Система вопросов к анализу сказки А.Кабакова «Любовь зла» (из цикла «Московские сказки»)

Вступительное слово

Александр Кабаков родился в эвакуации в Новосибирске в семье Абрама Яковлевича и Фриды Исааковны Кабаковых в 1943 году. Окончил механико-математический факультет Днепропетровского университета.

В 1972 году Александр начал профессионально работать журналистом в газете «Гудок». Был репортером, специальным корреспондентом, фельетонистом, заведующим отделом информации «Гудка». В годы перестройки стал обозревателем, потом заместителем главного редактора газеты «Московские новости». В последние десять лет работал специальным корреспондентом и заведующим отделом издательского дома «Коммерсант», обозревателем «Столичной вечерней газеты», заместителем главного редактора журнала «Новый очевидец».
В 80-е годы прошлого века Александр Кабаков публиковал в разных изданиях юмористические рассказы, получил за них несколько литературных премий. В 1988 году написал повесть-антиутопию «Невозвращенец», которая, будучи через год опубликованной, имела большой успех, была переведена и вышла в 90-е годы во Франции, Германии, Италии, Испании, во всех скандинавских странах, США, Японии и Китае.

Цикл А. Кабакова «Московские сказки» сразу после выхода в свет в 2010 году привлек внимание как читательской, так и профессиональной литературной аудитории. Произведение вошло в шорт-лист премии «Большая книга» и было удостоено премии им. И.А. Бунина.

«Московские сказки» – сказочные и мифологические сюжеты на
новый лад. Разноязыкие гастарбайтеры строят в Москве Вавилонскую
башню, на дорогах столицы наводит ужас Летучий Голландец в призрачном
авто…
Кабаков старые сюжеты переносит в современную действительность.
Обычные сказки о вечном Жиде, о Вавилонской башне, но переложенные на
нашу реальность, обретают другую плоть, читаются с увлечением. Они из
сказок вытекают в реальность, становятся вероятными, возможными,
кажется, что всё происходит рядом с нами.
Кабаков находит идеальное равновесие между фантастическим и
бытовым, пугающе-необычным и приземлено-обыденным. Его «Московские
сказки » – самая настоящая фантастика и в то же время прекрасный
источник по истории современности.

Каковы ваши впечатления после прочитанного произведения?

Сказка А. Кабакова вызвала впечатление, что это реально произошедшая история с определенной долей вымысла. Прочитанное произведение воспринимается как простой рассказ с элементами фантастического.

Как известно, сборник А.А. Кабакова «Московские сказки» вбирает в себя признаки постмодернистской поэтики. К таковым относятся: монтажность композиции, интертекстуальность (скрытые отсылки к произведениям классики, представленные в различных формах), приемы эстетической игры с жизненными реалиями и литературными прообразами. Как вы думаете, с какими из признаков произведений постмодернистской литературы мы сталкиваемся при чтении сказки «Любовь зла»?

В первую очередь, читая сказку А.Кабакова, вспоминаешь сюжет известной народной сказки «Царевна-Лягушка». Правда, у А.Кабакова происходит явная трансформация сюжета. Автор упоминает сказочных персонажей (Кощей), но в остальном же создает свой сказочный сюжет, отдаленно напоминающий традиционную народную сказку.

Можно сделать вывод, что наиболее отчетливой чертой постмодернизма в сказке А. Кабакова является интертекст.

Перейдем теперь к подробному анализу сказки «Любовь зла». Что нам известно о главном герое?

Игорь Николаевич Капец — главный герой сказки. Это человек с тяжелой судьбой, в прошлом служилый человек. Семьи у Игоря нет, он никогда не любил никого. «Жениться он не стал, потому что любви никакой не было, а просто ради семьи тоже не хотел — плодить нищих на офицерские тысячи.»

Игорь всегда очень любил животных, он не отбросил случайно попавшую под ноги лягушку в кусты, а подобрал, отвез домой, устроил ей стеклянный ящик и стал заботиться о ней.

Какова роль лягушки в сказке А.Кабакова? 

Лягушка, в обличии которой заколдована девушка, очень важна для понимания образа главного героя. Именно с появлением этой живности в жизни Игоря связаны существенные изменения в его поведении. Герой понимает, что полюбил это существо, что он вообще способен любить. Он обращается за советом к приятелю.

Разумеется, лягушка в сказке А.Кабакова является не просто неким фантастическим элементом. Она взаимодействует с внутренним голосом главного героя. Особенно отчетливо это можно проследить в момент их первого диалога: «Это ты разговариваешь за двоих, понимаешь?<…> А я отвечаю мысленно, типа телепатия, знаешь? Вы, мужчины, вообще всегда за двоих говорите, сами себе за нас отвечаете… Видишь, у меня даже губы не шевелятся. Действительно, тонкие ее губы оставались неподвижными, но прелестные красные глаза сияли таким светом, что она могла бы и без мысленных слов обойтись, все было само собой ясно.»

 

В названии сказки можно проследить начало известной фразы: «Любовь зла….». Каково ее продолжение?

В заглавии легко угадывается известная пословица: «Любовь зла, полюбишь и козла».

Как вы думаете, для чего автор так обыгрывает известную пословицу в сказке?

В этом видится прием авторской игры. Сказка носит постмодернистский характер, и прием игры со смыслом является одной из особенностей постмодернистских произведений. В сказке известная фраза приобретает новое звучание: «Любовь зла, полюбишь и лягушку». В этом видится игровой комический характер.

В чем заключается «зло» любви?

Любовь считается неуправляемым процессом. Мы не выбираем, в кого влюбиться. Очень часто любовь играет с нами в злую шутку. Такой пример и отражен в сказке А.Кабакова.

Подумайте, в чем смысл финала произведения? Почему лягушка уезжает в свою страну?

В финале сказки Игорь целует лягушку, она, превратившись в принцессу, улетает в свою страну, ничего не оставив на прощание, кроме слов благодарности, переданных косвенно. Можно предположить, что основную свою функцию лягушка выполнила: она пробудила любовь в таком черством и суровом человеке как Игорь.

Возвращение же на родину можно объяснить тем, что это своеобразное наказание за жестокие поступки героя в прошлом.

Была ли возможна любовь между героями сказки?

Однозначно ответить на вопрос вряд ли удастся. С одной стороны, лягушка могла бы не возвращаться обратно в свое королевство. В таком случае можно было бы говорить о возможности любви.

С другой стороны, любовь была невозможна, потому что жестокое отношение Игоря к людям никак не оправдывается его любовью к животным. При таком понимании ситуации, лягушка появилась в жизни героя, чтобы дать возможность ему что-то понять о самом себе.

 

 

Список источников:

 

  1. Бужан В.В. Особенности изучения постмодернистских произведений (на примере московской сказки А.А. Кабакова «Голландец»)// Студенческий электронный журнал СтРИЖ. — 2018.-№1(18). — С.7-10.
  2. Кабаков А.А. Московские сказки // Электронная библиотека LibCat [Электронный ресурс]. URL: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/21194-aleksandr-kabakov-moskovskie-skazki.html
  3. Пономарева Е.В. Несказочные сказки Кабакова // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/neskazochnye-skazki-aleksandra-kabakova.