Проблемное обучение как педагогический метод  (по Маранцману В.Г.)

Проблемное обучение — это способ активного взаимодействия, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не дает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Проблемный вопрос — импульс к созданию проблемной ситуации
Создание проблемной ситуации требует прежде всего интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Такого рода вопросы — начало, завязка проблемного построения урока.

Формы проблемного обучения:

проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;

частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток;

самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Проблемная ситуация включает три главных компонента:

  • неизвестные способ или условие действия, раскрываемые в проблемной ситуации;
  • действие, необходимость выполнения которого вызывает потребность в новом, подлежащем усвоению знаний или способе действия;
  • возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоения (открытии) нового знания. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

Процесс проблемного обучения состоит из двух этапов:

1) этап постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию,

2) этап поиска неизвестного в этой проблемной ситуации — либо путем самостоятельного исследования ученика (в старших классах и в вузе), — либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для выполнения проблемного задания.

 

В.Г. Маранцман: «Для того, чтобы проблемный вопрос развился в проблемную ситуацию, необходимо обнаружить разные грани его решения, сопоставить разные варианты ответов».

Проблемные ситуации на разных этапах изучения произведения:

  1. Вступительные занятия: проблемные ситуации, которые побудили бы потребность в обдумывании, в анализе произведения.
  2. В ходе анализа: проблемные ситуации направлены на разрешение загадок художественного текста.
  3. Заключительные занятия: не просто повторить изученное, но осмыслить его заново. Новый прием разбора, новый центр внимания, новый угол зрения.

Деятельность учителя при проблемном обучении:

  • Создает проблемную ситуацию.
  • Организует размышление над проблемой и ее формулировкой.
  • Организует – поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий.
  • Организует проверку гипотезы.
  • Организует обобщение и применение результатов.

Деятельность ученика при проблемном обучении:

  • Осознает противоречия в изучаемом явлении.
  • Формулирует проблему.
  • Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
  • Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе.
  • Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

В зависимости от возраста учащихся, изучаемого произведения, жанра проблемный анализ произведения может строиться по-разному.

Перед изучением произведения, на анализ которого отводится несколько учебных часов, перед школьниками ставится вопрос проблемного характера, на который им необходимо будет ответить на последнем уроке.

Например, по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — действительно ли Печорин-герой своего времени?

На каждом уроке, посвященном анализу определенной главы, организуем проблемную ситуацию с помощью проблемных вопросов:

 1-й урок. Странный человек (повесть «Бэла»). Кто Печорин — виновник или жертва трагедии?

2-й урок. Печорин и Максим Максимыч («Максим Максимыч»).

— Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч?

3-й урок. Печорин и контрабандисты («Тамань»).

— Почему Печорин так страстно хотели не смог войти в круг контрабандистов?

4-й урок. Печорин и «водяное общество» («Княжна Мери»).

— Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

5-й урок. Печорин и любовь. («Княжна Мери»).

— Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

6-й урок. — «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист»).

— Почему именно этой повестью завершается роман?

Так сопоставление ранних стихотворений одного поэта может показать эволюцию творчества, изменение его взглядов. При изучении поэзии В. Маяковского, сравнивая стихотворение Маяковского «А вы могли бы?» (1913) и стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» (1926), мы организуем проблемную ситуацию вопросом: можно ли было в 1913 году увидеть в Маяковском поэта революции и как изменяется в нем желание «переделать» жизнь к середине 20-х годов?

В результате диалога учащиеся  должны прийти к выводу, что, несмотря на то, что стихотворения написаны в резное время и на разные темы, в них есть общее: желание оживить мир вещей, поиск смысла жизни. Но то, что в юношеском стихотворении прозвучало как вызов, в «Нетте» стало призывом. Зрелый Маяковский уже понимает, как трудна дорога к бессмертию.

При сравнении стихотворений Маяковского, в связи со сложностью изучаемого материала, ведущая роль принадлежит учителю. Важно прибегать к большей самостоятельности учеников. Так при изучении темы Родины в лирике М.Ю. Лермонтова ребятам предлагается вопрос: «Почему любовь к Родине Лермонтов называет «странной», а при изучении лирики А.Н. Некрасова: «Почему в лирике Некрасова неразделимы любовь к Родине и горечь, и гнев?»

При изучении драматических произведений сложность заключается в скрытой авторской оценке, в том, что слишком много остаётся за сценой.

Работая над комедией И. В. Гоголя «Ревизор» в 8 классе, мы обращаем особое внимание на построение драматического произведения. Ребятам сообщаются различные точки зрения литературоведов на завязку в этой комедии, её кульминацию и развязку. Им предлагается найти эти части в комедии и доказать свою точку зрения.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения помогает воспитывать в учениках сознательное отношение к художественной литературе, побуждает их к чтению художественных текстов, формирует умение самостоятельно добывать знания.

 

       Список литературы:

  1. Маранцман В. Г. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977
  2. Методика преподавания литературы / Под. ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: Пособие для студентов и преподавателей. В 2-х частях. М., 1995.
  3. Методика преподавания литературы / Под. ред. З.Я. Рез. 2-е изд. М., 1985.
  4. TextArchive.ru. Образование: документы, тексты. [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://textarchive.ru/c-1428946.html (дата обращения 06.06.2018).