Система вопросов к повести Б. Екимова «Пиночет»

Система вопросов к повести Б. Екимова «Пиночет»

«Главные встречи – через книги. Там – искренность, там не может быть лукавства. И хорошо, когда слово твое приходит к людям всей страны, от Камчатки до Питера».

(из интервью Б. П. Екимова)

Вступительное слово.

Борис Петрович Екимов — русский писатель и публицист. Родился в Красноярском крае 19 ноября 1938 года в семье служащих. Екимов сменил немало профессий, среди которых токарь, слесарь, наладчик и учитель по трудовому обучению в одной из сельских школ. Также он был строителем в Казахстане и в Тюменской области.

В течение своей писательской деятельности автор создал более 200 произведений. Он печатался в наиболее популярных литературных изданиях, например, таких, как «Наш современник», «Знамя», «Россия» и многие другие.

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына. По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами. В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации».

В произведениях Екимова описываются реальные жизненные ситуации простых людей. Все его герои – это жители задонских хуторов. Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Его привлекают герои-личности, люди, которые не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства, они сами противостоят, как могут, всем трудностям. Таков и главный герой повести «Пиночет» (2000), председатель полуразворованного колхоза, Корытин. Для анализа повести нам надо знать, что колхозы появились в Советской России в конце 1920-х годов. Под правлением И.В. Сталина в стране были приняты очень жесткие меры. За воровством или нечестностью сразу следовало тюремное заключение без права на оправдание. Несмотря на голод, люди просто боялись унести и горсть пшена из колхоза. В повести рассказывается о 90-х годах. В 1991 году произошел распад СССР.  До этого момента земля, имущество — все было социалистической собственностью (общим). В ходе перестройки началось постепенное возрождение частной собственности в экономике. Люди чувствовали вседозволенность. Сохранение и приумножение общего имущества стало больше не столь значимым. Колхозы разваливались. Те, кто все же оставался в колхозе, находились в сложной материальной ситуации. А в условиях безнаказанности мотивация личного обогащения для многих стала ведущей. Поэтому в повести мы часто сталкиваемся с эпизодами, в которых воруют колхозное имущество.

Система вопросов к повести Б. Екимова «Пиночет» 

1) Что вы знаете о Пиночете? Почему повесть так названа?

Пиночет – чилийский диктатор, пришёл к власти в результате военного переворота 1973 года, свергнувшего демократически избранное социалистическое правительство президента Сальвадора Альенде. Его называли тираном, несмотря на то, что он поднял страну.

(Подробная информация:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Пиночет,_Аугусто )

2) Сравните деревню до прихода Корытина-младшего и после. Что изменилось?

До его прихода в деревне процветало воровство, разруха. Заборы рушились, все старались урвать «кусок» только для себя, здесь и сейчас, не думая, что останется после. После прихода Корытина-младшего хозяйство стало процветать, тем, кто работал на совесть, стали опять выплачивать деньги, все стали равны, а те, кого Корытин наказывал злились, т.к. привыкли жить только для себя, поэтому старались настраивать жителей против него.

3) Почему в колхозе идет такое резкое расслоение общества, хотя это не характерно для него?

Потому что в этом колхозе многие присваивают себе общее имущество. Что, конечно, влияет на уровень достатка каждого. Ведь не все соглашаются воровать (например, Степан).

4) Почему люди воровали в колхозе?

Больше не было «общей собственности» как понятия. Кто-то воровал из-за нужды, а кто-то — из-за желания наживы. Но чувство вседозволенности во время перестройки позволяло забыть о совести людям.

5) Давайте разберем три ситуации из повести, где Корытин, по мнению жителей, проявил жестокость. За 5 минут подготовьте, пожалуйста, тезисы «за» и «против» наказания за проступок. Первый ряд разбирает ситуацию с женщиной, которая воровала поросят. Второй – ситуацию с Вахой. А третий разберется честно ли поступил Корытин с Моргуновыми. Вы можете совещаться между собой.

1) «Против»: эта женщина воровала для того, чтобы прокормить свою семью; семья осталась без кормильца, когда Корытин уволил ее. «За»: сам поступок – воровство – уголовное преступление. Корытин поступил с ней по-доброму, когда просто уволил и не стал настаивать на уголовном наказании; председатель колхоза не мог просто сделать выговор, потому что все осталось бы, как и было. Эта ситуация должна была быть уроком для остальных жителей колхоза.
2) «Против»: многие в колхозе могли найти работу у Вахи и получить деньги, чтобы кормить свою семью. «За»: снова встречаем воровство, которое само по себе уже показатель того, что Ваха поступает плохо; так как у Вахи было много скота, он практически стал хозяином в Зоричеве. Это противоречит идее колхоза; нам не описывают действия сыновей Вахи, но из некоторых фраз Вани понятно, что они чувствуют себя хозяевами в колхозе, и поэтому могут позволить себе устраивать бесчинства; Корытин дал Вахе выбор: тюрьма или его отпускают с семьей, но они должны покинуть колхоз. Это был даже слишком добрый поступок.
3) «Против»: возможно, Моргуновы имели право требовать то имущество, которое они заявили. «За»: Корытин поступил исходя из интересов колхоза («Я – не хозяин, пускай народ решает»). Было честно предложить им не только тракторы, но и кровати, которых на складе колхоза было много. Моргуновы хотели оставить всех людей ни с чем, Корытин не позволил этого сделать; и опять же, Моргуновы захотели покинуть колхоз, потому что их поймали на воровстве зерна. Они поняли, что их ждет участь Вахи, и решили унести наворованное с собой.

6) Разделяете ли вы точку зрения: «Хочешь жить – умей вертеться» или все же есть рамки, за которые нельзя выходить?

Конечно, невозможно просто плыть по течению в этой жизни и рассчитывать на успех. Обязательно нужно что-то делать, как-то развиваться, потому что бездействие – все равно, что смерть. За свое «место под солнцем» нужно бороться. И для этого есть достойные методы. Мне кажется, что человек не должен ставить свои интересы превыше всего и идти по головам к цели. Определенно, есть рамки, за которые нельзя выступать. И каждый человек определяет сам для себя эти границы. Конечно, было бы намного легче, если бы у людей были одни четкие ориентиры. Но все мы разные, потому, в силу своих принципов и человеческих качеств, мы по-разному определяем для себя методы достижения своих целей. Что встречается нам и в повести, когда мы видим семью Степана, которая живет при «новых» условиях беднее, чем те же Моргуновы. Вот здесь и проявляются нравственные «рамки» представителей этих двух семей.

7) Мы разобрались, почему Корытина считали жестоким люди в колхозе. А как вы думаете, почему Катерина так переживала за своего брата, когда узнала, что его называют Пиночетом?

Потому что она знала его достаточно хорошо, чтобы быть уверенной в том, что ее брат не заслуживает такого прозвища. И, конечно, Катерина понимала, хоть Корытин не показывает, что его обижает такое отношение людей, но все равно на душе у него очень тяжело. Это не та работа, которой он хотел заниматься. Ее брат остался в колхозе только из-за просьбы отца. И сейчас Корытин старается восстановить дело всей его жизни в память о нем. Он точно не заслуживал такого отношения со стороны людей к себе.

 

8) Всегда ли преступление соответствует наказанию? Можно ли оправдать проступок обстоятельствами, из-за которых он был совершён?

 

Список литературы:

  1. Екимов Б.П. Пиночет. Электронная библиотека ЛитМир [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=60567&p=1 (дата обращения: 8.01.19)
  2. Биография Бориса Екимова.  Международный культурный портал Эксперимент [Электронный ресурс]. URL: http://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-borisa-ekimova (дата обращения: 8.01.19)