Система вопросов к рассказу С. Н. Синякина «Жертва»

Система вопросов к рассказу С. Н. Синякина «Жертва»

Вступительное слово о писателе

Российский писатель-фантаст Сергей Николаевич Синякин родился 18 мая 1953 года в семье военного офицера в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. В 1959 году отец демобилизовался и уехал вместе с семьёй на свою родину — станцию Панфилово (Новоаннинский район), где вскоре построил дом. Осенью 1966-го, когда сестра Наталья поступила в педагогически институт, родители перебрались в Волгоград, чтобы дочка «была у них на глазах».

Свой творческий путь Сергей Николаевич начал ещё в школе – писал первые стихотворения, которые были опубликованы в местной газете «Авангард», а также фантастические рассказы. И писал он, по собственному выражению «потому что не нравилось то, что читал».

После окончания школы № 96 г. Волгограда Сергей Николаевич был призван в ряды Советской армии (служил в ракетной бригаде в подразделении радиационной химической разведки). В 1973 году, окончив срочную службу, пошел работать в органы внутренних дел г. Волгограда. Работе в УВД он отдал почти тридцать лет жизни.

«За эти годы я объездил практически весь Советский Союз. Это: вся средняя Азия, все Закавказье; это половина Сибири, Чукотка; это вся центральная часть России; Украина – практически со всеми ее городами; Прибалтика – почти все столицы и еще провинциальные города…»

Будучи сотрудником милиции он начал писать фантастику. Однако признавался в том, что во время службы в МВД не хватало времени, для того, чтобы писать столько, сколько хотелось.

Первые публикации состоялись в местной прессе в 1984 году: рассказы «Странная планета» и «Возможности жанра». В 1989-м в волгоградской газете «Молодой ленинец» была опубликована его фантастическая повесть «Резервация». Через год, стараниями Бориса Завгороднего, в родном городе была издана его первая книга «Трансгалай», составленная из двух повестей. В 1991-м вышел его второй сборник «Лебеди Кассиды». Затем был долгий перерыв в литературном творчестве.

«Я понял, что это – не мое, и на десять лет я перестал что-нибудь писать…»

Перерыв в творческой деятельности закончился в 1999 году. В журнале «Если» была напечатана фантастическая повесть «Монах на краю земли», которая стала наиболее успешной в его творчестве.

За повесть «Монах на краю земли» (1999) Синякин был удостоен премий «Интерпресскон» (2000), «Бронзовая улитка» (2000), «Сигма-Ф» (2000), «АБС-премия» (2000), «Мраморный фавн» (1999), приза читательских симпатий журнала «Если» за лучшую повесть 1999 года. За повесть «Кавказский пленник» (2002) он был удостоен премии «Бронзовая улитка» (2002). За повесть «Младенцы Медника» (2009) получил премию «Полдень» (2010). Не меньшую известность среди читателей получили его дилогия «Бузулуцкие игры» (1999-2002) и цикл «Вулканолог Званцев и его техноморфы» (2007). В конце 2018 года Синякин становится лауреатом государственной премии Волгоградской области в области культуры.

В последующие годы один из «двух капитанов волгоградской фантастики» (так называли С. Синякина и Е. Лукина) писал постоянно и много. Он – автор шести романов и нескольких десятков повестей рассказов. За четверть века было издано шестнадцать его книг. И все же Синякин более тяготел к короткой форме повествования. У него огромное количество миниатюр, небольших рассказов и маленьких повестей. Многие из них были организованы в своеобразные циклы: «Разные пути одной дороги», «Тихий погост», «Страшные марсианские сказки», «Ментовские байки», «Сталинградские зёрнышки».

Скончался Сергей Николаевич 24 ноября 2020 года от осложнений COVID-19 в возрасте 67 лет. У писателя был кардиостимулятор и диабет, что осложняло процесс лечения.

Близкие и знакомые отзывались о Сергее Николаевиче как о хорошем друге, добром человеке, весельчаке. Чтобы ещё больше прочувствовать, чем жил замечательный автор и человек, советуем посмотреть интервью с Сергеем Синякиным.

Сборник рассказов и небольших повестей «Книга о странных вещах» (2011) выбивается из общего ряда произведений Сергея Синякина. Поражает будничность и бессмысленность смертей, описанных автором. Впервые в его книгах главные герои – лишние люди в этой жизни: бомжи, непризнанные гении, душевно больные. Можно с уверенностью сказать, что их прообразами послужили люди, с которыми автор сталкивался «по долгу службы» в отделе по раскрытию убийств. Читателю не предлагают сочувствовать героям, ему следует задуматься над тем, как бездарно можно прожить свою жизнь, как она хрупка.

Рассказ «Жертва», который мы будем рассматривать, вошёл в этот сборник.


Система вопросов к рассказу «Жертва»

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

1. Понравился ли рассказ, какие эмоции он у вас вызвал?

Рассказ вызвал смешанные эмоции. Было тяжело читать о невинной маленькой девочке, а также о тех душевных муках, через которые пришлось пройти главному герою. Несмотря на то, что он убийца, любой человек может быть прощён. Было жаль, что герой не смог пройти испытания и справиться с соблазнами.

2. Какие грехи совершил главный герой?

Николай совершил тяжёлое преступление – изнасиловал и убил десятилетнюю девочку.

3. Винит ли себя герой? Как вы понимаете цитату из рассказа: «За тот грех двадцатилетней давности он был уже наказан утратой живой полноценной жизни, прошёл адские муки и унижения… Бог сделал это для того, чтобы он пришёл к Нему»?

Николай раскаивается за свой поступок. Мы можем увидеть внутренний процесс переворота грешника, который состоит в сознании своего падения, искреннем раскаяния и смиренном обращении к Нему, ведь именно в муках, душевных переживаниях человек всегда вспоминает о Боге. Даже тот, кто раньше в него не верил. «Тогда, в зоне, он поклялся, что никогда больше не нарушит заповеди Господа, поверил, что путь, которым ему назначено было идти, оказался ошибочным. И выбрал служение Господу!»

4. В чём заключается смысл названия? Одна ли «жертва» фигурирует в рассказе?

Жертва в рассказе – не только десятилетняя убитая девочка, но и сам убийца, он тот, кто стал жертвой собственных искушений и соблазнов.

5. Зачем Бог снова позволяет демону испытывать героя искушением?

Искушение — это испытание способности человека выбирать добро, а не зло. Это соблазн совершить грех и последовать за сатаной, а не за Богом. Без них человек не смог бы двигаться к святости, у него не было бы стимула для роста, развития, нравственного становления. Бог позволяет демону делать зло, чтобы человек боролся. Если бы дьявол не искушал нас, то мы могли бы возомнить о себе, будто мы — святые. И поэтому Бог попускает ему уязвлять нас своей злобой. Счастлив будет тот человек, который перенесёт искушение.

6. Как вы понимаете финальную фразу рассказа из соборного послания святого Иакова: «Он посмотрел на себя, отошёл – и тотчас забыл, каков он».

Комментарий учителя. Так звучит полная фраза из соборного послания: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл – и тотчас забыл, каков он».

Мы можем увидеть образ человека, который с интересом слушает слово Божие, старается понять его, но на этом всё и заканчивается. До дела, до жизни по слову, так и не доходит – по разным причинам. Зеркало истины напоминает человеку, что нужно жить по законам, указывает ему на грехи, однако, человек, который взглянул в зеркало и увидел то, что ему не нравится, тотчас забыл, каков он настоящий, не захотел что-то менять и вернулся к своей прежней нравственной нечистоте. Так и главный герой, который слушал слово, выбрал служение Господу, понял, что так и не смог «очиститься» от искушения и жить по этим законам.

7. Может ли человек преодолеть грешное искушение или это невозможное испытание?

Человек может преодолеть искушения, ведь Бог не даёт нам испытаний «сверх сил». Но важно помнить, что Бог никого и не доводит до зла искушениями, а в искушении бывает виновна собственная похоть человека, которая является источником греха. Бог испытывает человека, предоставляя ему свободный выбор. Но Бог не желает зла. Если поддаешься сам искушению, не возлагай вину на Бога.

В земной жизни нам нужно научиться преодолевать искушения и делать правильный выбор. Способность говорить «нет» искушению означает, на самом деле, умение говорить «да» тому, во что вы верите, своим основным целям и ценностям.

Список используемой литературы

Памяти Сергея Синякина // МКУК «Новоаннинская межпоселенческая библиотека» : сайт. – URL: https://nov-biblio.vgr.muzkult.ru/news/61117922 (дата обращения: 24.12.2023).

Сергей Синякин: биография // Волгакон : сайт. – URL: http://edu.vspu.ru/volgacon/authors/s-sinyakin (дата обращения: 24.12.2023).

Синякин Сергей Николаевич // Архив фантастики : сайт. – URL: https://archivsf.narod.ru/1953/sergey_sinakin/index.htm (дата обращения: 24.12.2023).

Синякин С.Н. Биография. Творчество. // Лаборатория Фантастики : сайт. – URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 24.12.2023).

Синякин, С.Н. Книга о странных вещах / С.Н. Синякин. – Волгоград : Издатель, 2011. – 280 с.