Система вопросов к рассказу Л.С. Петрушевской «Гигиена» (выполнила Урусова Мария)

 

 

Вступительное слово

Петрушевская Людмила Стефановна — прозаик, драматург, поэт, сценарист, автор акварелей и монотипий, художница и режиссер восьми собственных анимационных фильмов («Студия ручного труда»), композитор и певица, создатель бродячего театра «Кабаре Людмилы Петрушевской».

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена Валентина Яковлева работала редактором. Во время войны Людмила некоторое время находилась в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Людмила Стефановна, чья семья подверглась репрессиям, пережила тяжелейший голод во время войны, жила у родственников, которым не давали работы, как членам семьи врагов народа, а также — после войны — в детдоме для детей-инвалидов и туберкулезников, под Уфой. Закончила школу в Москве с серебряной медалью, получила диплом на факультете журналистики МГУ.

Первый рассказ написала в 1968 г. («Такая девочка», опубликованный спустя 20 лет в журнале «Огонек»). Рассылала рассказы в разные журналы, их возвращали, откликнулась только ленинградская «Аврора». Людмила Стефановна зарабатывала переводами с польского, статьями в журналах.

Людмила Петрушевская — автор множества прозаических произведений и пьес, книг для детей. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник» (1976), «Все непонятливые» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Сказка сказок» (1979, совм. с Ю. Норштейном), «Кот, который умел петь» (1988), «Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» (в соавторстве с Ю.Норштейном).

За последние годы творчества она выпустила ряд прозаических текстов, поэтические сборники, драматические произведения, сказки, публицистику, напечатала более 10 детских книжек.

Анализ рассказа «Гигиена»
Вопросы:

1. Недоверие к выжившему молодому человеку в начале рассказа – разумная реакция или восприятие человека через призму собственного Я?

Конечно, не стоит доверять каждому незнакомцу, но зная из рассказа характер членов семьи Р., можно говорить о недоверчивости этих людей, оценке окружающих «по себе».

«Скорее всего, он действительно был шарлатан и собирал деньги просто так, для себя, как уже однажды в своей жизни бабушка напоролась на женщину, которая вот так, сквозь щелочку, сказала ей, что она из второго подъезда, а там умерла женщина шестидесяти девяти лет, баба Нюра, и она по списку собирает ей на похороны, кто сколько даст. Бабушка вынесла рубль, хотя тети Нюры так и не вспомнила, и немудрено, потому что пять минут спустя позвонила в дверь хорошая соседка и сказала, что это ходит неизвестная никому аферистка, а с ней двое мужиков, они ждали ее на втором этаже, и они только что с деньгами скрылись из подъезда, список бросили».

2. Какие чувства движут персонажами в разгар эпидемии?

Всеми персонажами движет страх заболеть. Николай становится жадным до еды, а дедушка доволен происходящим.

«Утром Николай за завтраком один съел полкило сушек за чаем и шутил по этому поводу: «Завтрак съешь сам». После обеда Николай один съел буханку черного хлеба».

3. О какой гигиене идёт речь в названии рассказа?

В названии рассказа речь идёт о гигиене души, а не чистоте тела и окружающих предметов. В финале рассказа остались живы лишь те персонажи, у которых была в порядке гигиена души.

4. Почему из всех персонажей выживают только девочка и кошка, несмотря на то что в комнате девочки не соблюдается гигиена?

Возможно, имеется в виду не столько гигиена окружающей среды, сколько гигиена разума, то есть положительные моральные качества. Девочка, как и выживший молодой человек, чиста душой и потому остается жить.

5. Как характеризует жителей квартиры отношение к кошке?

Отношение к тем, кто слабее, в том числе к детям и животным, всегда является маркером характера героя. Из всей семьи любит кошку одна девочка, остальные видят в животном мясо и лишний рот.

«Надо впустить и кормить, — сказал дедушка. — Кошка — ценное свежее витаминное мясо. Николай впустил кошку, ее покормили супом, не особенно много, чтобы не перекормить после голодовки. Девочка не отходила от кошки, те два дня, когда кошка мяукала на балконе, девочка все рвалась к ней, а теперь ее кормила в свое удовольствие, даже мать вспылила: «Отдаешь ей то, что я отрываю от себя для тебя».

6. Как вы считаете, правильно ли было изолировать девочку от других людей?

Правильно было бы изолировать и пытаться вылечить, а не изолировать и бросить. К тому же первая реакция семьи была дезинфекция пола, а не рта девочки, например, а также мгновенная изоляция, что негативно характеризует их.

«Держи кошку крепче! — сказал дедушка. — Иди в свою комнату, детка, иди. Иди с кошечкой. Ах ты, гадина, ах, сволочь. Доигралась с кошкой, дрянь такая. А? Доигралась?
— Не ори, — сказала девочка и быстро убежала к себе.
Следом за ней пошел дед и побрызгал все ее следы одеколоном из пульверизатора.»

7. Что общего между девочкой и выжившим молодым человеком?

И девочка, и выживший молодой человек бескорыстны и хотят помогать всем, кто в этом нуждается.

8. Может ли человек оставаться человеком в условиях эпидемии?

С одной стороны, находясь в тяжелых условиях, человек идет на все ради выживания, но в данном рассказе героями движут не столько голод, сколько жадность, а в процессе продвижения сюжета герои становятся все более жестокими.

Также согласно замыслу автора, выжили только те персонажи, чьи сердца оказались открыты для сочувствия и помощи.

 

 

 

Список литературы:

1. Людмила Петрушевская. Гигиена [Электронный ресурс].
URL: https://www.rulit.me/books/gigiena-read-133851-2.html (дата обращения: 06.03.2019)
2. Биография Людмилы Стефановны Петрушевской [Электронный ресурс].
URL: https://petrushevskaya.ru/content/biografiya (дата обращения: 06.03.2019)