Система вопросов к повести Евгения Юрьевича Лукина «Амёба»

Вступительное слово

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством современного волгоградского писателя-Евгения Юрьевича Лукина (родился 5 марта 1950, Чкалов, РСФСР, СССР).

По образованию Евгений Лукин-филолог. Образование получил на историко-филологическом факультете Волгоградского пединститута, где познакомился со своей будущей женой Любовью Белоножкиной. В 1972 году, окончив институт, вступил в брак. Непродолжительное время работал учителем в сельской школе Камышинского района Волгоградской области. Далее служил в рядах Советской армии под Ташкентом. После демобилизации вернулся с супругой в Волгоград, где в 1974 году у него родился сын Юрий.

 

Вместе с женой начинают писать фантастические рассказы «в стол». В 1981 году повесть «Каникулы и фотограф» печатается в газете «Вечерний Волгоград». С тех пор Лукины регулярно печатаются в газетах, журналах и сборниках, среди которых «Знание-сила», «Вокруг света», «Советская фантастика» и другие. По большей части это повести и рассказы: «Сталь разящая», «Строительный», «Монумент», «Отдай мою посадочную ногу!», «Вторжение», «Разрешите доложить!» и др. Их произведения переводятся на чешский, болгарский и немецкий языки.

В 1990 году во Франции выходит их первая книга. В 1992 году соавторов принимают в Союз писателей СССР. Однако вскоре Любовь умирает. С 1993 года Евгений пишет один. Первый самостоятельный рассказ-«Словесники».

В дальнейшем Евгений Лукин переходит на крупную форму: «Зона справедливости», «Катали мы ваше солнце», «Алая аура протопарторга», «Разбойничья злая луна», «Чушь собачья». Также он издаёт стихи. Вышло несколько сборников: «Фарфоровая речь», «Чёртова сова» и др. А также записывает диски авторской песни и переводит зарубежную фантастику: Пирса Энтони и Барбару Хэмбли.

Первый этап творчества можно уместить в одной фразе: родившись 5 марта 1950 года в Оренбурге, сменил за двадцать лет десять городов, три школы, четыре вуза-и заработал в итоге всего один диплом учителя русского языка и литературы. Так или иначе, младые годы Лукина в творчестве его отражения не нашли. За исключением, пожалуй, финала повести «Амеба» (1976-1994), где возникает некий призрак старого Оренбурга.

«Амеба»-повесть о молодом, только что отслужившем парне по прозвищу Вавочка. Он работает шестеркой в одном из инвестиционных фондов. Данная повесть является энциклопедией жизни общества 90-х годов.

 

Система вопросов

  • Какие впечатления произвела на вас повесть Лукина «Амёба»? Какие чувства вы испытали после прочтения?

Повесть оставляет двойственное ощущение. Сначала читаешь про обычного человека, который хочет добиться в своей жизни признания и уважения, занимать престижную должность, а не сидеть в чулане, ища себе развлечение. Но после прочтения понимаешь, насколько непростой образ, изображенный автором. Вавочка-главный герой вызывает чувство отвращения, поскольку в нем представлены все негативные черты: лживость («Главное-запудрить мозги директорам всякими там ареалами, чтобы красиво и непонятно»), пристрастие к алкоголю-походы в «Посошок», неприязнь к другим людям, мстительность и др.

  •  Как вы понимаете эпиграф к повести: «Тот, кто сидел тепеpь напpотив господина Голядкина, был — ужас господина Голядкина, был — стыд господина Голядкина, был — вчеpашний кошмаp господина Голядкина, одним словом, был сам господин Голядкин»?

Вавочка видел в своих близнецах только самые отвратительные, мерзкие черты (глупость, вспыльчивость, мстительность, любовь к алкоголю), но он не замечал того, что каждый из них и есть его точная копия. Поступки двойников не являются чем-то новым для Вавочки, они лишь показаны ему для того, чтобы он посмотрел на себя со стороны.

 

  • Что считал главным для себя Вавочка?

Для него не важны были деньги, точнее он не считал их главным. Главное для Вавочки- личностью быть. Чтобы из него, как из пластилина, никто ничего не лепил. А деньги- средство.

 

  • Какую функцию выполняют страшные сновидения Вавочки?

Показать внутреннее состояние-боязнь выглядеть нелепо, неспособность управлять компанией, стать точно такой шестеркой, как те из «Посошка», отвечать (быть крайним за поступок Лени и Сан Саныча).

 

  • Как соотносится время написания повести и время, в которое жил Вавочка?

Время, описанное в произведении-это «лихие девяностые». 1990-е годы-тяжелое время для России. Было уничтожено всё то хорошее, что создавалось годами при советской власти.  Происходит расслоение общества, финансовые и человеческие потери.

Середина 90-х в России отметилась невиданным разгулом бандитизма. Были многочисленные умышленные убийства, половина из которых  были заказными, кражы, незаконная торговля, были те, кто «крышует» других . Именно эти явления и описаны автором в повести: шеф приказал Вавочки сидеть в чулане, говоря всем, что его вызвали на телевидение, но в действительности он встречался с «нужными людьми», чтобы «фонд ободрал вкладчиков; при серьезном разговоре о долгах  хозяина,  приезжали теневики, которые могли использовать различные методы получения информации и денег: утюги, паяльники, толкали в машину и увозили. В 90-е годы власть имели те, у кого больше денег, связей и физической силы, именно поэтому шестерки из «Посошка» испугались Леню за его  физическое превосходство, манеру говорить, внешний вид.

  • Почему Вавочку можно назвать амёбой?

Амёба-простейшее одноклеточное животное, обитающее на дне водоемов со стоячей водой, особенно в гниющих прудах и болотах.

Вавочка-образ «маленького человека», который стремился к тому, чтобы из него «не лепили» ничего, но по итогу стал шестеркой.
Словно амёба Вавочка  разделился на клетки: стараясь выдавить из себя все ненавистное, герой получал свою точную копию. К сожалению, время, описанное Лукиным, соответствовало описанию места обитания амёб.

  • Как не стать амёбой в современном мире?

Автором уже задана модель, при которой человека не назовёшь амёбой. Именно Вавочкой произносятся данные постулаты:

«Деньги не главное». Не стоит гнаться за богатством, при этом утрачивая свой моральный облик человека. При стремлении к обогащению люди часто применяют не совсем законные методы. Они способны убивать, шантажировать и угрожать ради денег (в повести говорится о том, как угрожали утюгами, похищениями)

«Никто ничего не лепил». Самое главное для человека иметь внутри себя твёрдый стержень. Благодаря ему у человека есть собственное мнение, он ответственный за свои поступки (в данном случае можно вспомнить пример, как Вавочка отказался от бизнеса с шефом не из-за понимания отвественности и сомнительной деятельности, а из-за неуверенности в себе, страха), он может отвечать за сказанные им слова, не боясь других людей (Вавочка не мог дать отпор шестеркам из «Посошка», из лишь напугали физические данные Лени)

Также автор хочет двойниками Вавочки донести до нас мысль-прежде, чем совершить тот или иной поступок, необходимо его проанализировать, посмотреть, как он будет выглядеть со стороны.

 

Список источников:

  1. Лукин Е. Ю. Амёба [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/amyoba-read-30727-1.html  (дата обращения: 10.01.2021).
  2. Лукин Е. Ю. Биография. Творчество // Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor170 (дата обращения: 10.01.21).
  3. Фотографии Е. Ю. Лукина [Электронный ресурс]. URL https://yandex.ru/images (дата обращения: 10.01.21)