Система вопросов к сказке Александра Кабакова «Проект «Бабилон»»

Система вопросов к сказке Александра Кабакова «Проект «Бабилон»»

Вступительное слово

Александр Абрамович Кабаков − русский писатель и публицист, лауреат множества премий. Этот человек является автором таких известных произведений, как «Невозвращенец» и «Ударом на удар, или Подход Кристаповича». Первый роман был экранизирован и показывался по телевизору во время легендарного путча. Второе произведение легло в основу написания сценария фильма «Десять лет без права переписки». Мало кто знает о том, что в юности Кабаков не думал о писательской карьере и занимался работой, далекой от публицистики.

Фото из интервью Александра Кабакова «Не положено мне быть богатым и успешным» на сайте whynotportal.ru Игорь Свинаренко https://whynotportal.ru/aleksandr-kabakov-ne-polozheno-mne-byt-bogatym-i-uspeshnym/

Александр Кабаков родился в эвакуации в Новосибирске в семье Абрама Яковлевича и Фриды Исааковны Кабаковых. Окончил механико-математический факультет Днепропетровского университета. После окончания университета работал инженером в ракетном конструкторском бюро Янгеля на Южмаше.

С 1972 года начал работать журналистом в газете «Гудок».

С 1988 года работал в еженедельной газете «Московские новости» обозревателем, затем заместителем главного редактора и ответственным секретарём. Повесть-антиутопия «Невозвращенец» принесла ему популярность.

С 15 сентября 1999 года выходит на работу в издательский дом «Коммерсант» на должность специального корреспондента и заведующего отделом.

В этот же период Александр Кабаков является обозревателем «Столичной вечерней газеты» и заместителем главного редактора журнала «Новый очевидец».

В настоящее время — главный редактор журнала «Саквояж СВ», публикуется в периодической печати как публицист и колумнист.

Цикл А. Кабакова «Московские сказки» сразу после выхода в свет в 2010 году привлек внимание как читательской, так и профессиональной литературной аудитории. Произведение вошло в шорт-лист премии «Большая книга» и было удостоено премии им. И.А. Бунина.

Система вопросов

1. Какое впечатление произвело на вас данное произведение?

Поначалу произведение кажется забавным, но приближаясь к финалу, становится все печальнее. Последние строки заставляют задуматься о дальнейшей судьбе человечества и об его потерянности.

2. Какое сказание положено в основу сказки?

На основе сюжета библейского сказания «Вавилонская башня» создана сказка Кабакова «Проект «Бабилон»». Вавилонская башня — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в  первых  девяти  стихах 11 главы книги  Бытие. Согласно этому  преданию,  после Всемирного потопа человечество было представлено  одним  народом, говорившим на  одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город Вавилон и башню высотой до небес, чтобы «сделать  себе  имя».  Строительство башни  было  прервано  Богом, который создал разные языки  для  людей,  из-за  чего последние перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле.

3. В произведении прослеживается одна из главных черт литературы постмодернизма – интертекстуальность. Зачем автор обращается к известному сюжету?

Автор переносит древнее сказание в новую реальность, из-за чего складывается впечатление, что описываемое в произведении происходит рядом с нами, и текст обретает большую достоверность.

4. Как мы понимаем, что действие происходит в современности? Для чего автору нужно было переносить сказание в современный мир?

Перенос действия в современность достигается описанием существующих ныне реалий, добавлением знакомых читателю деталей повседневности. Так, действие происходит в Москве, где открытое  акционерное  общество  «Бабилон» строит самый высокий дом, в тексте упоминается «метро», автомобильный проезд. Также перенос легенды в современные условия достигается использованием современного языка («баксы», «инфраструктура», «кинотеатр долби-стерео» и т.д.).

Автор переносит легенду в современные условия для того, чтобы обратить внимание читателя на проблемы современного общества.

5. Считаете ли вы, что главный герой сказки — Добролюбов живет вопреки нормам общественной морали и в чем причина конфликта героя с обществом?

Считаю, что да, так как реализация эгоистичного желания персонажа сделать себе имя влечет за собой ощущение необходимости изменить жизнь других людей. Доминанту мировоззренческого комплекса  Добролюбова определяет квартирный  вопрос, издавна  волнующий и «портящий» (М. А. Булгаков) москвичей. Он же раскрывает причины конфликта героя с обществом: «Разве вы все не живете в моих домах… Где жили раньше вы все… В пятиэтажках вонючих вы жили… в бараках… в скудности и уродстве, в убожестве и смраде… была ваша жизнь»

6. Почему не удалось Добролюбову осуществить свой проект?

То, что задуманное не осуществилось, было наказанием за проявленную Добролюбовым гордыню.

7. Произведение заканчивается такими строчками «Смешались языки, и не понимают люди друг друга. Ходим мы по дорогам, а вокруг – все чужие. Неба не достигли, землю же утратили. В вышине над стенами тьма, во тьме над стенами огни, осыпаются стены прахом, и нет уж города, а ведь был». Что этим финалом хотел сказать автор?

Утилитарное отношение человека к природе, показанное А. А. Кабаковым,  исключает изображение глубины  человеческой  души. Библейская  история сообщает выявленным фрагментам пейзажа философское начало. Человек утратил смысл жизни и способность развития, сопряженного с природой. Доминирует мотив потерянности и смерти природы и человека, то есть завершается рассказ разрушением общественного сознания.

8. «Проект «Бабилон»» входит в цикл «Московские сказки». Есть ли в этом произведении сказочные черты?

В произведении много сказочных черт. Например, наличие зачина («В некоторой…») и концовки «Смешались языки, и не понимают люди друг друга…»), противостояние злу, от волшебной сказки — фантастические, волшебные силы. Черты бытовой сказки заключаются в том, что сюжет разворачивается не в вымышленном мире, а в реальности (Москва) и носит социально-бытовой характер, описывается жизнь обычных людей.

9. Какой вывод можно сделать о жанре произведения?

В произведении мы видим свойственный постмодернизму синтез жанров. Также наблюдается и подстроенный под современные реалии  сюжет библейского сказания, и литературную сказку, которая построена по трансформированным законам волшебных и бытовых сказок.

Список источников

Кабаков, А. А. Проект «Бабилон» / А. А. Кабаков // А. А. Кабаков. Московские сказки. – М.: Вагриус, 2006. – 384 с.

Сизых О.В. Механизм действия метафоры небытия в рассказе А. А. Кабакова «Проект «Бабилон» // Вестник кемеровского государственного университета. — 2014. — №2. — С. 200-203.

Московские сказки А.Кабакова как явление постмодернизма // https://studylib.ru/doc/717303/moskovskie-skazki-a.kabakova-kak-yavlenie-postmodernizma (дата обращения: 25.02.19).

Писатель Александр Кабаков: биография, творчество, фото // Писатель Александр Кабаков: биография, творчество, фото — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/224391/pisatel-aleksandr-kabakov-biografiya-tvorchestvo-foto (дата обращения: 25.02.19).