Автор проекта:
Мехова Татьяна Витальевна, студентка ВГСПУ, МИФ-МИБ-22 (2013-2014)
Тема проекта:
Оптические явления.
Предмет, класс:
Физика, 9 класс.
Краткая аннотация проекта:
Проект направлен на выявление волновых свойств света. Проявление этих свойств в природе и их практическое использование. Основная идея: практическая направленность процесса познания — от наблюдения к знанию и от знания к воплощению. Продолжительность проекта: 7 уроков раздела «Оптика».
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Зачем изучать окружающий мир?
Проблемные вопросы:
- Как возникает радуга?
- Почему окрашивается мыльный пузырь?
- Почему окрашиваются облака?
- Что общего между радугой, закатом и мыльным пузырём?
Учебные вопросы:
1. Перечислите методы научного познания.
2. Какова природа света?
3. Какие физические явления соответствуют волновым свойствам света?
4. Какие опыты демонстрируют волновую природу света?
5. Назовите имена ученых, внесших значительный вклад в развитие представлений о природе света.
6. В каких областях науки и техники используются волновые свойства света?
7. Как называются приборы волновой оптики, и в чем заключается принцип их действия?
Основа проекта: образовательные стандарты
Цели:
- освоение знаний об электромагнитных явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; (на примере световых волн)
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов (оптических явлений), принципов действия важнейших технических устройств, (оптических приборов спектральной направленности)
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория.
Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире.
Волновые и корпускулярные свойства света.
Проведение простых исследований или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): волновых свойств света, оптических спектров
Требования к уровню подготовки выпускников.
знать
• смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитные волны,
• имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира;
уметь
• приводить примеры экспериментов или наблюдений, обосновывающих: волновые и корпускулярные свойства света,
• объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук
• работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
Дидактические цели и ожидаемые результаты обучения:
- Учебная : научить понимать природу явлений, происходящих в окружающем мире.
- Социальная: используя учебный материал предмета «физика», развивать качества, необходимые для успешной адаптации выпускников в жизни
Цель проекта: Формирование умений XXI века на основе усвоения базовых знаний о природе света и применения их к объяснению оптических явлений.
После завершения проекта учащиеся смогут:
- Продемонстрировать знание этапов организации учебного исследования;
- Организовывать командную работу.
- Организовывать свою проектную работу в соответствии с методами научного познания.
План проведения проекта
1 неделя: Подготовительный этап.
(выполняется до начала работы над проектом; его задача – подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала и действий по реализации проекта).
Учитель:
-
планирует общий ход проекта, определяет его содержание;
-
составляет перечень действий, которые необходимо проделать учащимся;
-
подбирает оборудование и материалы, необходимые для осуществления проекта;
-
определяет перечень необходимых знаний и умений для успешного восприятия учебного материала и начала работы над проектом..
Урок 1 (подготовительный).
Учитель организует повторение с целью выявления объёма и глубины предварительных знаний учащихся по уже изученным разделам оптики;
С помощью системы упражнений отрабатывает необходимые навыки.
Урок 2.
Проводится анкетирование с помощью карт «Знаю – Интересуюсь – Умею) с целью выявления предварительных знаний и интересов учащихся.
2 неделя: Организационный этап.
Урок 3.
Учитель с помощью вводной презентации организует обсуждение темы проекта; ставит проблему и задачи обучения. Рассматривается вводный теоретический материал. На основе выявленных на предварительном этапе знаний и интересов учащихся, организуются три группы – по отдельным направлениям учебной темы (дисперсия, дифракция, интерференция света).
Урок 4.
Работа в группах. Учащиеся знакомятся с критериями оценивания исследовательских работ; распределяют задания и роли, составляют план исследования, используя памятки и шаблоны по организации исследовательских работ.
Поисковый этап.
Во внеурочное время, в соответствии с графиком работы кабинета информатики и библиотеки, а также используя возможности домашних компьютеров, учащиеся собирают материал по выбранным темам исследования (используются памятки по поиску и обработке информации).
Планируют проведение экспериментов.
Учитель проводит консультации через командиров групп и отслеживает продвижение учащихся с помощью таблицы продвижения по проекту.
3 неделя: Практический этап.
Урок 5, 6.
Учащиеся проводят групповые исследования согласно составленным планам; ставят эксперименты по выбранным темам и обрабатывают полученные данные.
Учитель проводит консультацию с помощью презентации «Как создать презентацию».
Учащиеся в соответствии с графиком работы компьютерного класса, используя памятку и шаблон по оформлению презентаций, оформляют результаты своих работ. Проводят самооценивание выполнения заданий.
Учитель проводит консультации через командиров групп и отслеживает продвижение учащихся с помощью таблицы продвижения по проекту.
4 неделя: Заключительный этап.
Учитель вместе с командирами групп проводит предварительную оценку готовности групп к защите своих проектов (выступлению по теме исследования).
Урок 7, 8. Итоговая конференция.
Учащиеся представляют свои работы в форме публичных выступлений с демонстрацией презентаций.
Учитель организует обобщение изученного материала путём заполнения обобщающей таблицы. Учащиеся проводят самооценивание своих проектов и рецензирование работы других групп по круговой схеме (1 группа оценивает работу 2-й; 2 группа – работу 3-й; 3 группа – работу 1-й).
Учитель обобщает итоги работы над проектом, используя таблицу продвижения по проекту и критерии оценивания ученических проектов.
Во внеурочное время учащиеся оформляют материалы конференции в школьной стенгазете и размещают на межшкольном образовательном портале.
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Пример продукта проектной деятельности учащихся
http://prezi.com/d8cjltb1_e2y/?utm_campaign=share&utm_medium=copy&rc=ex0share
Оценивание
Таблица продвижения и график проекта
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами освоения учебного материала
Создать кроссворд по данной теме.
Ответить на учебные вопросы с помощью дополнительной литературы.
Одаренный ученик.
Заполнить кроссворд.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Программное обеспечение:
программы для создания презентаций
программы для обработки фотографий
текстовый редактор
….
Материалы на печатной основе:
-
А. А, Перышкин. Физика. Учебник для 9 класса.- М.: Дрофа, 2008.
-
А. Пинский. Физика. Учебник для 9 класса. — М.: Просвещение, 2007
-
Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 классы. /авт.-сост. Н. К. Мартынов. — М.: Просвещение, 2007
-
Стандарты второго поколения. примерные программы по учебным предметам. Физика. — М.: Просвещение, 2010.
-
Образовательный стандарт среднего (полного) образования по естествознанию.
-
С. А. Тихомирова.Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).- М.: Мнемозина, 2009
-
Физика 7-11 классы: развернутое тематическое планирование/авт.-сост. Г. Г. Телюкова — Волгоград:Учитель, 2010
-
Информационные технологии в учебном процессе/сост. О. Н. Черненко. -Волгоград:Учитель, 2007
-
Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. — М.: Алпина Паблишерз, 2010
Проекты с аналогичной тематикой
Урок физики по теме «Световые явления». 9-й класс
Урок физики в 8 классе на тему «Отражение света. Закон отражения света»
Тема урока: » Световые лучи. Закон преломления света. Призма». 11-й класс
Отзывы на проект