Система вопросов к рассказу Сергея Николаевича Синякина «Проклятый дар»

Система вопросов к рассказу Сергея Николаевича Синякина «Проклятый дар»

Российский писатель-фантаст Сергей Николаевич Синякин родился 18 мая 1953 года в семье военного в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года он жил в Волгоградской области (г. Новоаннинский), с 1965 года – в городе Волгограде.

После армии с 1973 года служил в органах внутренних дел, сначала в ОБХСС, затем – в уголовном розыске.

Еще будучи сотрудником милиции он начал писать фантастику:

 

«Коллеги и начальство знали о моём увлечении, но это не стало предметом насмешек или неуважения. Каждый после работы отводил душу по-своему: кто рыбалкой увлекался, кто марки и монеты собирал, а я фантастику читал и писал. А что, разве милиционер не человек? Думаете, я и дома должен протоколы читать запоем и переписывать неудачно сформулированные места? Но на службе мне ни разу никто не сказал: «Что за фантастику ты написал в документах?»».

Первые повести были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в восьмидесятые годы: Шагни навстречу // Молодой ленинец (Волгоград). 1988. №№ 24-42; Резервация // Молодой ленинец (Волгоград). 1989. №№ 8, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23. С 1983 года Синякин является членом клуба любителей фантастики «Ветер времени».

 

После разгона клуба в 1984 году Синякину, тогда уже старшему лейтенанту милиции, настойчиво рекомендовали уйти из клуба, но он не был членом партии и не побоялся остался. Синякин сыграл большую роль в поддержании интереса к клубным встречам: на каждом заседании он зачитывал по одной главе из своих повестей «Трансгалай» и «Три дороги к Поклон-горе». Эти произведения позднее были изданы в 1990 году при участии Бориса Завгороднего, а в 1991 году в Нижне-Волжском книжном издательстве вышел второй сборник Синякина «Лебеди Кассиды».

 

За повесть «Монах на краю земли» (1999) Синякин был удостоен премий «Интерпресскон» (2000), «Бронзовая улитка» (2000), «Сигма-Ф» (2000), «АБС-премия» (2000), «Мраморный фавн» (1999), приза читательских симпатий журнала «Если» за лучшую повесть 1999 года. За повесть «Кавказский пленник» (2002) был удостоен премии «Бронзовая улитка» (2002). За повесть «Младенцы Медника» (2009) получил премию «Полдень» (2010). Не меньшую известность среди читателей получили его дилогия «Бузулуцкие игры» (1999-2002) и цикл «Вулканолог Званцев и его техноморфы» (2007). В образе вымышленного райцентра Бузулуцка сплелись и родной для Синякина Новоанненский, и станица Клетская, и станица Усть-Бузулуцкая.

— Для Бузулуцких игр я взял за основу Клетский район и перенёс его в Новоаннинский район. Мне нужен был район, в который, когда дожди пойдут, больше никак добраться нельзя, только трактором.

В конце 2018 года Синякин становится лауреатом государственной премии Волгоградской области в области культуры.

  1. С 2003 года Синякин активно развивал волгоградский фэнзин «Шалтай-Болтай», в котором являлся членом редакционного совета.

Благодаря его усилиям журнал вышел на высокопрофессиональный уровень.

В это же время он создает серию очерков и эссе о волгоградской фантастике, публикует антологию «Квинтовый круг» (2008). Синякин известен не только как фантаст, в начале 21 века он обращается к исторической теме: результатом долгой работы с архивами и очевидцами стал нефантастический сборник рассказов «Сталинградские зернышки» (2005), в котором представлены неизвестные страницы Сталинградской битвы. За время работы в милиции Синякин стал свидетелем ряда абсолютно нефантастических, но кажущихся нереальными историй о волгоградских милиционерах, многие из которых вошли в «Книгу о странных вещах» (2011). В этот сборник вошёл рассказ «Проклятый дар».

 

Система вопросов к рассказу 

«Проклятый дар»

1. Какие ассоциации у вас вызывает название рассказа?

Название ассоциируется со способностями или талантом, приносящим вред его обладателю.

2. Чем именно занимался главный герой рассказа?

Обязанностью заключëнного было превращение чугунных брусков в золотые.

3. Как к заключëнному относятся тюремщики? Приведите пример из текста.

К заключенному относятся с опасением из-за его дара.

“Кормят осторожно, боясь даже случайно прикоснуться к тебе. Такое уже случалось. Охранники видели, к чему может привести беспечность, теперь они осторожны вдвойне.”

4. Какое символическое значение несет в себе поза, в которой заключенному приходилось «застывать три раза в день у тюремной стены»?

Упомянутая в рассказе поза Христа может символизировать страдание и искупление.

5. Какие параллели можно провести между прочитанным вами рассказом и мифом о Царе Мидасе?

Согласно греческому мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикасался.

6. В чём состоит сходство и отличие дара в мифе и прочитанном рассказе? Приведите пример из текста рассказа.

И для заключëнного, и для царя Мидаса золото, полученное при помощи дара, становится бесполезным. Царь Мидас, превращая в золото всё, к чему прикоснëтся, почти умирает от голода. Заключённый вынужден превращать бруски чугуна в червоное золото, не имея возможности воспользоваться им. В отличие от царя Мидаса, свой дар заключённый частично способен контролировать.

Тогда не превращался, а теперь превратился. Наверное, все от желания зависело. Отвянь!

Царю Мидасу удаëтся избавиться от своего дара при помощи бога Диониса. У заключённого нет возможности избавиться от проклятого дара, оставшись в живых.

7. Каков метафорический смысл образа проклятого дара заключенного? Почему дар заключённого становится «проклятым»?

Проклятым даром оказывается талант, результатом которого человек не может ни воспользоваться, ни распорядиться.

8. Как на талантливого, одарëнного человека могут повлиять постоянные ограничения и чрезмерный контроль? 

Использование таланта человека ради реализации чужих планов и целей может стать губительным и привести к фатальным последствиям.

 

Список литературы:

1. Кавеева О., Синякин С.. Еще одна фантастическая книга издана в Волгограде! (интервью) // Шалтай-Болтай. 2009. № 1. С. 5-6

2. Сергей Синякин // Лаборатория фантастики. [Электронный ресурс].

URL: https://fantlab.ru/autor276

(дата обращения: 17.01.2024).

3. Скирюк Д. Скирюк Д. Утопии сегодня невозможны // Интервью с Сергеем Синякиным, взятое после «Волгакона-2001» [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/article102

(дата обращения: 17.01.2024).

4. Путило О. О Сергее Синякине//Царицын – 2021 – №1 [Электронный ресурс].

URL: https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/o-sergee-sinyakine

(дата обращения: 17.01.2024).