Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы

Важнейшей целью современного образования  и одной  из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Формирование уважения к родному языку, к самобытной культуре. к истории Отечества – вот одни из тех задач, которые должен ставить перед собой современный педагог.

Цели и задачи духовно — нравственного развития и воспитания на уроках литературы:

  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе понятиях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных  духовных традиций;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности  за их результаты.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно‑исторических социокультурных условиях. Этот идеал описан в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция представляет собой ценностно ‑ нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно‑нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно‑нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально‑педагогические условия и принципы духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся.

Как мы видим, основным содержанием духовно — нравственного развития, воспитания, и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально — исторических, культурных семейных традициях многонационального народа России.

Традиционными источниками нравственности являются:  Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.  Ими определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

  • патриотизм  – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность   – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность  – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья  – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество  – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука  – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии  –  представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература –  красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа  – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество  – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Литература, как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе, содействует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Художественная литература является мощным фактором социализации, с помощью которой человек приобщается к опыту человеческой истории, проживает особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы и ценности.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» наталкивает на размышления о ценности семьи в жизни человека, важности науки и природы, т.е. формирует такие базовые национальные ценности, как: семья, природа, наука.

Проблемы чести и человеческого достоинства рассматриваются  в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение Пушкина учит, как важно быть гражданином, любить и уважать своё Отечество, служить ему, т.е. формирует такие базовые национальные ценности как: патриотизм, гражданственность, справедливость, честь, достоинство.

На уроках литературы можно проследить процесс интериоризации ценностей.  Интериоризация ценностей – это внутриличностный процесс формирования индивидуальной, целостной и иерархичной системы ценностей личности, который заключается в становлении у индивида значимости правил, инструментов и целей социального участия. процессе формирования личности, ее вхождения в общество она проходит уровни адаптации, социализации и самоактуализации.

На уроках литературы можно выделить следующие этапы интериоризации (на примере произведения М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

  1. Необходимо найти ситуацию морально — нравственного выбора героя на примере такого эпизода, как допрос Иешуа Понтием Пилатом и утверждение смертного приговора.
  2. Обсуждение ситуации. Оценка действий героев, выяснение причин и последствий тех или иных поступков. (Понтий Пилат побоялся идти против Синедриона и не прислушался к голосу совести). Выяснений последствий этого поступка (смерть Иешуа Га-Ноцри, душевные мучения Пилата, приказ прокуратора об убийстве Иуды).
  3. Выявление авторской позиции. (Трусость, в любых её проявлениях, должна быть наказана. Каждый человек несёт ответственность за свои поступки. И только искренне раскаявшись в содеянном, можно получить прощение).
  4. Выявление позиции ученика — читателя. Совпадает ли его мнение с авторским. Выявление ценностных ориентиров. (Учащиеся могут поучаствовать в дискуссии по поставленному проблемного вопросу : «В чём вина Понтия Пилата – в трусости и малодушии или в равнодушной непричастности к судьбе Иешуа?» Аргументация своей точки зрения, привлечение авторской позиции, детальный анализ нравственных аспектов произведения способствует воспитанию у учащихся ответственности за моральный выбор, чувства ответственности за совершенные поступки,  формированию активной гражданской позиции. Задача учителя – раскрыть базовые национальные ценности, описываемые в романе, способствовать их осмыслению, способствовать формированию духовно-нравственных ориентиров  личности)

На 4 этапе интериоризации, помимо дискуссии, можно использовать следующие виды деятельности:

  • Написание сочинения
  • Инсценировка
  • Беседа
  • Дебаты

 

Список литературы:

  1. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе.  ― М., 2007. ― С. 296-302.
  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
  3. Сатторова М. А., Джумаева Н. И. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 514-517. — URL https://moluch.ru/archive/68/11590/

4. ФГОС ОО по литературе