Система вопросов к рассказу Людмилы Улицкой «Бедные родственники»

Система вопросов к рассказу Людмилы Улицкой «Бедные родственники»

Вступительное слово

Людмила Евгеньевна Улицкая —  русская писательница, переводчик и сценарист.

Первая женщина — лауреат премии «Русский Букер» (2001). Лауреат премии «Большая книга» (2007, 2016). Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее чем на 25 языков.

В своих произведениях писательница обращается к острым проблемам и конфликтам, вводит «непарадных», «несчастных» героев, фиксирует внимание на разнообразных реалиях повседневности, подробно прописывая мельчайшие проявления этого мира. Отходит на второй план отношение героев к работе, производственным процессам. Оно становится лишь одной из сторон характеристики персонажей. Для творчества Людмилы Улицкой характерно натуралистическое, излишне детальное изображение конкретной реальности, не всегда сопровождающееся исследованием психологии героев. Носителями авторского идеала являются герои-мечтатели, «маленькие люди».

Первая книга Людмилы Улицкой «Бедные родственники» была издана на французском языке во Франции, а публикации первых рассказов Людмилы Евгеньевны стали появляться в журналах в конце восьмидесятых.

Книга объединяет в себе темы, которые развиваются во многих её последующих произведениях и являются отличительной чертой её прозы (семья, ее основы, назначение, отношение к любви, счастье и трагедия жизни, кто такие «родственники», истоки их несчастий).

Вопросы:

  1. Как вы считаете, кто является главным героем рассказа? Почему?

Ответ: В рассказе две главные героини — это Ася и ее троюродная сестра Анна Марковна. Не случайно и в названии произведения выведено — «Бедные родственники» (мн.ч.).

  1. Какие временные пласты можно проследить в рассказе? Какова их роль?

Ответ: В рассказе два временных пласта: настоящее (непосредственно визит Аси к Анне Марковне) и прошедшее (обращение автора к прошлому героинь) и более детальное знакомство читателя с образами сестер.

  1. Почему Улицкая называет уже взрослых женщин по-разному Ася и Анна Марковна? Что пытается подчеркнуть автор? Сказывается ли это на нравственной составляющей героинь?

Ответ:  Анечка, получившая хорошее образование, сумела удачно выйти замуж, устроить свою жизнь. «Слабоумная» же Ася, не проявлявшая особого рвения к учению, оказалась практически без средств к существованию, она полностью зависела от своей сестры. Положение в обществе и нашло отражение в именах героинь. Анна, одалживая сестре деньги, делает это с высокомерием, Ася же берет деньги не для себя, а для помощи ближнему.

  1. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Почему автор использует именно этот эпитет?

Ответ: Ася и Анна Марковна – родственники. Слово «бедные» в равной степени относится к обеим героиням. Однако Улицкая вкладывает различный смысл в одно и то же слово. Ася бедна материально. Основу рассказа составляет история о том, как она пришла к сестре «за своим ежемесячным пособием». Однако у нее, в отличие от материально обеспеченной сестры, богатый духовный мир. Еще в детстве она была «живая, веселая и славная». Такой же она осталась и сейчас. В жизни Анны Марковны верх взяли материальные блага: «чай пили из богатых синих чашек». Кроме этого, в разговоре с Асей она высказывает свои переживания по поводу того, как бы ей получше устроить жизнь внучки. С некоторым ужасом представляет себе «стены в беспорядочно вбитых гвоздях всех размеров», «запах – невозможный», «повсюду стопки газет» в комнате Аси, предложившей Ирочке пожить у нее.

  1. Какая роль отводится другим персонажам рассказа? Какие типические черты вы можете увидеть на примерах образов Маруськи Фомичевой, Ирочки и ее спутника? Какова их роль в рассказе?

Ответ: Маруська Фомичева – «маленький человек». Эта «скомканная полупарализованная старуха», проживающая в сырой комнатенке в Костянском переулке, почти полностью оказалась отрезанной от внешнего мира. И только Ася может скрасить ее безрадостное существование. Через ее образ мы четче видим Асю, ее нравственную составляющую и жизненные принципы.

Через Ирочку и ее спутника Улицкая показывает один из «способов жизни»: «жизнь на всем готовом».

  1. Сравнив образы двух главных героинь,  какой вывод можно сделать? Можно ли назвать Анну Марковну благодетельной сестрой ?

Ответ: Ася воспринимает жизнь такой, какая она есть. Она не жалуется на судьбу, живет легко и свободно. В разговоре с сестрой она «чистосердечна» и «старательна». Уже с детства Ася ненавидела подлость, поэтому и рисовала карикатуры по преподавателя истории. Ася искренна в своих побуждениях помочь людям: всерьез предлагает внучке Анны Марковны пожить у нее. Но еще более выразительна финальная сцена рассказа, когда Ася бескорыстно «выгружала богатые подарки» на «шаткий стол» Маруськи Фомичевой.

Характер Анны Марковны противоречив. С одной стороны, она приветлива и заботлива, с другой же, — холодна, высокомерна и расчетлива. Анна Марковна, в отличие от своей сестры, любит во всем порядок, дородит каждой минутой: «Да, да, — спохватилась Анна Марковна, что много времени даром потратила…». Нельзя утверждать, что душа Анны Марковны черствая, полностью равнодушная к чужим проблемам. Но, сравнивая двух сестер, мы понимаем, что Анне Марковне не хватает той живости, веселости и свободы, которая есть у Аси. Они обе оказались ответственными за чью-то судьбу (Анна Марковна – за судьбу Аси, Ася – за судьбу Маруськи Фомичевой), но одна это делает с «искренней любовью и безмерным почтением», другая – «с оттенком торжественности» и величественности.

  1. Каково авторское отношение к героиням?

Ответ: проникнутый симпатией взгляд автора на Асю открывает нам людей, наделенных чувством собственного достоинства, мудростью и умением любить. Соответственно, следует сделать вывод, что авторское предпочтение отдается Асе, образ Анны обрисован нейтрально.

  1. Каков нравственный урок, данный Улицкой? На какие ценности делает упор автор?

Ответ: автор выводит на первый план духовные ценные, нежели материальные, это прослеживается даже на уровне самих героинь. В жизни каждого человека главными нравственными ориентирами должны стать любовь, доброта и сострадание.

      9.Кто еще из авторов обращался к подобной теме?

Ответ: Прекрасный пример ответственности за своих родных мы видим в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей». Потерпев ужасную катастрофу, герой переживает за близких, которые так сильно нуждаются в нем и тревожно ждут его дома, а не о своем личном спасении.

 

Источники:

  1. Улицкая, Л.Е. Бедные родственники / Л. Улицкая. – Электрон. Текстовые дан. – Изд-во Артель. – Москва, 2012. – Режим доступа: https://bookz.ru/authors/ludmila-ulickaa/bednie-r_812.html

Рецензент: Симашина Мария, ФЛ-РЛБ-52