Система вопросов к рассказу Евгения Борисовича Мисюрина «Страйкер»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

«Да, я сделан в СССР. Родился и сейчас живу в Волгограде»

Евгений Борисович Мисюрин, рожденный 3 мая 1969 года в семье инженеров, начал читать совсем рано — в три года. Интерес к чтению, зародившийся в далеком детстве, автор объясняет  наличием библиотеки — роскоши, которая оставалась недоступной для многих:

«У нас была очень хорошая, большая библиотека, в то время собрать подобную было сложно, поэтому можно сказать, что мне повезло»

Луи Буссенар, Жюль Верн, Валентин Пикуль — всех, от Кира Булычева до Гарри Гаррисона, будущий писатель предпочитал школьной программе. Домашняя библиотека стала для него сокровищницей, открывшей путь в мир фантастики.
Закончив школу и получив аттестат, в 1986 году поступил в Камышинское военное училище, благодаря которому впоследствии отслужил 6 лет и ушел в отставку в звании капитана. Наличие такого опыта оставило след не только на творчестве автора, но и на его личности:

«Даже сейчас, когда я уже давно не военный человек, армейские привычки очень влияют на мою жизнь»

Признана книгой года в 2017 году

Реклама, киноиндустрия, строительство, столярное дело, плотничные работы, шитье, бизнес, программирование и компьютерный сервис — все это успел освоить волгоградский писатель, долго отрицавший серьезность увлечения литературой. Начавший писать еще в школьные годы, Евгений Борисович снимает со своего творчества клеймо хобби и начинает публиковаться в интернет-изданиях, следуя совету жены. Это позволило ему достичь писательской высоты в 2017 году: роман «Пенсионер» официально признан книгой года.

«Вся моя судьба чуть ли не с рождения пыталась мне вдолбить, что я ‒ писатель, что мое дело ‒ писать. Я открещивался, пытался какие-то себе работы находить, куда-то уезжать, чем-то другим заниматься. В итоге лет десять назад сложилась такая тенденция, что, чем бы я ни занялся, куда бы я ни пришёл, меня оттуда выбрасывало через определённое время (не более полугода)»

Подробнее о биографии…

СИСТЕМА ВОПРОСОВ

Проанализируем рассказ Евгения Борисовича Мисюрина «Страйкер.

1. Как меняются ваши эмоции в процессе чтения рассказа «Страйкер»?
Рассказ держит читателя в напряжении, которое усиливается с каждой строкой. Особенно актуальным станет произведение для тех, кто погружен в мир виртуальной реальности благодаря компьютерным играм.

2. Какие смысловые части вы могли бы выделить в композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка)?
В течение произведения читатель проходит через завязку – зарождение интриги при получении таинственной комбинации клавиш «для полного погружения»; кульминацию – попадание героя-рассказчика в игру, осознание им необходимости борьбы за жизнь; развязку – момент прихода папы, закрытие ноутбука и возвращение в реальность.

3. Какие лексические и синтаксические средства помогают понять усиление эмоционального напряжения героя, резко оказавшегося внутри компьютера?

Эмоциональный настрой героя меняется по мере развития сюжета: от пренебрежительных разговорных слов («недоносок», «тяжеленная дура») он переходит к применению риторических вопросов («А что будет, если меня убьют?», «Значит, если убьют, могу и умереть по-настоящему?» и др.) и восклицаний («Клавы-то нет!»), периодически сопровождающихся бранными высказываниями («Нуивонах!»).

4. Благодаря каким средствам художественной изобразительности и сюжетным особенностям подчеркивается частотность проведения свободного времени за компьютером?

Погружение в игру «Страйкер» подтверждают слова, свойственные компьютерному сленгу («миниган», «скуль», «скелетоны»), и умелое владение тактикой борьбы с появляющимися врагами. Исходя из описания поведения мальчика, впервые оказавшегося «внутри» компьютера, становится очевидно: он знает все тонкости игры, а значит, потратил достаточное количество времени на нее.

5. Груз ответственности за огорчение родителей или инстинктивная жажда выжить: что становится мотивацией к борьбе за победу над врагами?

Грусть родителей, потенциально осознавших гибель ребенка, мотивирует мальчика держаться до последнего. Мысль об их реакции на смерть сына вынуждает героя-рассказчика отбросить шок и тревогу, полученные от неожиданного попадания в виртуальную реальность.

6. Компьютерные игры: хобби или способ уйти от реальности, в которой недостает чего-либо?

Рассматривая случай главного героя рассказа «Страйкер», мы можем говорить о погружении в виртуальный мир как способе ухода от реальности, скучной для впечатлительного школьника и скупой на происходящие события. Именно поэтому даже после потрясения с полным погружением в виртуальный мир, которое прекратилось благодаря отцу, он радуется завершению «путешествия», но надеется вернуться вновь.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Мисюрин Е. Б. Страйкер // Литнет [Электронный ресурс].
  2. Мисюрин Е.Б. Об авторе // ЛитРес [Электронный ресурс].
  3. Мисюрин Е.Б. О писателе // LiveLib [Электронный ресурс].