УМК по литературе ​ (10-11 класс)​

Учебно-методический комплекс (УМК) — это педагогическая политехнология, объединяющая стандартизированный комплекс программно технических, технологических и учебнометодических средств, обеспечивающих необходимые и достаточные условия (организационные, методические, теоретические, практические, экспериментальные, консультационные и пр.) для эффективной реализации  образовательной программы в единой образовательной информационной среде с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Созданные к настоящему времени линии учебно-методических комплектов по литературе для общеобразовательной школы находятся в состоянии постоянного развития: проектируются новые компоненты комплектов, совершенствуются разработанные ранее, более тесной и эффективной становится связь между отдельными учебными пособиями, составляющими УМК.

Цель УМК — обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.

Что входит в каждый УМК: 

  • Сборники программно-методических материалов (официальные издания, включающие программы по соответствующим школьным предметам, нормативные документы);
  • учебники (издания для школьников, содержащие систематизированное изложение учебного материала);
  • методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);
  • рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);
  • справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).

УМК для учащихся должен обеспечивать:  

  • формирование и развитие всех компонентов и сторон учебной деятельности школьников для полноценного усвоения ими программы, овладения умениями и навыками;
  •  наличие средств обучения и правильную последовательность их использования применительно к этапам, методам обучения и формам организации работы с учащимися;
  • учет особенностей и качественных различий восприятия и уровня сформированности знаний, умений и навыков школьников на каждом году обучения;
  •  возможность организации и управления учебной деятельностью учащихся со стороны учителя;
  •  учет особенностей современного урока;

Компоненты УМК подразделяются на:

  • обязательные (учебная программа, учебник, рабочая тетрадь),
  • факультативно-обязательные (дидактический раздаточный материал),
  • факультативные (учеб­ные пособия для самостоятельной работы).

Особенности учебно-методические комплексы: 

В основу структуры и содержания учебников по литературе 10-11 класса положены принцип вариативности, тематический и жанровый подходы. Литература представляется школьникам как непрерывный процесс, разворачивающийся в историческом контексте, в ходе занятий происходит активное формирование навыков устной и письменной речи.

  1. УМК по литературе под редакцией Зинина С. А.

Наименование: Русский язык и литература. Литература. В 2 ч. (базовый уровень)

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово-учебник»

Авторский коллектив: Зинин С.А., Сахаров В.И (10 класс); Зинин С.А., Чалмаев В.А (11 класс).

Класс: 10-11

Компоненты УМК:

Учебники, рекомендованные для 10-11 классов базового и профильного уровней, Сахаров В.И., Зинин С.А. (10 кл.), Чалмаев В.А., Зинин С.А. (11кл.). Для них имеется тематическое планирование, методическое пособие, справочные материалы (под ред. Г.А.Обернихиной).

Характеристика УМК: 

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. В ней прослеживается последовательное, системное изучение фольклора, произведений древнерусской литературы и русской и зарубежной литературы ΧVIII − ΧΧ веков. Дополнительные компоненты УМК способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта изучения литературы.

10 и 11 классы – линейный курс на историко-литературной основе.

Большое внимание в учебниках уделяется совершенствованию речи учащихся, формированию навыков выразительного чтения.

2. УМК по литературе под редакцией Курдюмовой Т.Ф.

Наименование: Русский язык и литература. Литература (базовый уровень)

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Авторский коллектив: Курдюмова Т.Ф. и др.

Класс: 10-11

Компоненты УМК:

Учебники-хрестоматии «Литература» для 10 – 11 классов. Хрестоматия по литературе для 10-11 класса. Методические рекомендации для 5 − 10 классов (автор Т.Ф. Курдюмова и др.).

Характеристика УМК:

Курс состоит из систематического курса на историко-литературной основе для 10 – 11 классов. Реализованная в учебниках-хрестоматиях система позволяет показать развитие литературы как непрерывный процесс. Каждая учебная книга включает произведения от древности до сегодняшнего дня. В каждой теме обозначен круг литературоведческих понятий.

Ведущие аспекты курса в 10 класс − литературный процесс в России XIX века; 11 класс − литературный процесс в России XX века.

В течение учебного года учащимся предлагается выучить наизусть не менее 15 − 20 произведений (стихотворений, фрагментов прозы).

3. УМК по литературе под редакцией Ланина Б.А.

Наименование: Литература: базовый и углубленный уровни;

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА — ГРАФ»

Автор: Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М.

Класс: 10-11

Компоненты УМК:

Учебники Русский язык и литература. Литература. 10 класс: базовый и углубленный уровни; Русский язык и литература. Литература. 11 класс: базовый и углубленный уровни; Рабочая программа. Литература. 10–11 класс. УМК Ланин Б.А. ПООП (баз. и углуб.).

Характеристика УМК:

Отличительная черта линии учебно-методических комплектов по литературе для 10–11 классов под редакцией Б. А. Ланина — особое внимание зарубежной и современной литературе, подбор произведений с учетом возрастных интересов старшеклассников. Учебники имеют модульную структуру, побуждают вступать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения, всесторонне анализировать и интерпретировать художественный текст, а также содержат творческие задания. В пособия также вошли задания, предполагающие сопоставление литературных эпизодов с произведениями живописи, музыки, киноискусства. Специальные разделы позволяют из урока в урок планомерно готовиться к сдаче ЕГЭ.

4. УМК по литературе под редакцией Лебедева Ю.В.

Наименование: Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2-х частях

Издатель: Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Автор: Лебедев Ю.В.

Класс: 10-11

Компоненты УМК:  

Учебник Ю.В. Лебедева с мультимедийной поддержкой – электронным приложением (CD). Хрестоматия «Русская литература XΙX века. Вторая половина» для 10 класса (составитель В.П. Журавлёв). Практикум для учащихся 10 класса «Литература» (авторы: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова). Поурочные разработки «Литература. 10 класс» (авторы: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова). Учебник для 11 класса (под ред. В.П. Журавлёва). Практикум для учащихся 11 класса «Русская литература XX века» (под ред. В.П. Журавлёва). Поурочные разработки «Литература. 11 класс» (автор: О.А. Ерёмина). Методические советы «Литература. 11 класс» (под ред. В.П. Журавлёва). Книга для учителя «Уроки литературы в 11 классе» (под ред. В.П. Журавлёва).

Характеристика УМК:

Главная идея линии учебников – духовно-нравственное становление ученика в процессе приобщения к шедеврам русской классики.

Авторы считают необходимым поставить пушкинское творчество в центр изучения русской литературы на каждой ступени обучения (в 11 классе школьники вновь обращаются к поэме «Медный всадник»). Достигается это следующими конструктивными и содержательными особенностями программы:

  • в центре каждого из годовых курсов обучения – изучение пушкинских произведений,
  • в изучении произведений других авторов выявляется их связь с пушкинским творчеством,
  • пушкинская художественная система выступает эстетическим ориентиром в суждении о свойствах изучаемых литературных явлений.

Ограниченность во времени на изучение литературы определяет соотношение обязательного и вариативного компонентов содержания. Освоение сложных произведений требует глубокого погружения в текст.

В программе старшего звена даётся курс на историко-литературной основе, выстроенный хронологически последовательно от начала XΙX века к XX веку.

Программа содержит тематическое планирование.

5. УМК по литературе под редакцией Сухих И.Н.

Наименование: Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2 ч.

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью «Образовательно-издательский центр «Академия»

АвторСухих И.Н.

Класс: 10-11

Компоненты УМК:

Сухих И.Н. Литература. Программа (базовый уровень). 10-11 классы. И.Н.Сухих. Литература: учебник для 10 класса: среднее общее образование (базовый уровень): в 2-х частях/ И.Н. Сухих. С.П.Белокурова. Литература 10 класс: практикум: среднее общее образование (базовый уровень)/ С.П.Белокурова, И.Н.Сухих. С.П.Белокурова. Русская литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие.

Характеристика УМКУчебник соответствует  Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования. Он может быть использован практически в любом учебном комплекте по литературе. Вводные разделы дают целостное культурно-историческое представление о развитии русской словесности XIX в. Главы о писателях строятся как драматические очерки, эссе. Разборы конкретных произведений отражают многообразие их проблематики и поэтики. Вопросы и задания различной степени сложности предполагают разные способы работы и серьезно расширяют культурный контекст. Материал курса рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) – 3 час в неделю, 102 часов в год.
Для учащихся 10 классов, изучающих предмет на базовом уровне.

6. УМК по литературе под редакцией Архангельского А.Н.

Наименование: Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях)

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Авторский коллектив: Архангельский А.Н. и др.

Класс: 10-11

Компоненты УМК: 

Процесс реализации данной программы обеспечивается разработанной методической концепцией и УМК, содержащего:

  • учебники литературы (10 и 11 классы);
  • хрестоматии (10 и 11 классы);
  • рабочие тетради (10, 11 классы);
  • методические рекомендации учителю (10, 11 классы);
  • порталы цифровых образовательных ресурсов

Методическая концепция предусматривает также использование современных образовательных технологий: проектной и исследовательской деятельности, РКМЧП, «мозговой штурм», «творческая мастерская», «литературные дебаты» и др. Методическая концепция эффективной реализации данной программы для 10 и 11 классов разработана в соответствии с основными государственными документами об образовании, осуществляет системно-деятельностный подход и обеспечивает требования ФГОС полного (среднего) общего образования к обучению школьников литературе.

Характеристика УМК: 

Учебники позволяют достичь результатов обучения школьников в соответствии с ФГОС на всех трех уровнях: личностном, предметном и метапредметном. Старшеклассники учатся интерпретировать и оценивать, проводить рефлексию; искать, анализировать и систематизировать информацию, активно использовать ИКТ, развивать навыки общения. УМК отличается обновленным филологическим содержанием и новой концепцией методического аппарата. Большое внимание уделено теоретическому материалу: в пособиях расширяются и обобщаются лингвистические сведения, изложены принципы лингвистики, охарактеризовано ее место в системе наук, предлагаются задания по анализу языкового материала различных речевых стилей.

Использованные источники:

1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.fpu.edu.ru/fpu/ (дата обращения: 31.05.2018).

2.  Агеносов В. В.,  Архангельский А. Н.,  Тралкова Н. Б. Рабочая программа к линии УМК под редакцией В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского. Литература. Углубленный уровень. 10-11 классы. М.: ДРОФА, 2014. – 144 с.

3. Богданова О.Ю., Леонов С.А.,Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.