Система вопросов к рассказу Людмилы Улицкой «Бумажная победа»

Система вопросов к рассказу Людмилы Улицкой «Бумажная победа»

Вступительное слово

Людмила Улицкая https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=6922

Людмила Евгеньевна Улицкая — прозаик, сценарист, драматург. Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ачерби, лауреат премии «Букер». Зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. И печататься она начала во Франции и только потом в России. Это было в конце 80-х. Сегодня Л. Улицкая — одна из читаемых отечественных писательниц.

Родилась писательница 21 февраля 1943 года в городе Давлеканово (Башкирия). Сейчас живёт в Москве. По профессии — биолог. Но она давно оставила свою специальность. На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям — «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко). Широкую известность писательница приобрела в 1992 году, после появления в «Новом мире» ее повести «Сонечка». В 1996 году, в том же «Новом мире», был опубликован роман «Медея и ее дети», который вывел ее в число финалистов Букеровской премии 1997 года.

Книги писательницы переведены на 25 языков. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы. С 1989г. по 2000 г. Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».

Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».

 «Детство сорок девять»

Художник Владимир Любаров

Людмила Улицкая о своей книге «Детство сорок девять»: «В биологии есть такое понятие «импринтинг» — первое острое впечатление живого существа. Например, если только что вылупившемуся цыплёнку показать валенок, то он будет считать этот валенок своим родителем. И в жизни человека есть периоды, когда он очень чувствителен. Прежде всего — время детства, когда всё укрупнено, усилено, имеет дополнительные краски, как будто существует еще один спектр цветов, звуков… Стереоскопическое зрение ребенка срабатывает и до сих пор: меня так и не отпускают мои детские воспоминания».

«Детство сорок девять» — это и есть книга воспоминаний автора о детстве. Это словно сновидения взрослого человека о давно ушедшем детстве. Все спят – и видят один общий сон, утягивающий на полвека назад, в голодную послевоенную Москву, к очередям за капустой, в снесенные временем московские дворы, где светятся таинственным светом окна деревянных домишек, где толстая кошка переходит улицу, а за углом злые мальчишки…

Рассказы, вошедшие в сборник впервые были опубликованы в газете «Пионерская правда».

Система вопросов к рассказу «Бумажная победа»:

  1. Почему рассказ назван «Бумажная победа»?

Если мы внимательно прочитаем рассказ, то поймем, что речь идет о победе добра над чем-то темным, злым. Именно эта победа заставляет выходить из мрака к свету. А бумажная она потому, что именно умение создавать бумажные фигурки изменило мироощущение главного героя и отношение ребят к нему. Он ничуть не хуже других, он интереснее, значительнее, у него есть талант.

  1. Какое время года описывает Л. Улицкая? Что нам помогает понять природа?

Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены.

  1. Как выглядит главный герой Геня Пираплетчиков в начале рассказа?

В начале рассказа Геня — болезненный, жалкий, несамостоятельный мальчик, у него прыгающая походка, всё время заложен нос, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи. Помимо этого у него не было отца. Отцов не было у половины ребят, но в отличие от других он не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще.

  1. Почему главный герой рассказа Геня Пираплетчиков был чужим для всех ребят во дворе?

Все ребята во дворе не любили Геню, поскольку он очень от них отличался: нелепый, болезненный, несамостоятельный мальчик, который не может постоять за себя. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других он не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Причиной постоянных насмешек были нелепая фамилия Гени, и его смешная походка, и то, что у него всегда был заложен нос, и как нелепо из-за постоянных простуд был одет мальчик, и то, что старенькая бабушка водила его за ручку в школу и из школы.

  1. Что можно сказать о матери и бабушке, как они изображены?

Прямых описаний нет. Бабушка показана более подробно: «…крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом… Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече». Мертвая потертая лиса, вечнозеленые и вечноголубые цветы в описании говорят о какой-то застывшей, «искусственной» жизни. «Крохотная бабуська в бурой шляпке» сама нуждается в защите. Как она может уберечь от «бандитов и воров» своего внука? Мы понимаем, что ни помочь, ни указать выход из сложной жизненной ситуации она не сможет. Единственное, что ей под силу, это завязывать внуку шарф и водить его в школу и на прогулку.

О матери мы узнаем только из ее диалога с бабушкой. Именно здесь происходит завязка произведения. «Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения». Нелегко матери принять это решение – собрать всех в своем доме в день рождения сына, но она не видит другого выхода. Внутреннее состояние передано через детали: «хмуро отозвалась», «холодно ответила».

  1. Когда происходили события, описанные в рассказе?

Послевоенное время. Понять это можно по тому, как ребята одеты, какие подарки они дарят («Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков»). То, что на праздничном столе («К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом»), и; какая мебель в доме, и отношение к немцам в связи с войной. Какое скромное угощение в доме Гени (карамельки и подушечки — единственное лакомство для детей), бедная одежда детей, настороженное отношение к тому, что Бетховен — немецкий композитор.

— Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?

Мать улыбнулась и ласково ответила:

— Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.

— Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.

Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:

— Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.

В тексте также есть указание на то, что у половины ребят отцы погибли на фронте.

  1. С какой целью Геня делал игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?

Важно, что Геня не хвастается своим искусством, своими талантом, которому «сам он не придавал никакого значения». Для него важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят («Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…») и изменило отношение ребят к нему, к Гене («Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили») и никто уже не смеялся над его постоянно шмыгающим носом.

  1. Какова роль музыки в этом рассказе?  Произведения каких композиторов тут звучат? Каково отношение автора к музыке? Какими средствами это показано?

Музыка удивляет детей, завораживает; она примиряет Геню и детей. Звучит музыка Шуберта, Бетховена. Автор подчеркивает легкость звучания музыки, исполнения произведений («легко бегущие звуки», «руки, порхающие над клавишами»).

  1. Какое открытие сделали для себя ребята? Как они слушали музыку?

Они узнали о том, что мама и Геня прекрасно играют на пианино. Геня оказался великим мастером по изготовлению игрушек из бумаги. «Генечка, пожалуйста!». Все его благодарили. Музыка, как и природа, помогает изменить непримиримых врагов. Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких пятен. И вот в их жизни появляется музыка, яркая, богатая, красивая, и наполняет их мир цветом. Искусство делает нашу обыденную серую жизнь красочной. Музыка укрепила силу духа Гени.

  1. Победа, о которой идёт речь в рассказе «бумажная». Выходит, она ненастоящая, хрупкая?

Победа не бумажная, а настоящая. Победил дом. Победила мама, бабушка и Геня с помощью музыки, доброты и творчества. Бумажные игрушки сделали возможной реальную победу.

«Бумажная победа» была одержана над презрением, жестокосердием детей, их несправедливостью. Только настоящий талант может брать в плен людские сердца и делать их при этом счастливыми. Благодаря своему таланту Геня смог одержать «бумажную победу» и, возможно, обрести друзей.

С помощью бумаги он совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана  Геней,  с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.

  1. Как про­бу­дить в че­ло­ве­ке гу­ман­ное от­но­ше­ние к тем, кто на него не похож?

Мы жи­вём в об­ще­стве, и мно­гие лю­ди, в том чис­ле и дети, от­ли­ча­ют­ся от дру­гих. Но от­но­ше­ние к этим «дру­гим» долж­но быть та­ким же, как и к осталь­ным. Лю­ди, не об­ла­да­ю­щие ми­ло­сер­ди­ем по от­но­ше­нию к непо­хо­жим на них окру­жа­ю­щим, ста­но­вят­ся агрес­сив­ны­ми и злоб­ны­ми. Нуж­но объ­яс­нить та­ким лю­дям, что ко всем на­до от­но­сить­ся по-че­ло­ве­че­ски.

История, рассказанная в «Бумажной победе», учит нас не обращать особого внимания на внешность человека, советует лучше приглядеться к его душе. Ведь все литературные произведения, так или иначе, чему-то учат. Вспомним, к примеру, русскую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают».

 

Список использованных источников:

1. Людмила Улицкая — биография [Электронный ресурс]. URL: https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=6922

2. Иллюстрация Владимира Любарова к книге Людмилы Улицкой «Детство сорок девять»

3. Улицкая Людмила Евгеньевна «Бумажная победа»//Электронная библиотека RuLit

[Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/bumazhnaya-pobeda-read-113045-1.html

Рецензент: Мишутина Ирина, ФЛ-РЛБ-51.