Система вопросов к рассказу Евгения Лукина «Государыня».

 

Вступительное слово учителя.

 

На сегодняшнем уроке речь пойдет о творчестве современного прозаика – Евгения Лукина.

Лукин Евгений Юрьевич родился в Оренбурге в 1950-ом году. За два десятка лет жизни успел пожить в десяти городах, поучиться в трёх школах и четырех университетах. По итогу закончил только один – Волгоградский педагогический в 1972 году, в котором он учился на историко-филологическом факультете. У Евгения Лукина есть диплом учителя русского языка и литературы.

Свои силы в литературе попробовал еще в школьное время. В одной местной небольшой газете напечатали его стихи. Затем решил попробовать писать фантастику. После этого наступил долгий и затяжной творческий перерыв, который длился целых 15 лет.

Лукин увлекался не только написанием фантастических произведений, он также пел под гитару бардовские песни (даже записал несколько музыкальных альбомов),занимался переводами, в основном, зарубежной фантастики – Пирса Энтони и Барбары Хэмбли.

В студенческие годы познакомился с Любовью Белоножкиной, которая в дальнейшем стала его супругой. Они поженились в 1972-ом году и автор прожил с ней в браке до ее смерти – она умерла в 1996 году. Недолгое время работал сельским учителем в Камышинском районе Волгоградской области.

Всерьез заниматься литературой стал вместе с женой. Они вместе работали над произведениями. Сначала писали для себя, в стол, нигде не публиковались. Чуть позже, в середине 80-х, этот творческий дуэт начал постепенно набирать популярность. В 1981-ом году их повесть «Каникулы и фотограф» напечатали в газете «Вечерний Волгоград». С тех пор творчество Лукиных регулярно печаталось в различных газетах и журналах. Любимый жанр для Лукиных – фантастика с юмористическими элементами.

В начале 1990-х годов его принимают в союз писателей СССР. Он начинает работать над крупными жанрами – романами. С 1993-го года пишет один —  первый самостоятельный рассказ не в соавторстве с женой назывался «Словесники».

Им написаны романы «Зона справедливости», «Катали мы ваше солнце», «Чушь собачья» и т.д., а также сборники стихов «Фарфоровая речь», «Чертова сова» и проч.

Поздние рассказы Лукина, по мнению многих критиков, можно отнести уже не к фантастическому жанру, а к реалистическому. Хотя сам Евгений Юрьевич придерживается следующей позиции — он не видит никаких различий между фантастическим вымыслом и реальностью. За все время своего творчества написал более сотни произведений.

Основная черта творчества Евгения Лукина – отточенный поэтичный язык и тонкий здоровый юмор.

Автор активно работает и по сей день. Проживает в Волгограде.

Рассказ «Государыня», который мы будем обсуждать на уроке, был написан в 1987-ом году, опубликован в 1990-ом в соавторстве с супругой Любовью Белоножкиной. Конкретно не входит ни в какой из существующих циклов автора.

Система вопросов к рассказу Е.Ю.Лукина «Государыня».

  • Что вы почувствовали после прочтения рассказа? Можете ли вы назвать его юмористическим? Ответ аргументируйте. 

Несмотря на то, что в рассказе встречаются комические элементы, он оставляет после себя горьковатый осадок. Существуют люди, которые много времени тратят на грезы и мечты, при этом ничего не делая для их реализации в реальном мире. Все это бесполезно потраченное время они могли бы посвятить улучшению своей жизни. Проблема в том, что из-за своих воздушных замков они уже и не знают, чего хотят от реальной жизни. Это подтверждает один из последних диалогов государыни и лекаря: «– Если бы время, потраченное вами в мире грез, использовать в реальной жизни… Мне кажется, вы бы достигли желаемого. – Чего? – хмуро спросила она. – Чего желаемого?».

  • Кем «работает» главный герой? Симпатичен ли он вам? Почему? Зачем автор ввел в рассказ Фонтанеля?

Главный герой – лекарь. Он проникает в миры человеческих грез, вытаскивает оттуда человека и возвращает его обратно, на землю, в мир реальности. Но чем дольше человек находится в грезах, тем больше он теряет связь с реальностью. Герой симпатичен тем, что как истинный лекарь искренне стремится помогать людям, он сострадает государыне, дает ей напутствия. Главному герою можно посочувствовать, так как он вынужден целую вечность бороться с Фонтанелем, подобно тому, как свет всегда борется с тьмой. Лекарь – представитель реальности, Фонтанель – представитель ирреальности. Два заклятых и вечно воюющих врага, которые не могут ни победить, ни проиграть, потому что в жизни человека должно быть место и мечтам, и реальности. Иногда отступает лекарь, а иногда – Фонтанель, но они снова и снова будут сходиться на поле битвы.

  • Как выглядит ирреальный мир государыни? Приятен ли он вам? Ответ аргументируйте.

Автор описывает мир государыни следующим образом: «Вот и сейчас – ну что это за строение возвышалось перед ним? Храм не храм, дворец не дворец – нечто безумно вычурное и совершенно непригодное для жилья». В этом королевском мире совсем нет людей, кроме синеглазой прекрасной девицы, которая, скорее, похожа на фантом, нежели на человека. Тоже самое можно сказать и про Фонтанеля.

«И они двинулись лабиринтом сводчатых коридоров. Он шел, машинально отмечая, откуда что заимствовано. Таинственный сумрак, мерцание красных лампад…». Или: «Поплутав в складках бархата, он вышел в зал с высоким стрельчатым сводом. Свет, проливаясь сквозь огромные витражи, окрашивал каменный пол в фантастические цвета. В тени у высокой колонны стоял резной деревянный трон — простой, как кресло».

Мир государыни сложно назвать приятным, так как, во-первых, он неоригинален, во-вторых, он построен на стереотипах, взятых из книг, что подтверждают эпитеты: «таинственный сумрак», «мерцание красных лампад», в-третьих, он показывает, что героиня хочет быть самой главной, и чтобы ее все слушали. Не случайно же она государыня (наивысший чин). Еще этот мир нам неприятен и потому, что он, в принципе, не пригоден для жизни. Неприятен также и потому, что героиня считает нормальным постоянное в нем нахождение.

  • Чем отличается реальный мир героини от мира её фантазий? Ответ аргументируйте цитатами из текста произведения. 

В рассказе Евгения Лукина «Государыня» противопоставляются два мира – реальный и ирреальный. В ирреальном мире главная героиня представляет собой государыню, которая восседает в «прекрасном» замке, которой прислуживает «прекрасная» фрейлина и «прекрасный» Фонтанель. И даже ее некрасивая внешность в этом мире грез преображается: «Все было неправильно в этом [её] лице: и карие, небольшие, слишком близко посаженные глаза, и несколько скошенный назад подбородок, да и нос излишне длинноват. Каким же образом все эти неправильные, некрасивые черты, слившись воедино, могли обернуться столь тонкой, неповторимой красотой?!».

А в реальности перед нами предстает обычная, ничем не выделяющаяся из толпы женщина, которая работает, судя по всему, в обычном, среднестатистическом офисе и которую за спиной обсуждают коллеги («Страшненькая, замуж никто не берет»). «Сварливая женщина без особых примет», начинает разговор с фразы «Интересное дело».

Одна из ее (реальных) коллег, явно проводящая больше времени в реальности, делает вывод, пускай и весьма в ядовитой манере, что жить в реальности не так уж и сложно, главное захотеть сделать себя и окружающий мир лучше: «Интересное дело — страшненькая! Нет сейчас страшненьких! В джинсы влезла — вот и фигура. Очки фирменные нацепила — вот и морда… А то взяла манеру: сидит-сидит — и на тебе, нет ее!».

  • Как вы думаете, кто сидит в темнице государственного замка?

В темнице замка сидит «реальная» героиня. Она нарочно запирает в дальнем углу свое истинное «я», потому что оно ей неприятно. Мир действительности ей отвратителен и поэтому она всегда убегает в мир мечтаний.

А как вы думаете, почему этот мир ей отвратителен?

Потому что у героини, возможно, несоответствие понятий «реальное – ирреальное». Скорее всего, её идеалы, грезы, мечты потерпели крушение, столкнувшись с обычной реальностью, то есть – с бытом.

  • Почему ирреальный мир героини начинает разрушаться с приходом главного героя – лекаря?

«И что-то изменилось в зале. Видимо, освещение. Многоцветные витражи побледнели, краски начали меркнуть». И чуть позже: «Стрельчатые высокие окна померкли окончательно, в огромном холодном зале было пусто и сумрачно». Это означает, что при встрече с лекарем ее мир иллюзий начинает осыпаться, бледнеть, разрушаться, то есть – лекарь мастерски выполняет свою работу. Только вот далеко не факт, что после такого опыта женщина сможет приспособиться к нормальной жизни в реальном мире. Когда лекарь пришел за ней, она была уверена в том, что находится в состоянии «сна»15 минут, хотя на самом деле героиня отсутствовала целых полтора часа. Это говорит нам о том, что, вероятнее всего, с каждым новым «погружением» она все дольше и дольше начинала оставаться в мире грез. Кто знает, может быть, если бы лекарь не пришел, она в один миг просто не вышла бы из такой комы.

  • Нужно ли человеку полностью отказаться от мечтаний и грёз?

В жизни все должно быть в меру. Иногда нужно полетать в облаках, иногда спуститься на землю, но отдавать радикальное предпочтение чему-нибудь одному – нельзя. Если находиться только на земле, можно зачерстветь и лишиться воображения и фантазии, одним словом – души; если быть только «на облаках», можно потерять связь с реальностью, сойти с ума.

  • Логично ли, что рассказ заканчивается открытым финалом?

Да, потому что противостояние лекаря и Фонтанеля будет вечно, как борьба Бога и дьявола. Наличие таких героев, как государыня, дает лекарю и Фонтанелю работу. Поэтому и существуют такие персонажи, как лекарь и Фонтанель, чтобы регулировать подобные процессы.

 

Список литературы. 

  1. Евгений Лукин — биография, книги, отзывы [Электронный ресурс]. https://www.livelib.ru/author/151-evgenij-lukin (дата обращения 10.01.20).
  2. Лукин Е.Ю. Сборник рассказов. Рассказ «Государыня» [Электронный ресурс]. https://www.litmir.me/br/?b=87217&p=47 (дата обращения 10.01.20).