Система вопросов и заданий к рассказу Е.Ю. Лукина «Словесники»

Система вопросов и заданий к рассказу Е.Ю. Лукина «Словесники»

Вступительное слово учителя

Евгений Юрьевич Лукин родился 5 марта 1950 года в Оренбурге. Закончил Волгоградский педагогический институт с дипломом учителя русского языка и литературы.

В 1972 году в селе Нижняя Добринка Камышинского района Евгений Лукин женится на Любови Белоножкиной, с которой они познакомились еще в институте.

Недолгое время молодожены проработали учителями в глубинке, а затем, после службы Евгения Лукина в армии, осели в Волгограде. Теперь в трудовой книжке писателя мелькают работы: печатник, резчик холодного металла на «Красном Октябре», фотограф НИИ, корреспондент многотиражки мебельной фабрики и т. д. 

Кстати, литературную деятельность Евгений Лукин начинал по меньшей мере трижды. Первый раз – в Ашхабаде, еще школьником. В 1966-1967 годах в газете «Комсомолец Туркменистана» и журнале «Ашхабад» выходят его первые подборки стихов и пародийная фантастическая повесть «Оранжевая Вега». Очевидно, покидая столицу Туркмении, Евгений наивно полагал, что печатать его будут везде. Но затем следовали почти пятнадцать лет молчания.

Второе вторжение на печатные площади он совершает уже вдвоем с Любовью. В 1981 году газета «Вечерний Волгоград» помещает их повесть «Каникулы и фотограф». Повесть, что характерно, фантастическая. Как и все прочее, написанное потом в соавторстве супругами Лукиными.

К Лукиным приходит известность. Их повести и рассказы публикуются в журналах «Знание — сила», «Искатель», «Вокруг света», «Советская литература» (на английском, французском и проч.), в дайджесте «Спутник», в чешских, болгарских, немецких журналах, неоднократно включаются в сборники, выходящие в Берлине и Мюнхене. Супругам вручаются медаль и диплом «Еврокон-90» (Файенс, Франция), в том же году Нижне-Волжским книжным издательством выпускается первая их книга «Когда отступают ангелы». В 1992 году соавторов-фантастов принимают в Союз писателей СССР. Пользуясь разгулом гласности, Е. Лукин под прозрачным псевдонимом Е. Нулик начинает печатать в газетах то, что ранее не пропускала цензура.

На гребне успеха Любовь Лукина охладевает к фантастике. Соавторство распалось. Евгению Лукину в третий раз приходится все начинать заново.

В 1992 году волею случая Лукин попадает в «горячую точку». Молдова пытается уничтожить Приднестровье, объявив его «последним оплотом коммунизма». И Евгений снова берет в руки гитару. Сам собою рождается цикл «Приднестровских песенок» под общим заголовком «Я твой племянник, Родина». О людях, преданных России и преданных Россией.

По данным пресс-центра при штабе 14-й Армии, молдавские националисты вносят автора в список на уничтожение. А правительство Приднестровья объявляет его в 1993 году первым лауреатом Государственной премии Приднестровской Молдавской Республики в области литературы.

Следующие несколько лет Евгений Лукин занимается переводами с английского,  в 1995 году завершает начатую еще в соавторстве с Любовью Лукиной повесть «Там, за Ахероном», а через год  Любовь Лукина внезапно  умирает. Спасаясь от горя, в течение пяти лет Евгений один за другим пишет романы «Разбойничья злая луна» (1997), «Катали мы ваше солнце» (1997), «Зона справедливости» (1998), «Алая аура протопарторга» (1999), повесть «Слепые поводыри» (2000), около десятка новых рассказов.

Евгений Лукин уверяет, что мы живем в фантастической стране и что ничего не надо придумывать. Достаточно оглядеться. Сегодня речь пойдет о его первом сольном  рассказе «Словесники» (1993-1994).  Писатель, будучи неуверен в себе, боится публиковать его в течение нескольких лет. Как выяснилось, зря. В 1997 году рассказ завоюет сразу две престижных премии в области фантастики – «Интерпресскон» и «Странник».

 

 

Вопросы и задания к рассказу «Словесники»

1.  Какие пословицы и поговорки о слове вам известны? Что в них общего?

Слово не обух, а от него люди гибнут.
Слово не нож, а до ножа доводит.
Слово жжет хуже огня.
Не бей кулаком — ударь словом.
Недоброе слово больней огня жжет.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Издавна народ понимал, какую силу может таить в себе слово. Он определял слово, как опасное оружие, которым не стоит пользоваться бездумно.

2. В эпиграфе рассказа «Словесники» строки из стихотворения Н. Гумилева «Слово».  Прочитайте это стихотворение. 

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова. 

3. Как со временем поменялось отношение к слову? В чем лирический герой видит свою задачу?

В былые времена слово имело реальную мощь и силу. Люди, чтобы не разбрасывать слова зря, использовали числа. Речь идет о возможности выражать некоторые простые чувства и мысли с использованием чисел. Такое отношение как бы подчеркивает священность слова.

Со временем люди забыли о божественной силе слова, опошлили его, пользуются им бездумно. Автор стихотворения возмущен и видит собственную задачу (то есть задачу поэта) в том, чтобы возрождать величие слова.

4. Какие строки из этого стихотворения Е. Лукин  использует в качестве эпиграфа к рассказу? Для чего?

Евгений Лукин использует в качестве эпиграфа строки из первой строфы: «Солнце останавливали словом, Словом разрушали города». В рассказе «Словесники» слово вновь обретает былую силу, ту самую, которую имело в начале сотворения мира. Е. Лукин буквализированно изображает опасность слова, вылетающего из уст современного человека.

5. Как относятся к слову в мире, который создал Е. Лукин? По-разному ли относятся к слову Лава и Радим?

Несмотря на то, что слово здесь используют для создания врагам мелких неприятностей, к нему относятся с осторожностью. Все самые страшные слова хранят словесники, связанные клятвой. Радим является одним из них, поэтому он очень трепетно относится к каждому слову и боится учить свою жену ругательствам.  Однако даже осторожный словесник способен на ошибку. Ведь за глаза могут назвать дураком, что ослабит его бдительность и заставит сказать в сердцах глупость. Например, обвинить жену в измене.

Лава же не понимает всей опасности, которую таит в себе произнесенное слово. Она, управляемая  злостью и обидой, способна сотворить нечто ужасное, даже разрушить весь мир.

6. Почему в финале все разрушает не человек из мира словесников, а человек из современного мира?

Коля, которого Лава вызвала из современного автору мира, активно использует шутливые и просторечные фразеологизмы («поднимать хвост», «чудо в перьях»), в целом очень раскован в выражениях. Он не знаком с силой слова, не осторожен с ним. Это и приводит мир словесников к гибели.

Образ Коли необходим автору, чтобы показать, как относятся к слову в нашем с вами мире и предостеречь читателя.

7. Какой силой обладает слово в нашем мире? Опасно лишь материализующееся слово, или оно может причинить вред иначе?

Автор визуализирует метаморфозы, которые происходят с человеком во время словесной перепалки, изображает фатальные последствия неосторожно брошенных фраз. В реальной жизни наши слова не носят такой зримой разрушительной силы, но они все же оказывают влияние на людей.

Прежде чем обронить хоть одно словечко, необходимо много раз подумать. Иначе выпорхнувшая острота может обидеть, унизить человека, навсегда отвратить его от собеседника.

Как много лишних слов слетает с языка, когда мы раздражены! Подогревая самих себя нарастающим гневом, мы говорим самым близким людям столько горького и несправедливого!

Так, излишне ядовитая критика может убить в человеке талантливого автора, а после неаккуратных замечаний в сторону внешности даже самые симпатичные люди могут возненавидеть свои лицо и тело. Холодный скептицизм похоронит в вас искателя острых ощущений, а насмешки окружающих заставят отказаться от мечты стать актёром. В нашем мире, в отличие от рассказа Евгения Лукина, слово не производит изменения одномоментно, но неотвратимо рисует новый слой на картине вашего будущего.

8. Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос  «Как использовать силу слова во благо?». Приведите примеры из жизни.

Важная роль в нашей жизни принадлежит словам. Каждое из них имеет значение. Только от нас зависит, какую смысловую и эмоциональную нагрузку они будут нести.  Словами нужно пользоваться осторожно, заранее предвидя, какое впечатление они могут произвести на собеседника.

При желании словом можно поддержать человека, расположить к себе, вселить в него веру, выразить симпатию, нежность и любовь. К сожалению, в моей жизни случаев, когда слово оказывало негативный эффект было намного больше, чем когда его сила применялась во благо. Однако есть и положительные примеры.

Однажды перед новогодним вечером в школе я была очень расстроена своим внешним видом: платье сидело ужасно, прическа не удалась, а макияж выглядел так, словно стрелки рисовала моя пятилетняя сестра.

С грустным лицом и сгорбленной спиной я вошла в класс, несколько одноклассников поспешили вслух отметить мое печальное состояние и удалиться, чтобы не попасть под горячую руку.  Моя подруга, заметив в каком я настроении, напротив решила меня подбодрить, похвалила платье и прическу, благоразумно не стала заострять внимание на макияже. И вот, совсем как в рассказе «Словесники», произошло чудо: мои плечи расправились, на лице появилась улыбка, а глаза заблестели так, что кривые стрелки померкли под их светом. Всего несколько ободряющих слов помогли мне стать увереннее, не думать о внешности и хорошо провести вечер.

Я считаю, что мы все должны стремиться к использованию силы слова во благо, не стесняться выражать вслух положительные эмоции и не бояться говорить о людях хорошее.

Список использованных источников

  1. Гумилев Н. С. «Слово» // Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1988. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gumilev.ru/collections/8/ (дата обращения 2.01.21).
  2. Иванова Н. М. «Слово» Н.С. Гумилева: поэтические и Библейские смыслы //Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – Т. 14. – №. 2. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/slovo-n-s-gumileva-poeticheskie-i-bibleyskie-smysly (дата обращения 2.01.21).
  3. Лукин Е. Ю. «Словесники» // Лукин Е. Ю. «Катали мы ваше солнце». Сборник. – СПб: Acta Diurna, 2018. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knigi-for.me/books/fantastika-i-fjentezi/nauchnaja-fantastika/page-1-55973-evgenii-lukin-slovesniki (дата обращения 2.01.21).
  4. Лаборатория фантастики // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fantlab.ru/autor170. (дата обращения 2.01.21).