Система вопросов к рассказу В.Г. Распутина «Изба»

Система вопросов к рассказу В.Г. Распутина «Изба»

Вступительное слово

Советский писатель Валентин Распутин. Петр Петрович Малиновский/РИА Новости

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 г. в селе Усть-Уда Иркутской области.

В 1959 г. окончил историко-филологический факультет Иркутского университета.

Работал корреспондентом в газетах Сибири. Корреспондентские впечатления нашли отражение в его первых книгах рассказов и очерков.

Всесоюзную известность Распутину принесла повесть “Деньги для Марии” (1966), сюжет которой позволил писателю психологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать нравственные вершины и глубины человеческого падения.

Последующие повести (“Последний срок” 1970г., “Живи и помни” 1974г., “Прощание с Матёрой” 1976г.) закрепили за писателем славу одного из лучших представителей деревенской прозы.

В центре внимания — человек и его выбор, нравственное испытание.

В начале 1980-х гг. писатель создал цикл рассказов (“Век живи — век люби”, “Что передать вороне”, “Наташа”и др.), в которых отошёл от деревенской тематики, хотя и остался верен нравственной проблематике.

Здесь обозначается и новая сфера его творческих интересов — подсознательное, тайное в человеческой психике.

В эти же годы Валентин Распутин занимается проблемами современности: экологическими, нравственными, литературно-организационными. Он печатает очерки и статьи на эти темы.

В Иркутске выходит его книга “Что за словом. Очерки, интервью, рецензии”, в Москве — главы публицистической книги “Сибирь, Сибирь…”.

С середины 1990-х гг. В.Г. Распутин выступает с серией рассказов о современности, в которых пытается освоить новую постсоветскую Россию: “Россия молодая” (1994), “В одном сибирском городе” (1994), “Нежданно-негаданно” (1997), “Изба” (1999) и др.

Система вопросов к рассказу «Изба»

1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли вам образ героини? Если да, то чем?

2. В начале рассказа мы узнаём о жизни и судьбе Криволуцкой, о её настоящем и прошлом. В каких красках автор рисует образ старины? 

О былых временах рассказывается с теплотой: жители по вечерам пели “печальные и сладкие для сердца песни”, рассказывали разные истории, испытывали настоящие эмоции (”чтоб уж ахнуть, так от макушки до пяток”). Воспоминания о деревне сопровождаются лёгкой грустью, ностальгией: “Ничто тогда, ни приемник, ни телевизор, этого чувства не перебивало, не убивало родную песню чужеголосьем, не издевалось над душой”.

3. Как описывается настоящее деревни? Положительно или отрицательно произошедшие перемены влияют на её жизнь?

 

Перемены явно несут в себе негативные последствия. Подчас даже польза оборачивается вредом: медицинская помощь приносит Агафье лишь страдания: “Пошла туда с одной хворобой, там належала все десять”. В деревне меняются сами люди (они становятся всё более отчуждёнными) возрастает роль денег, утрачиваются прежние человеческие отношения. Сама деревня постепенно разрушается: “дни Криволуцкой были сочтены”.

4. Что можно сказать о молодом поколении жителей? Как складывается их судьба и как они относятся к деревне?

Для молодёжи деревня не представляет никакой ценности, они не понимают и не принимают эту жизнь, поэтому стараются уехать в город, поближе к цивилизации. Однако это решение для некоторых оборачивается трагедией: дочь Агафьи “попала под безжалостные жернова городской перемолки”, спилась и умерла.

5. Почему именно такое влияние оказывает городская жизнь? 

Человек, покинувший свою родину и забывший своё прошлое, не имеет будущего: “У одного стебля корни дважды не отрастают”.

6. Чем отличается отношение к деревне Агафьи? Какие чувства испытывает героиня к Криволуцкой?

Для Агафьи “родное скудным не бывает”, она искренне любит свою малую родину, дорожит своим прошлым. Ей трудно покидать то место, где она родилась и выросла, оно словно становится для неё источником жизни.

7. Какую роль играет подробное описание строительства избы?

Дом для Агафьи является не просто местом жительства, он становится источником сил, именно в нём она находит успокоение, срастается с ним в “одну плоть”.

8. В разгворе с Савелием Агафья говорит, что она “как русалка” зовёт “старую жисть”. Можно ли вернуть старую жизнь? Какова настоящая судьба деревни? Каково её будущее?

Прежние времена уже не вернуть, а новое на старом построить невозможно: ”новое на старом старится”. Криволуцкая неизбежно разрушается, вместе с уходом людей умрёт и она.

9. Кому или чему становится памятником изба?

Памятником русской деревне.

 

Список источников:

1. В. Г. Распутин. Изба [Электронный ресурс] // URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/47676/Rasputin_-_Izba.html (дата обращения: 12.01.19)

2. Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования

3. История русской литературы ХХ века: в 2 ч. : Ч. 2: учебник для бакалавров / В. В. Агеносов, К. Н. Анкудинов, А. Ю. Большакова; под общ. ред. В. В. Агеносова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 678 с.

4. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник / В. А. Зайцев, А. П. Герасименко. — М.: Высшая школа, 2004. — 455 с.

5. Фотографии В. Г. Распутина, размещённые на сайте Музея В. Г. Распутина.  [Электронный ресурс] // URL: http://vgrasputin.ru/ (дата обращения: 12.01.19)