Онлайн-лекция: «Реализм И. А. Гончарова»

Онлайн-лекция: «Реализм И. А. Гончарова»

Онлайн-лекция: «Реализм И. А. Гончарова» под аккомпанемент классического произведения 1891 года (концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов).

 

1. Жизнь и творчество.

Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины XIX в., мастеров, создавших классические русские романы, — И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского.

Иван Гончаров родился 18 июня 1812 года в Симбирске (сейчас — Ульяновск) в богатой купеческой семье. Его отец Александр Гончаров владел свечным заводом. Свою мать Авдотью Шацкую писатель описывал как «необыкновенно умную, прозорливую женщину», которая была для него «нравственным авторитетом». Кроме Ивана в семье было еще трое детей: Николай, Анна и Александра.

Когда Гончарову было семь лет, его отец умер. Воспитывать детей Авдотье Шацкой помогал их крестный Николай Трегубов, отставной моряк. Он же первое время занимался их образованием — учил математике, истории, географии.

С 1820 по 1822 год Гончаров учился в частном пансионе Екатерины Хованской в Симбирске. Там он изучал немецкий и французский языки, Закон Божий. Позднее учебу в пансионе прозаик описывал в романе «Обрыв». А один из первых педагогов Гончарова — протоиерей Федор Троицкий — стал прототипом священника Николая Ивановича, героя той же книги.

Когда Ивану Гончарову исполнилось десять лет, мать отправила его учиться в Московское коммерческое училище. Там уже занимался старший брат писателя Николай. В училище преподавали арифметику, бухгалтерию, право, а также рисование, пение и танцы.

Гончаров отлично учился и часто попадал на «красную доску» — в почетный список отличников. Однако занятия писатель считал неинтересными.

По просьбе Гончарова в 1830 году его отчислили из Московского коммерческого училища. Он не хотел становиться бухгалтером, уже тогда он планировал заниматься литературой. Год Гончаров готовился к поступлению в Московский университет. Для этого он даже специально выучил греческий язык, которым раньше не занимался. На экзаменах Гончаров получил отличные оценки и был зачислен на словесное отделение. Об университете он позднее писал: «Мы, юноши, полвека тому назад смотрели на университет как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепетом… Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого».

В 1834 году Иван Гончаров окончил университет и вернулся в Симбирск. В Симбирске Гончаров прожил около года, а затем уехал в Петербург. Там он устроился переводчиком иностранной переписки в Министерство финансов. Еще писатель подрабатывал частными уроками латыни и русского языка. Среди его учеников были Аполлон и Валериан Майковы.

В середине 1840-х Иван Гончаров начал писать свой первый роман «Старики». Книгу он не закончил и уничтожил. Писатель считал, что его роман слишком похож на повесть Николая Гоголя «Старосветские помещики».

Следующим крупным произведением Гончарова стал роман «Обыкновенная история» о жизни провинциального дворянина Александра Адуева. Над книгой он начал работать в 1844 году. Уже через два года Гончаров закончил рукопись и передал ее петербургскому чиновнику Михаилу Языкову. Языков прочитал книгу и посчитал «плоховатым романом», но все же передал рукопись Николаю Некрасову, а уже тот показал книгу Белинскому. Критик писал об «Обыкновенной истории»: «Какой… страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!»

Гончаров принес в русскую литературу свое видение эпохи и отразил движение времени, неповторимые eгo черты. Выпуск TV-программы о жизненном пути писателя — «Иван Гончаров. Писатель и Петербург» поможет для понимания исторического пласта реальности и сопоставления ее с реализацией художественного метода в произведениях.

2. Реализм в творчестве писателя

«Реализм, — говорил Гончаров, — есть одна из капитальных основ искусства»: произведения литературы вбирают в себя всю правду природы и жизни, познание действительности в ее характерных, типических проявлениях.

Размышляя над художественными решениями писателя, мы находим все новые приметы и приемы, характеризующие реализм.

Реализм — художественный принцип, сущность которого в стремлении к широкому, многостороннему, правдивому изображению реальной жизни в художественном произведении.

Именно Гончаров отчетливо воплощает в своих романах это важнейшее качество реализма.

 1) «Обломов» (1859) — роман критического реализма, то есть изображает типический характер в типических обстоятельствах при верности деталей (данную формулировку критического реализма даёт Ф.Энгельс в письме М.Гаркнесс в апреле 1888).  В «Обломове» Гончаров представил своё понимание не отдельной стороны, а всей русской жизни в переломный исторический момент — накануне отмены крепостного права, когда и общественные, и нравственные противоречия особенно обострились. Он создал типичность образов героев, и типичность обстоятельств, которые окружают и даже создают этих героев.

Тип — это обобщение действительности, объединение черт, характерных для целой группы людей, обстоятельств, явлений в одном индивидуальном образе.

Типичным может быть герой, но типична может быть и обстановка eгo квартиры, и общий облик окружающей eгo действительности. Реализму свойственно активное использование типизации. На страницах романа «Обломов» мы увидели, с каким безукоризненным совершенством ее использует автор.

Художественная деталь важна в произведении как выразительная подробность, которая не только несет значительную смысловую нагрузку, но при этом также способна порождать яркие ассоциации. Она часто помогaeт писателю создавать портрет персонажа, eгo эмоциональное состояние через элементы пейзажа, интерьера, может сопровождать диалог, фиксируя жест, реакцию, особенности речи героя, входя, таким образом, в речевую характеристику.

Гончаров — мастер описаний. Именно возможность неспешного и подробного воспроизведения действительности во всех ее деталях — доказательство eгo мастерства. Он не только прекрасно видит и воспроизводит мельчайшие детали, но и обладает чувством меры и такта при их использовании. Гончаров подробно рисует халат, туфли, диван Ильи Ильича, его запылённую комнату, его неловкого, неумелого слугу Захара.

Предметы становятся знаковыми для характера Обломова. На столе в его комнате лежат книги, но они изрядно покрыты пылью. Когда главный герой влюбляется в Ольгу, он запирает в сундук свой чудесный халат, широкий и тёплый, который в романе становится символом мёртвого покоя и сна. Но когда Обломов устраивается на Выборгской стороне, халат достаётся из сундука, стирается, штопается руками заботливой хозяйки Агафьи Матвеевны, и это уже сигнал, что сонная жизнь опять победила Илью Ильича. В «Сне Обломова» автор подробно рассказывает об одном дне в Обломовке: заботы об обеде, устройство господского дома, мёртвый сон после обеда, вечерние посиделки барской семьи.

Ценность романа не во внешней занимательности, а в глубине постижения современной Гончарову русской действительности и человеческой жизни вообще. Ведь Обломов показан одновременно как продукт определённых общественных условий (обломовщины) и как личность, которая пытается им противостоять, не принимая пустую и суетную окружающую действительность.

 

2) «Обыкновенная история» была первым художественным произведением Гончарова, появившимся в печати. Всю свою творческую работу до «Обыкновенной истории» Гончаров рассматривал, как «пробу сил» на пути к идейной зрелости и реалистическому мастерству. «Обыкновенная история» поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов, стремившихся, по словам Белинского, к критическому изображению «разных сторон общественной жизни».

Многовариантность, как один из механизмов, с помощью которых писатель-реалист создаёт«художественно-объективное» повествование. 

В романе Гончарова, строящемся как роман-дискуссия (диалогичность конфликта отмечал ещё Ю.В. Манн), в центре споров дяди и племянника находится «дело», которое понимается как важнейшая человеческая характеристика. Именно «дело» определяет положение человека в семье, обществе, мире. С первых споров становится ясным, что в слово «дело» персонажами вкладывается разный смысл, часто противоположный:

  • Труд в системе взглядов Петра Ивановича – центральная ценность, которой подчинена вся жизнь и всё в жизни: «Ты не вправе лежать на боку, когда можешь делать что-нибудь, пока есть силы».
  • Иной взгляд на дело предлагает племянник Петра Ивановича, молодой провинциал, приехавший в Петербург за славой, Александр.  В сознании романтика повседневный прагматический труд лишён какой-либо ценности, перед Александром стоят совершенно другие задачи, которые должны претворить в жизнь его высокие идеалы: «служба – занятие сухое, в котором не участвует душа, а душа жаждет выразиться».

Расчётливый Пётр Иванович добивается своего, одержана полная победа над противником — разгромлена чуждая идеология, племяннику остаётся лишь подчиниться.
И всё таки окончательной победы над «романтизмом» так и не происходит. Как отмечает Ю.В. Манн: «Моральная правота не монополизирована ни одной из сторон. Она поделена между ними почти поровну, но находится не в представленных точках зрения, а скорее за ними…»

Гончаров умело конструирует мир своего романа, всегда оставляя себе пространство для игры, корректирующей восприятие основных событий, в его романе всегда есть некоторая степень недосказанности и неопределённости. Именно эта неопределённость и оказывается главным конструктом «эффекта объективности», на которую претендует реализм.

Происходит сближение или разрушение всех оппозиций. В произведении задан вектор разрешения всех онтологических проблем, но как только решение находится, ракурс изображения персонажей меняется, меняется и соотношение авторского и персонажного мировоззрений. Автор всегда пытается поставить героя «против света» – ослепить его, в этом ослеплении открывается истина, которую, впрочем, персонаж может не заметить, зато её должен увидеть читатель.

Белинский обвинял Гончарова в том, что «у него нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, они его не веселят, не сердят, он не дает никаких нравственных уроков ни им, ни читателю», но это не так, дело лишь в том, что «однозначность» – главный враг художественного мира Гочарова.

Источники:

  1. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. 168 с.
  2. Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997.  240 с.
  3. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 491 с.
  4. И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества [Электронный ресурс]. URL:  https://edufuture.biz/index.php?title=И._А._Гончаров._Очерк_жизни_и_творчества
  5. Иван Гончаров. Писатель и Петербург [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=1VDAj9EYLV0
  6.  Карпов Д.Л. Полисемия как основополагающий принцип реализма И.А. Гончарова. «Обыкновенная история»  [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n
  7. Философия безделья в романе «Обломов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uBX8ATCCNUw