Система вопросов к рассказу Б.П. Екимова «Не надо плакать…» (11 класс)

Система вопросов к рассказу Б.П. Екимова «Не надо плакать…» (11 класс)

«Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше. <…> Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…»

Из интервью с Б.П. Екимовым

Вступительное слово

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка Красноярского края, но настоящей его родиной стал город Калач-на-Дону, где прошли детство и юность будущего писателя. Борис Екимов живёт, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгограде и Калаче-на-Дону.

Первые рассказы начинающего волгоградского писателя Б. Екимова появились в начале 70-х годов. Все, кто обращался к его творчеству, отмечали верность писателя «правде жизни», неподдельную искренность во всех его рассказах:

«Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет»

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд»

На сегодняшний день уже существует «мир Б. Екимова» или, как выразился один из исследователей, «страна Екимия», которая имеет вполне определенные географические координаты: хутора Вихляевский, Малые и Большие Сокари, Дербень, Малая Россошь — их без труда можно обнаружить на карте Волгоградской области. В произведениях Екимова описываются реальные жизненные ситуации простых людей. Все его герои – это жители задонских хуторов. Однако, несмотря на это, в его работах каждый читатель может рассмотреть себя и свою жизнь.

Любимые екимовские герои обладают главным, по мнению их создателя, достоинством – «живой душой»; их нравственная сила раскрывается в конкретных поступках, в малых добрых делах. С особенной любовью изображает писатель главных героев: стариков и детей. Старики Б. Екимова наделены жизненной мудростью, сердечной теплотой, памятливой душой и трудолюбием.

В течение своей писательской деятельности автор создал более 200 произведений. Он печатался в наиболее популярных литературных изданиях, например, таких, как «Наш современник», «Знамя», «Россия» и многие другие.

Произведения Б.П.Екимова переведены на английский, французский, испанский, немецкий, итальянский и другие языки народов мира. Автор удостоен десятка литературных премий.

Система вопросов и заданий к рассказу «Не надо плакать…»

  1. Какие чувства возникали у вас в процессе чтения рассказа? 

Уже в начале рассказа возникает тревога, которая усиливается с каждой прочитанной строчкой. Автор, не жалея читателя, рисует мрачные картины: «Нынче времена лихие: не волков бойся, людей», «Плакать всю жизнь. И ослепнуть от слёз». Вместе с Надеждой становится страшно за жизнь маленькой Кати и старой матери — напряжение не опускает ни на минуту. Тревога, возникшая в душе, утихает лишь в самом финале рассказа, когда понимаешь, что Надежде  впервые за долгие годы удалось спасти свою маленькую дочь и старую мать — все их страдания остались позади.

2. Как развал страны отразился на жизни в хуторе? 

Б.П. Екимов рисует жизнь погибающего хутора глазами стариков, которые встретили Надежду в день ее приезда: «Какие магазины?! Давно закрыли и поломали», «Колхозу нет, и все на мыльный пузырь свели. При колхозе был молочный комплекс, тракторная бригада, свинарник, плантация поливная, кузня. А ныне — свобода, как хочешь живи. Приватизация. Свобода!» Выжить в таких условиях может не каждый — приходится приспосабливаться: кто-то, как Володя Арчаков, «занимается бахчами», а кто-то, как Мишка Абрек, промышляет незаконным заработком — продажей самогона, скупкой краденных вещей: «Тащат, везут к Мишке всякое добро, свое ли, ворованное. Он берет без разбора, ценя всё в копейку». Большинство же жителей хутора пьют и живут от пенсии до пенсии: «У кого «запись» на сотню, у кого на две, а у кого и поболе. У Гали-чувашки хорошо если на хлеб останется». Автор рисует страшные картины вырождения хутора: «Просторный хутор, когда-то людный, на двести дворов, теперь доживает. Дома — вразброс, меж ними — брошенные усадьбы, руины, дикие сады, терновая непролазь, где прячутся хитрые лисы, а может, и волки уже завелись».

3. Какие жизненные обстоятельства повлияли на характер Мишки Абрека? Какие портретные детали отражают прошлое героя?

Абрек «отсидел «червонец» в тюрьме и похож на «затюмерщика»», там он усвоил для себя главный принцип жизни — «надо придавить, пригнуть до земли, чтобы не кулака твоего, даже не крика, а шепота боялись», после тюрьмы он уехал «в глухомань» «от прежних товарищей, от греха подальше» и работал у чеченцев, потом же «обзавелся хозяйством». Биография героя подчеркивается его внешностью: «железные зубы, сиплый голос», «глаза не глядят, а буравят»«по всему видать, что не мирный крестьянин, а человек, Крым и Рым прошедший».

4. Можно ли сказать, что, несмотря на видимую жестокость, у Мишки Абрека сохранилась «живая душа»? Кто он: «хозяин» или тиран? 

Сложно однозначно ответить на вопрос о «живой душе»: с одной стороны, Мишка помог Надежде освоиться на хуторе, не бросил ее в сложной жизненной ситуации, а значит, ему не чуждо сострадание, с другой — общение с Надеждой было выгодным для Мишки: она помогала ему собирать долги у пенсионеров, вести хозяйство. К Надежде Мишка относился как к вещи, которую можно использовать в любой момент, отсюда и ревность, и обещание смертельной расправы: «кинулся, ухватил и стала своей. И держит пять лет. Значит, по нраву». Угрожая Надежде, Мишка понимал, что поступает неправильно, но жить иначе он не умеет: «Мишка не был бесчувственным. Он понимал, что говорит несправедливо, жестко, жестоко <…> Он уже к Наде привык, прижился, была она ему по нраву: женской красой, бабьей сладостью, повадкой, характером. <…> Понимая, что бьет в самое больное, Мишка не чуял радости ли, сладости. Напротив: и ему было больно. Но он знал, что так надо».  Мишка — «хозяин», чьё тюремное прошлое, любовь к власти и неумение решать конфликты мирным путем чуть не привели к гибели семьи Надежды.

5. Почему Надежда так долго не переходила к решительным действиям, не пыталась уйти от Мишки, а лишь «порою напивалась допьяна, плакала, ругая Мишку и пугая близких своих»

Семья Надежды многое пережила: «Сначала убегали из Грозного, всё кинув <…> А потом пришли бородачи с автоматами, а глаза волчьи. Убежали. Всё бросив. В родную станицу, к отцу с матерью. К дедам, в родовое гнездо. Но и туда пришли уже другие, тоже с оружием и волчьими глазами. А эти и вовсе оказались зверьем». Жизнь в хуторе была спокойнее: своё хозяйство, работа — не было настоящей угрозы жизни, людей с автоматами, к Абреку Надежда старалась привыкнуть. Но после угроз, прозвучавших в адрес старой матери («Старуху — в дурдом») и маленькой Кати («Катьку к себе прислоню. У нее уж гнездо свилось. А я люблю молодятинку»), к главной героине «пришло холодное отрезвление», она поняла, что «бежать больше некуда», тем более во времена, когда «работу с огнем не найдешь, а у крыши над головой тем более».  Мать много раз повторяла: «Здесь так тихо, так хорошо. Не надо плакать». И, действительно, настало время действовать решительно — «очевидной оказалась правота прадеда Матвея: «Не бежать надо и не ждать, когда горло перережут, а стрелять их надо»».

6. Был ли у Надежды другой способ защитить близких? Кто она: спасительница или убийца? 

В сложившихся обстоятельствах, когда помощи Надежде ждать неоткуда («Она понимала, что Мишкины слова — не пустая угроза. Он убьет. Закопает, и никто искать не будет. И с дочерью сделает что захочет. Кто ее защитит?»), единственным возможным способом защитить себя и своих близких было убийство Мишки Абрека. С точки зрения уголовного кодекса Надежда совершила преступление, выдав поджог за несчастный случай. Но она спасала свою семью, да и не только ее: сколько жителей хутора теперь останется без самогона, возможно, кто-то попытается начать новую жизнь. Мишка Абрек никогда бы уже не исправился, продолжил бы нагонять страх на слабых жителей хутора, а у Кати впереди будущая счастливая жизнь, которая еще может пройти без слёз. С ужасом Надежда думает о том, что Кате придется пройти тот же путь, что прошла она и ее мать: «Как плакала мать, поседев и потеряв рассудок. А сколько Надя слёз пролила. Кто их увидел и кто их утер эти слезы?.. А теперь настала пора дочери?!» — уберечь детей от страдания — вот истинная задача родителя,  с которой справляется Надежда.

7. Считаете ли Вы допустимым убийство ради спасения жизни близких людей?

Сложно дать однозначный ответ, но на войне, когда особенно остро встает вопрос о ценности человеческой жизни, убийства во имя спасения «своих» избежать почти невозможно. Героиня рассказа тоже оказывается на войне, но это не государственная война за территорию, а личная — за сохранение светлого будущего своих детей. Надежда, убивая Мишку, преследует благие намерения — спасти свою семью, сохранить дом, дать дочери право на счастливую жизнь, то есть, по ее мнению, совершает добро.  Перед нами встает вопрос: а можно ли творить добро, разрушая и убивая? Не перестает ли добро быть добром, если у него появляются «кулаки»? Схожие вопросы поднимались во многих произведениях русской классики (например, в рассказе В. Астафьева «Людочка») и решались авторами по-разному. Б.П. Екимов в своём рассказе подводит читателя к мысли о том, что у добра обязательно должны быть «кулаки», если нет законных способов защитить семью во времена, когда люди становятся «опаснее волков». Грань между добром и злом в данном случае заключается в последствиях: если бы Мишка Абрек выполнил бы свои угрозы, то ребенок был бы обречен на страдания, Надежда же, поджигая дом своего сожителя, спасает не только себя, но и Катю, у которой впереди вся жизнь. Можно сделать вывод, что в исключительных случаях, таких, как ситуация, в которой оказалась семья главной героини рассказа, убийство может быть допустимым, ведь иного выхода защитить близких у нее не было. Нельзя обвинить героиню в том, что она выбрала слишком жестокий способ решения проблемы, но и нельзя ее полностью оправдать — преступление остается преступлением, а человеческая жизнь ценна вне зависимости от обстоятельств.

8. Почему, на Ваш взгляд, рассказ назван «Не надо плакать…»?

Заглавие рассказа Екимова стоит рассматривать с нескольких сторон: во-первых, слова «не надо плакать» звучат как утешение из уст матери главной героини, во-вторых, это голос автора в тексте: это он призывает к активным действиям, говорит о том, что слишком долго и терпеливо страдала не только семья Нади, но и всё общество в целом. Авторский голос словно «проговаривает» в унисон с персонажами: настало время «не плакать», а действовать решительно, отстаивая свой дом, стариков, детей и сами законы человеческого общежития.

Задание на дом: Написать мини-сочинение на тему «Жизнь Надежды и её семьи после пожара в доме Абрека»

Источники:

Екимов Б.П. Не надо плакать… // Новый мир. 2004. №11. С.59-70

Биографическая справка о Б.П. Екимове

Кожевникова С.В. Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века  // автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.- Магнитогорск, 2002. 19 с.

Рецензент: Попова Дарья, ФЛ-РЛБ-52