«Единственный и Неповторимый». Система вопросов к рассказу Виктора Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер XII» (подготовил Титов Владислав)

Виктор Олегович Пелевин – один из самых известных российских писателей нового поколения, уже сейчас именуемый классиком отечественного постмодернизма. В его книгах сюрреализм, оккультные мотивы и глубокий философский смысл тонко и иронично перекликаются с современными реалиями, благодаря чему его романы неизменно находят отклик у читателей, с нетерпением ожидающих выход новой книги Пелевина каждую осень. Личной информацией писатель делится неохотно.

И этому есть  причины. Во-первых, слава мешает человеку спокойно жить, папарацци, фанаты, желающие фото, автограф и проч. Все, что хочет сказать автор, он говорит в книгах, зачем тогда нужны интервью? Да  и вообще в книгах можно увидеть частое упоминание современной русской журналистики в отрицательном свете. Во-вторых, как и многим постмодернистам ему близка идея смерти автора, сформулированной Роланом Бартом в 1967 году. Он писал: «Каждая книга «всегда написана здесь и сейчас», создается заново при каждом новом прочтении, потому что источник смысла лежит исключительно в «языке самом по себе» и во впечатлениях читателя» [Барт, 1994].Третья же причина, это делает его еще более популярным. Он одновременно всюду и нигде. Его фигура приобретает мистический характер, журналисты сомневаются в его существовании, подозревают, что это пишет группа людей, компьютер и проч. Может быть все не так, возможно, мы нарушили идею смерти автора и оказались неправы. А может быть и правы.

Однако, что мы точно знаем, что первый же его роман «Омон Ра» принес ему большую славу. Последовавшие затем «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота» и «Generation  П» сделали Виктора Пелевина одним из самых популярных современных писателей России. Тираж его книг в России в 2016 году составил 313 тысяч экземпляров [2]. В рейтинге авторов художественной литературы 2016 г., изданным Российской книжной палаты, он единственный в топ 20 современный писатель, пишущий интеллектуальную прозу. Все остальные его соседи по рейтингу или давно умерли или пишут «жвачку для ума». Чем же объясняется такая популярность? Сложные философские идеи преподносятся с большим упрощением, идеи несколько теряют свою глубину но становятся понятны большому кругу людей; обращение к восточным к учениям, что  нетипично для русской литературы; новый взгляд на общественно-политическую обстановку в России. Отношение к писателю неоднозначно, впрочем как и во все времена к современникам. Однако, это важная составляющая культурного кода русской интеллигенции, а стало быть нам стоит разобрать один из известнейших его рассказов «Жизнь и приключения сарая номер XII», тем более его можно считать предисловием к роману «Жизнь насекомых», где подымаются те же вопросы, но уже на более глубоком уровне.

 

1.  Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа «Жизнь и приключения сарая XII»?

Изначально казалось, что  это будет скучный рассказ. Потому что сараи − это скучно. Но потом стало понятно, что рассказывается о человеке. Самом обычном человеке. И стало немножко грустно, что жизнь представляется автору такой печальной. У меня не такая жизнь будет.

 

  1. Сарай XII символизирует отдельно взятого человека. Что по вашему символизируют другие действующие лица рассказа?

В рассказе символами так же можно считать Гараж, еще 2 сарая, Бочку с рассолом и велосипед. Гараж − это лжефилософ, манипулятор. Он заставляет других чувствовать себя хуже, слабее. Хотя это очень нелогично. Просто все − разные, он это не принимает. 2 сарая − это рутинные обыватели, они ничего не хотят, их все устраивает, просто существуют. Бочка с рассолом − зло внутри нас, что мы должны в себе уничтожать, что сделает нашу жизнь скучной и невыносимой. Велосипед − мечта, цель нашего существования.

 

  1. Почему Сарай XII обрел самосознание? Когда это произошло?

Когда сарай был пуст, он просто существовал. Потом в его жизни появился смысл. Он стал хранилищем для велосипедов. В этот момент он начинает осознавать себя, задается экзистенциальными вопросами: кто он, для чего он существует, как долго он живет. Это можно сравнить с взрослением. В детстве мало кто задумывается на вечные темы. Но жизнь заполняет наше существование, и мы пытаемся её осмыслить.

 

  1. С кем общался Сарай XII, и к чему это привело?

Он пытался подружиться с гаражом и сараями 13 и 14. Но ничего не получилось. Гараж верил в превосходство гаражей, что это единственное счастье. Отчасти, это даже похоже на фашизм. Сараи 13 и 14 чувствовали свою неполноценность, но вместо развития они пытались принижать Сарай XII.

 

  1. Чем отличался Сарай XII от сараев 13 и 14.

Хоть они все и были сараями, но, как минимум, он был красный, и цифры на нём были Римские, а, как максимум, у него было совершенно другое мировоззрение, у него даже были мечты, он хотел стать велосипедом.

 

  1. Почему Сарай принимает решение поджечь себя, как вы это поняли?

Сарай в итоге становится велосипедом. Это не суицид, это перевоплощение. Словно феникс, чтобы возродиться, надо сгореть дотла. Сарай не хочет мириться с такой жизнью и совершает максимально радикальное действие, чем и видоизменяет жизнь. Как и в жизни, когда мы меняемся, мы становимся будто другими людьми.

 

  1. Существует такое понятие как Менталитет краба Название происходит от поведения посаженных в ведро крабов: некоторые из крабов могли бы выбраться из ведра, но когда они достигают границы ведра, другие крабы вцепляются в них и мешают им выбраться. Как вы считаете, имеет ли место подобное в рассказе?

 

Да, когда Сарай XII хочет устроить пожар, его изо всех сил пытаются остановить остальные сараи и бочка с рассолом. Они могли бы последовать за ним, а вместо этого только мешали ему. Но в отличии от этой теории здесь у них это не получилось, и они за это поплатились, сгорев пи пожаре.

 

  1. Многие книги и фильмы говорят нам, что одно из самых важных качеств человека − это гармония с самим собой. Согласны ли вы с этим, аргументируйте свое мнение примерами из рассказа.

Этот рассказ показывает, что это неправильно. Сарай какое-то время был полон бочек рассола и почти смирился с этим. По сути, он был в гармонии с собой. Чтобы качественно изменить свою жизнь − нужна сверхзадача. Если человек полон дурости и зла, то это будет дурная и злая гармония.

 

 

Список использованной литературы

Пелевин В. О.  Жизнь и приключения Сарая номер XII

 Рейтинг авторов художественной литературы от Российской книжной палаты 

 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1994 — С. 384-391