Вступительное слово
Людмила Евгеньевна Улицкая — прозаик, сценарист, драматург. Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ачерби, лауреат премии «Букер». Зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. Печататься она начала во Франции и только потом в России. Это было в конце 80-х. Сегодня Л. Улицкая — одна из читаемых отечественных писательниц.
Родилась писательница 21 февраля 1943 года в городе Давлеканово (Башкирия). Сейчас живёт в Москве. По профессии — биолог, но она давно оставила свою специальность. На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям — «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко). Широкую известность писательница приобрела в 1992 году, после появления в «Новом мире» ее повести «Сонечка». В 1996 году, в том же «Новом мире», был опубликован роман «Медея и ее дети», который вывел ее в число финалистов Букеровской премии 1997 года.
Книги писательницы переведены на 25 языков. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы. С 1989г. по 2000 г. Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».
Л. Улицкая характеризует свое творчество так: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».
«Детство сорок девять»
Людмила Улицкая о своей книге «Детство сорок девять»: «В биологии есть такое понятие «импринтинг» — первое острое впечатление живого существа. Например, если только что вылупившемуся цыплёнку показать валенок, то он будет считать этот валенок своим родителем. И в жизни человека есть периоды, когда он очень чувствителен. Прежде всего — время детства, когда всё укрупнено, усилено, имеет дополнительные краски, как будто существует еще один спектр цветов, звуков… Стереоскопическое зрение ребенка срабатывает и до сих пор: меня так и не отпускают мои детские воспоминания».
«Детство сорок девять» — это и есть книга воспоминаний автора о детстве. Это словно сновидения взрослого человека о давно ушедшем детстве. Все спят и видят один общий сон, утягивающий на полвека назад, в голодную послевоенную Москву, к очередям за капустой, в снесенные временем московские дворы, где светятся таинственным светом окна деревянных домишек, где толстая кошка переходит улицу, а за углом злые мальчишки…
Рассказы, вошедшие в сборник, впервые были опубликованы в газете «Пионерская правда».
Система вопросов к рассказу «Бумажная победа»:
1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Заставил задуматься об отношениях друг с другом.
2. Почему Л. Улицкая сводит описание природы и появление героя в одно предложение?
Изображение природы помогает лучше понять душевное состояние главного героя.
3. Почему главный герой рассказа Геня Пираплетчиков был чужим для всех ребят во дворе?
Все ребята во дворе не любили Геню, поскольку он очень от них отличался: нелепый, болезненный, несамостоятельный мальчик, который не может постоять за себя. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других он не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Причиной постоянных насмешек были нелепая фамилия Гени, и его смешная походка, и то, что у него всегда был заложен нос, и как нелепо из-за постоянных простуд, был одет мальчик, и то, что старенькая бабушка водила его за ручку в школу и из школы.
4. Когда происходили события, описанные в рассказе?
В послевоенное время.
5. Найдите в рассказе приметы послевоенного времени.
Понять, что в рассказе описаны события, происходящие в послевоенное время можно по тому, как ребята одеты, какие подарки они дарят («Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков»). То, что на праздничном столе («К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом»), и какая мебель в доме, и отношение к немцам в связи с войной. Какое скромное угощение в доме Гени (карамельки и подушечки — единственное лакомство для детей), бедная одежда ребят, настороженное отношение к тому, что Бетховен — немецкий композитор.
— Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
Мать улыбнулась и ласково ответила:
— Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
— Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
— Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
В тексте также есть указание на то, что у половины ребят отцы погибли на фронте.
6. С какой целью Геня делал игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?
Геня не хвастается своим искусством, своим талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Для него важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят («Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…») и изменило отношение ребят к нему («Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили»).
7. Какова роль музыки в этом рассказе? Произведения каких композиторов тут звучат? Каково отношение автора к музыке? Какими средствами это показано?
Музыка удивляет детей, завораживает. Она примиряет Геню и детей. Звучит музыка Шуберта, Бетховена. Автор подчеркивает легкость звучания музыки, исполнения произведений («легко бегущие звуки», «руки, порхающие над клавишами»).
8. Какое открытие сделали для себя ребята? Как они слушали музыку?
Они узнали о том, что мама и Геня прекрасно играют на пианино. Геня оказался великим мастером по изготовлению игрушек из бумаги. «Генечка, пожалуйста!», — все его благодарили. Музыка, как и природа, помогает изменить непримиримых врагов. Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких красок. И вот в их жизни появляется музыка, яркая, богатая, красивая, и наполняет их мир цветом. Музыка укрепила силу духа Гени.
«Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос — и никто не обратил на это внимания, даже он сам».
9. Победа, о которой идёт речь в рассказе «бумажная». Выходит, она ненастоящая, хрупкая?
Геня одержал настоящую победу, потому что овладеть искусством оригами непросто. К любому таланту нужно относиться с уважением. Каждый из нас умеет делать что-то лучше других, только не все это видят и замечают, не все это умеют оценить, нужно обязательно этому учиться.
А бумажная она вовсе не потому что ненастоящая, а потому, что именно умение создавать бумажные фигурки изменило мироощущение самого Гени и отношение ребят к нему.
«Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения».
10. Как пробудить в человеке гуманное отношение к тем, кто на него не похож?
Мы живём в обществе, и многие люди, в том числе и дети, отличаются от других. Но отношение к этим «другим» должно быть таким же, как и к остальным. Люди, не обладающие милосердием по отношению к непохожим на них окружающим, становятся агрессивными и злобными. Нужно объяснить таким людям, что ко всем надо относиться по-человечески.
История, рассказанная в «Бумажной победе», учит нас не обращать особого внимания на внешность человека, советует лучше приглядеться к его душе. Ведь все литературные произведения, так или иначе, чему-то учат. Вспомним, к примеру, русскую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают».
11. В каком еще художественном произведении автор поднимает тему толерантного отношения?
В сказке «Гадкий утенок» Х.К. Андерсен преподносит читателям важный урок толерантного отношения к тем, кто отличается от окружающих своей внешностью. То, что один не похож на другого, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения.
Гадкий утенок даже сам себе казался безобразным. Лишь тогда осознал, что он другой, когда встретил лебедей и понял, что он один из них. Ведь эти грациозные птицы приняли его в свое сообщество, заботливо и уважительно отнеслись к молодому лебедю, которого среди уток и кур долго считали некрасивым переростком.
Так и в рассказе «Бумажная победа» главный герой, которого дети со двора считали изгоем, сумел доказать ребятам, что он ничуть не хуже них, он интересный, у него есть талант.
Список использованных источников:
- Биография Людмилы Улицкой [Электронный ресурс]. URL: https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=6922
- Людмила Улицкая «Бумажная победа» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/bumazhnaya-pobeda-read-113045-1.html
- Иллюстрация Владимира Любарова к книге Людмилы Улицкой «Детство сорок девять» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lubarov.ru/main.aspx
Рецензент: Мишутина Ирина, ФЛ-РЛБ-51.