Методика обучения литературе как наука

Методика обучения литературе — одна из важнейших дисциплин для студента-филолога. В процессе обучения методике обучения литературе, будущий филолог изучает различные методы и приемы для более быстрого и глубокого освоения содержания художественных произведений и знакомится с особенностями освоения школьниками литературных знаний, умений и навыков.

Методика преподавания литературы — педагогическая наука, предметом которой является общественный процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им (по З. Ю. Рез).

Основные задачи методики обучения литературе как науки:

  • определение в соответствии с требованиями современности целей, специфики, содержания и объема школьного курса литературы;
  • изучение и описание наиболее эффективных методов и приемов для более быстрого, основательного и глубокого освоения художественных произведений в единстве содержания и формы;
  • разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, умений и навыков по литературе
  • формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка к творческому поиску и к самостоятельности суждений ученика;
  • открытие таких закономерностей преподавания литературы, которые не сводятся лишь к литературоведческим, дидактическим и психологическим.

Предметом методики обучения литературе является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету, задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Ключевыми методами исследования в обучении литературе являются:

  • метод срезов;
  • метод массового опроса;
  • метод целенаправленного наблюдения;
  • метод эксперимента;
  • метод диссеминации.

Метод срезов применяется с целью массовой проверки полноты, сознательности и прочности знаний, умений и навыков учащихся. Для оценки ответов разрабатываются количественные и качественные критерии.

Метод массового опроса может в известной степени констатировать уровень знаний, достижения и недостатки преподавания, но не может указать причину успехов и пробелов в знании школьников.

Метод целенаправленного наблюдения способствует детальному изучению хода педагогического процесса в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой. Исследователь разрабатывает систему знаний, учитывая условия, способствующие и препятствующие достижению цели, а также критерии проверки результатов обучения; при этом проводятся в определенные моменты единовременные срезы, показывающие уровень восприятия и усвоения учащимися учебного материала или их развития, умений и навыков, а также другие формы учета (устные и письменные опросы, дневниковые записи и др.).

Метод эксперимента близок к методу наблюдения. Но для эксперимента характерно внесение значительных изменений в содержание и методы обучения и сопоставление двух или более путей  решения поставленной проблемы. Точный учет хода занятий должен проводится как в экспериментальном, так и в контрольном классе или группе.

Метод диссеминации —  это метод, направленный на донесение идей, методов осуществления, продуктов и/или результатов опыта инновационной деятельности до учащихся и  исследование путей развития литературных способностей школьников на основе информационно-коммуникационных технологий. Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах — как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект.

Взаимодействие  МОЛ со смежными дисциплинами:

  • Дидактика (теория обучения) тесно связана с методикой, входящей в систему педагогических навыков.
  • Литературоведение — наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития, оно определяет специфическое содержание МПЛ.
  • Эстетика — наука о природе и закономерностях эстетического освоения действенности. Методика в значительной степени способствует эстетическому восприятию личности.
  • Психология — изучает закономерности развития психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия.
  • Языкознание исследует особенности языка. А язык — это первый элемент литературы.
  • История связана с методикой, так как учитель-словесник должен глубоко знать историю.

Основные этапы развития отечественной методики преподавания литературы:

Словесные науки в школах Древней Руси (XI-XVII века)

Словесные науки в школах Древней Руси положили основу для современной методики обучения литературе. К образцам древнерусского красноречия можно отнести «Слово о законе и благодати» Илариона, произведения Кирилла Туровского, Епифания Премудрого и Серапиона. Известны рукописные учебники по риторики и пиитике братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, «Поэтика» и «Риторика» Феофана Прокоповича и «Риторическая рука» Стефана Яворского.

Преподавание словесности во второй половине XVIII века

 (М.В. Ломоносов, Я.Б. Княжин, М.М. Сперанский, Н.Г. Курганов, А.Д. Байбаков, В.К. Тредиаковский, Х.А. Чеботарёв, Н.И. Новиков)

На преподавание словесности во второй половине XVIII в. в России оказали большое влияние активно внедряющиеся в общество просветительские идеи. Большое влияние также оказали открытия первых светских учебных заведений. Словесность еще не выделена в самостоятельный учебный предмет (только к концу столетия в лекциях профессоров появляются примеры из Ломоносова и других российских поэтов), а риторика, считавшаяся основой учебного курса словесности, проходилась в связи с изучением латыни. Большое распространение получает поэтика, преподававшаяся уже на русском языке. К концу XVIII в. методика обучения литературе начинает приобретать самостоятельное значение как научная дисциплина. Основная заслуга в теоретической разработке проблем методики преподавания словесности принадлежит Н.И. Новикову.

Преподавание словесности в XIX веке

(А.Ф. Мерзляков, И.М. Борн, М.И. Талызин, Н.И. Греч, В.Т. Плаксин)

В учебниках по словесности, созданных еще в начале XIX в., авторы все чаще обращаются к примерам из отечественной литературы. «Опыт краткой истории русской литературы» (1822), составленный Н.И. Гречем, является первой учебной книгой по истории русской словесности. На него опирался при создании своего «Руководства к познанию истории литературы» (1833) В.Т. Плаксин.

В 40 — 50-е гг. заметно возрастает интерес к проблемам дидактики и методики, появляются интересные методические руководства и учебные пособия. Пропагандировавшаяся в эти годы идея бифуркации, т.е. разветвления преподавания в старших классах гимназии, реализуется в новом учебном плане (1852). С именами Галахова и Буслаева связаны наиболее значительные открытия в методике преподавания словесности в 40-50-е гг.

60 — 70-е гг. — времена реформ, в т.ч. в народном образовании (открытие новых педагогических журналов, утверждения нового Устава (1864-1871 года), гимназическая программа (1872)). Лучшие методисты-словесники 60 — 80-х гг., включившиеся сначала в полемику о реальном и классическом образовании, переходят затем к осмыслению проблем преподавания литературы. Несомненное воздействие на преподавание словесности оказывают исследования историков литературы: работы А.Н. Васелевского, труды основоположника психологической школы А.А. Потебни.

Рубеж XIX-XX вв.

(Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин, А.И. Кирпичников, И.Ф. Анненский, И.А. Шляпкин, В.В. Сиповский, В.Ф. Саводник, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.Г. Шалыгин, П.Д. Шаблиовский, М.О. Гершензон, Б.М. Эйхенбаум, В.М. Жирмунский, В.М. Фишер, Н.К. Пиксанов, С.А. Золотарев, Н.А. Котляревский, С.А. Венгеров, Н.В. Чехов, С.И. Абакумов, А.Д. Алферов, В.А. Флеров, С.Г. Смирнов, В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, А.М. Лебедев, В.В. Данилов)

В это время появляются первые научные исследования о читателе-школьнике. Н.А. Рубакин пропагандирует идея индивидуализации чтения. Значительно дополняется историко-литературный курс (1905 г). Развиваются новые программы для старших классов гимназии. Среди методических работ рубежа XIX — XX вв. особый интерес представляют пособия Ц.П. Балталона, А.Д. Алферова и В.В. Данилова.

XX  век. Методика преподавания в послереволюционные годы

 (В.А. Десницкий, В.Л. Львов-Рогачевский, С.И. Абакумов, М.А. Рыбникова, В.М. Жирмунский, П.Н. Сакулин, Н.К. Крупская, В.В. Данилов, И.П. Плотников, К.С. Спасская, В.И. Водовозов, А.А. Караваева, Л.С. Троицкий, В.А. Десницкий, С.А. Смирнов, Н.И. Кудряшов, Г.Н. Поспелов)

20-е годы стали временем интересных методических исканий, бесчисленных экспериментов в педагогике и методике. Попыткой учесть достижения разных школ в литературоведении была  «Программа для I и II ступени семилетней единой трудовой школы» (1921г, П. Н. Сакулин). В 20-е гг. выходят основные методические пособия Н.М. Соколова, ярко проявляется талант М.А. Рыбниковой и В.В. Голубкова, чьи лучшие методические труды публикуются в 20 — 30-е гг. В 1933 г. разрабатывается стабильная программа, основанная на принципах марксистко-ленинской методологии, подготовленная при участии известных литературоведов и педагогов. Теоретические проблемы преподавания литературы в школе становятся в методических работах Л.С. Троицкого, В.А. Десницкого, С.А. Смиронова, Н.И. Кудряшева, Г.Н. Поспелова и других педагогов.

60-90-е годы.

(А.Т. Твардовский, К.И. Чуйковский, С.В. Михалков, В.В. Голубков, Г.А. Гуковский, А.С. Докусов, Н.В. Колокольцев, Н.О. Корст, Н.И. Кудряшев, Н.Я. Мещерякова, Н.Д. Молдавская, В.А. Никольский, С.А. Смирнов, В.И. Сорокин, Я.А. Роткович).

В первые послевоенные десятилетия на страницах периодических изданий горячо обсуждаются самые разные проблемы методики преподавания литературы в школе. Активное участие в дискуссиях принимают известные ученые, учителя-словесники, писатели. В 60-е гг. начинается работы по создания новых программ по литературе. Несомненный вклад в развитие теории и практики преподавания литературы в школе вносят последние работы В.В. Голубкова, методические пособия А.С. Докусова, Н.В. Колокольцева, Н.О. Корста, Н.И. Кудряшева, Н.Я. Мещеряковой, Н.Д. Молдавской, В.А. Никольского, С.А. Смирнова, В.И. Сорокина, фундаментальные труды по истории отечественной методики Я.А. Ротковича, работы современных ученых-методистов и учителей-исследователей. В конце 80-х гг. в методике преподавания литературы намечаются перемены связанные с разработкой новой концепции общего среднего образования, созданием новых типов учебных заведений.

Современный этап развития методики обучения литературе:

(Т.Ф. Курдюмова, Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, Г.С. Меркин, Н.В. Аничкин, С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Л.И. Коновалова, И.И. Санникова, О.А. Ноздренкова, И.Б. Костина, A.В. Ляпина, И.В. Рыжкова, В.Я. Коровина, B.А. Лемещенко и др.)

В 1990 —  2000-х годах ведущими научно-методическими школами, определяющими политику литературного образования в стране, являются школы под руководством Т.Ф. Курдюмовой (НИИ школ), Г.И. Беленького (НИИ содержания и методов обучения), О.Ю. Богдановой (МПГУ), В.Г. Маранцмана (РГПУ им А.И. Герцена), в регионе Поволжья и Урала-самарская школа (СамГПУ), которые, пройдя испытание временем, доказали свою жизнеспособность, вступив в пору зрелости.

Каждая из указанных школ представляет исследовательский коллектив ученых разного статуса и возраста, где верность традициям, преемственность методических исканий, сложившийся стиль научного мышления передаются старшим поколением молодым, начинающим исследователям, чему способствует проведение методологических семинаров, научных конференций, издание материалов трудов.

Указанные проблемы получили осмысление и решение на уровне кандидатских и докторских диссертаций, монографий, научно- и учебно-методических изданий, сборников научных трудов, программ и УМК по литературе, выполненных на базе школ.

Значительное количество исследований посвящено проблеме литературного развития школьников (Л.И. Коновалова, И.И. Санникова, О.А. Ноздренкова, И.Б. Костина, A.В. Ляпина, И.В. Рыжкова и др. — РГПУ; Н.В. Беляева, Т.И. Кучина, Л.А. Мосунова — МПГУ); анализу художественного текста и его читательской интерпретации (И.Н. Гуйс — РГПУ; Н.С. Михайлова — МПГУ; И.В. Рогожина, И.Н. Свечникова, И.Н. Малянова, Л.А. Никитина — СамГПУ); развитию речи и речевой деятельности учащихся на уроке литературы (В.Я. Коровина, B.А. Лемещенко — НИИ школ; С.А. Леонов — МПГУ); руководству чтением учащихся и формированию их читательской самостоятельности (И.С. Збарский, О.А. Петрунина, Г.В. Пранцова — НИИ школ; Т.В. Федорова — МПГУ;Н.А. Бодрова — СамГПУ); Развитию самостоятельной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы (С.В. Федоров, Е.Р. Ядровская — РГПУ; Г.С. Меркин, Г.М. Гогоберидзе, Н.В. Аничкин — МПГУ); методическим основам начального этапа литературного образования (М.П. Воюшина — РГПУ; Л.В. Кутьева — НИИ содержания и методов обучения); разработке методики изучения новых имен, ранее не включенных в школьные программы: поэзии Серебряного века (Р.В. Якименко — МПГУ). М.А. Булгакову (Л.А. Забродина — МПГУ; Т.В. Рыжкова —  РГПУ), В. Набокову (О.А. Гордиенко —  РГПУ), Н.М. Рубцову (И.В. Мовнар — МПГУ), взаимодействию искусств в изучении литературы (И.Л. Шолпо, М.Т. Дорофеева, Н.М. Свирина, Г.Л. Ачкасова, Л.В. Шамрей — РГПУ; И.А. Шлыкова, Е.Е. Сафонова,  Е.Н. Клокольцев —МПГУ); культурологическому подходу к изучению литературы в школе (Н.М. Свирина — РГПУ; В.Л. Доманский — МПГУ); типологии школьного анализа (Е.И. Целикова — РГПУ; И.А. Подругина — МПГУ); межпредметным и внутрипредметным связям в изучении литературы (С.А. Зинин, О.Б. Марьина — МПГУ); методике преподавания литературы в высшей школе (О.Ю. Богданова, В.Ф. Чертов, С.А. Леонов — МПГУ; О.М. Буранок — СамГПУ) и др.

Сегодня методика преподавания литературы вступила в период, когда установилась единая образовательная парадигма, и на современном этапе нет принципиальных разногласий в разработке и решении актуальных методических проблем учеными разных научных школ. Вариативный подход расширяет диапазон методики как науки и литературы как учебного предмета, позволяет исключить единообразие, стереотип, шаблон в преподавании литературы.

Список литературы

  1. Беньковская Т. Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы XVIII – начала XXI века. – М.: ФЛИНТА, 2015.
  2. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. – М.: Академия, 2008.
  3. Ланин Б. А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Эксмо, 2007.
  4. Рез. З. Я. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. – М.: Просвещение, 1977.
  5. Семёнов А.Н.,. Семёнова В.В. Вопросы и задания по методике преподавания литературы. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  6. Беньковская Т. Е.Формирование научных школ в методике преподавания литературы ХХ века и их взаимодействие. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13) 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nauchnyh-shkol-v-metodike-prepodavaniya-literatury-hh-veka-i-ih-vzaimodeystvie (дата обращения: 05.06.2018).