
    http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9915 (дата обращения: 16.06.2018).