Система вопросов к сказке Сергея Николаевича Синякина «Варвар»

Сергей Синякин родился в семье военного в 1953 году в посёлке Пролетарий Новгородской области, в Волгограде живёт с 12 лет. Имея юридическое образование, писатель-фантаст 28 лет проработал в органах внутренних дел, но был уволен из-за проблем со здоровьем с должности начальника городского отдела по раскрытию убийств и других тяжких преступлений в звании подполковника милиции.

Тяга к литературному творчеству была в жизни Сергея Синякина с детства. По его собственным словам, дружить с литературой он начал рано: в шестом классе прочёл 220 томов «Библиотеки всемирной литературы», в седьмом – Бальзака, Мопассана, всего Золя.

Первые повести, не имеющие конца, появились ещё в школе, а в 80-е годы в Волгоградском клубе любителей фантастики «Ветер Времени» с восторгом слушали произведения начинающего автора. В это же время в газете «Молодой Ленинец» публиковались его рассказы и повести.

О рождении своих книг Синякин говорит так: «На самом деле все довольно традиционно. Сначала появляется идея, и постепенно она обретает художественное воплощение в сюжете, образах героев. Всегда стараюсь брать темы своих произведений из жизни. Так же, как и героев. Иначе все получается ненастоящим, надуманным».

За четверть века было издано шестнадцать его книг. У него огромное количество миниатюр, небольших рассказов и маленьких повестей. Многие из них были организованы в своеобразные циклы: «Разные пути одной дороги», «Тихий погост», «Страшные марсианские сказки», «Ментовские байки», «Сталинградские зёрнышки». Подробнее

Цикл рассказов «Страшные марсианские сказки»

В цикле рассказов «Страшные марсианские сказки» автор по-своему обыгрывает темы, поднятые в произведениях Г. Уэллса, А. Азимова и других зарубежных фантастов. В его произведениях марсиане предстают то захватчиками, то спасителями. Объединяет все эти произведения социально-философская направленность. Автор размышляет о сложностях контакта с внеземным разумом, но ставит вопрос не столько о пришельцах, сколько о землянах – а не стыдно ли нам будет общаться с представителями других планет, а готовы ли мы морально к такому контакту, нет ли у нас в обществе таких недостатков, которые сделают невозможным общение с представителями других миров?

В цикл «Страшных марсианских сказок» входят следующие рассказы:

— «Марсианская роза»;

— «Легенда о марсианских ангелах»;

— «Марсианский сирин»;

— «Варвар»;

— «Пёс и его тоска»;

— «Инженер Лось».

 

Вопросы к рассказу «Варвар»:

1) Кого называют варваром?

Варвары — люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре.

В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства.

В переносном значении варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

2) О чем думает Биггс, оказавшись в красивом и удивительном марсианском городе?

Биггс думает об опасностях, которые поджидают человека ночью, если тот оказался в марсианском городе без транспорта и оружия.

«Радости в подобной ночёвке и в самом деле не слишком много. Ночью в город могли прийти марсиане справлять свои непонятные обряды. Они терпеть не могли землян, глазеющих на их тайны. Могли прилететь красные драконы, которые появлялись всегда ночью и были похожи на языки пламени, оторвавшиеся от костра».

3) Что дарит Биггсу ощущение победы?

Ощущение победы Биггсу дарит пережитая ночь. Ради победы ему пришлось сжечь древние марсианские рукописи.

«К утру, когда начали гаснуть глаза звёзд, а заливистый женский смех начал удаляться и затих на окраине, Биггс понял, что победил. И когда за окном зарычали моторы, он вышел к товарищам не спасённым, а спасшимся».

4) Почему Биггс не испытывает раскаяния, когда его упрекают в том, что он сжег рукописи?

Потому что Биггс не понимает ценности марсианских книг.

«– Плевать я хотел на этих марсиан, – сказал Биггс. – Подумаешь, искусство. Найдутся другие книги, а вот другого Биггса найти будет намного трудней. Своя жизнь дороже чужой мудрости».

5) Как Биггс относится к Марсу и марсианам?

Биггс относится к Марсу и марсианам пренебрежительно. Он считает марсиан дикарями, потому что не способен понять их культуру и обычаи. Он оправдывает свое отношение тем, что земляне вскоре покорят Марс.

«— История всегда пишется победителями. Побеждённые же обречены на забвение. Мы — победители, капитан. Сначала мы победили пространство, теперь мы обязательно покорим Марс».

6) К чему может привести варварское отношение к культуре? 

Варварское отношение к культуре может привести к уничтожению древних рукописей и презрению к другим народам, цивилизациям. Варвары не признают права на существование других культур и цивилизаций, они уничтожают их.

6) В каких литературных произведениях для сохранения собственного благополучия уничтожаются произведения искусства?

1) Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» посвящен теме уничтожения книг, вернее – уничтожению человека как разумного и нравственного существа через уничтожение (сожжение) старых книг. Под подозрение попадают люди, способные критически мыслить. Наверняка они читали и продолжают читать «вредные» книги.

2) Роман Джорджа Оруэлла «1984». На всем пространстве Океании часть книг физически уничтожается. Но, в отличие от романа Брэдбери, главным методом уничтожения книг является не сжигание, а их «переделка». Этим напряженно занимается Министерство правды, в котором трудится главный герой романа Уинстон Смит.

 

Литература:

  1. Карацупа В. Сергей Синякин. // Архив фантастики. [Электронный ресурс]. URL: http://archivsf.narod.ru/1953/sergey_sinakin/index.htm. (дата обращения 16.01.24).
  2. Синякин С. // Лаборатория фантастики. [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor276(дата обращения: 16.01.24).