Изучение в старшей школе повести Валентина Распутина «В ту же землю»

Изучение в старшей школе повести Валентина Распутина «В ту же землю»

Вступительное слово

Фотография с сайта Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России. http://litprop.ru/tag/panorama-russkoj-kultury-rossiya-krym-klassika-i-sovremennost/

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года. «Родился я в тридцать седьмом году, в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибирияк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько я помню, всегда хватало» [4: 142-143].

Усть-Уда – рабочий поселок, районный центр (расположен на полпути между Иркутском и Братском), а в пятидесяти километрах от него, на Ангаре, среди гор и тайги, разместилась деревня Аталанка: здесь прошло детство Распутина. Писатель вспоминал: «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу. Немало я повидал всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но я умирать буду с этой картинкой, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины» [5: 13-14].

Валентин Распутин считается одним из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». Писатель говорит о происходящем в деревне, как о цивилизационной и моральной катастрофе: гармоничный старый мир, полный праведности и особого сельского «лада», гибнет под напором бездушной техногенной цивилизации. Распад крестьянской жизни у деревенщиков приравнивается к распаду души или к распаду нравственного закона; чего-то священного и важного, без чего мир стоять не может.

Подробнее о произведениях, относящихся к «деревенской прозе» — https://arzamas.academy/materials/481

Фотография с сайта газеты «Культура». http://portal-kultura.ru/articles/country/zemlya-rasputinskaya-/?print=Y&CODE=zemlya-rasputinskaya-

Распутин настойчиво повторяет свое убеждение: «Литература – это, прежде всего, воспитание чувств, ее роль не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить человека. А уж человек, измененный к лучшему, изменит к лучшему и мир»[5: 59].

А.И. Солженицын отметил его рассказ «В ту же землю» среди поздней прозы В.Г. Распутина как произведение, «в котором автор подчеркивает, что русский народ не только лишили права достойно жить на своей земле, но и достойно умереть, мирно отдать прах матери-земле»[2: 25].

Природа у Распутина — «не цепь картин, не материал для метафор, — писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть её. Он — не описывает природу, а говорит её голосом, передаёт её нутряно, тому множество примеров, здесь их не привести. Драгоценное качество, особенно для нас, всё более теряющих живительную связь с природой» [3: 57-58].

«Распутин — не использователь языка, а сам — живая непроизвольная струя языка. Он — не ищет слов, не подбирает их, — он льётся с ними в одном потоке. Объёмность его русского языка — редкая средь нынешних писателей. В «Словарь языкового расширения» я от Распутина не мог включить и сороковой части его ярких, метких слов»[3: 187-188].

При вручении премии Солженицына Валентину Распутину А.И. Солженицын сказал: «Образ писателя составляется из сосредоточенного углубления в суть вещей, чуткой совести и ненавязчивого целомудрия»[5: 88]. С этим нельзя не согласиться. Распутин – неспокойная совесть российской деревни: писатель беспокоится о судьбе родной земли. В произведениях Распутина звучит голос русского народа, взывающего к совести и разуму, ответственности и достоинству.

Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000. Опубликовано в журнале «Новый Мир» 2000, №5: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/5/solgen-pr.html

Картина Фёдора Васильева «Деревня». http://www.rodon.org/art-080421122012

 

Картина Лоуренса Стивен Лоури «Индустриальный пейзаж». https://artchive.ru/artists/9958~Lourens_Stiven_Louri/works/488515~Industrialnyj_pejzazh

Совмещение картин художников и фотографий российской реальности. «Пшеничное поле» Ван Гога и фотография многоэтажного дома. http://joyreactor.cc/post/2601483

Список использованных источников:

1. Распутин В.Г. В ту же землю…// Наш современник. 1995. №8.С. 3-21.

2. Гореславская Н., Чернов В.Валентин Распутин. Русский гений. Минск: Книжный мир, 2013. 256 с.

3. Солженицын А.И. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 //Новый мир. 2000. № 5. С. 186-189.

4. Распутин В.Г. Быть самим собой//Вопросы литературы. 1976. №9. С. 142-148.

5. Семенова С.Г. Валентин Распутин. М.: Советская Россия, 1987. 176 с.

Система вопросов:

1. Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

Рассказ пронизан чувством грусти и безысходности. Пашута живет не ради себя, а ради своей внучки — Таньки . Семья еле сводит концы с концами, но жизнь преподносит им новые трудности – у Пашуты умирает мать. У них нет денег на похороны, поэтому Пашута старается сделать все сама… Ее, на первый взгляд, дикое решение хоронить мать без обрядов и не на кладбище не вызывает чувства негодования. Мы сопереживаем героине и понимаем ее беду.

2. Как вы думаете, что превратило «Пашеньку» в «Пашуту»?Как это имя характеризует героиню?

В беззаботные годы она была Пашенькой с «блестящими глазами», но жизненные трудности закаляли ее, ей приходилось терпеть новые и новые тяготы судьбы. Появлялись проблемы, шло время, постепенно жизнь превратила «Пашеньку» в суровую «Пашуту».

Паша – мужское имя. Пашута — женщина с сильным, мужским характером. Она играет роль кормильца, добытчика в своей семье. Пашута перестала ухаживать за собой — все ее время, деньги и силы уходят на внучку Таньку. Героиня лишает себя всего, потому что считает, что у нее уже все кончено, но с Танькой еще не все потеряно – она может получить образование и добиться в жизни чего-то лучшего и большего.

3. Пашута перевезла больную и старую мать в город из погибающей деревни, у которой больше не было «хозяина». Почему Аксинья Егоровна все равно рвалась в деревню, пока еще могла ходить?

Деревня – место, в котором Аксинья Егоровна прожила всю свою жизнь. Ей дорого все – ее изба, родной порог этой избы, речка Лена… в городе у нее нет ничего – знакомые, друзья, работа по дому – все это осталось в деревне.

«Аксинья Егоровна рвалась обратно. Никакими уговорами или запугиваниями удержать ее было нельзя — скорей, скорей на волю из ненавистной каменной тюрьмы, скорей взойти на свой порожек, надышать избу своим духом, и хоть букашкой ползать, да по натоптанным родным тропкам».

4. Что роднит Аксинью Егоровну с героями повести «Прощание с Матёрой» ?(Сима,Катерина, Настасья и Егор, Богодул)

Героев повести Распутина выселяют из родной деревни. Настасья и Егор переезжают в город, но не могут привыкнуть к городскому быту. Плита, чайники, приёмники… все это не сравнится с родной печкой и большим самоваром. Егор чахнет от городской жизни, после его смерти Настасья приезжает в заброшенную деревню, ей больше некуда пойти, а на родной земле все переносится легче… Богодул, Сима и Катерина до последнего не хотят покидать родную деревню, им тяжело прощаться с родными краями.

Оторванный от родной земли человек не находит успокоения в городской жизни и погибает духовно и физически. Аксинья Егоровна тоже оторвана от родной земли, как и Колька. Она готова была сидеть на порожке своей избы даже в погибающей деревне, лишь бы не жить в городе, в этой «каменной тюрьме». В городе у нее нет знакомых или друзей, она одинока… Но обратной дороги нет — Аксинья Егоровна стара, она уже не в состоянии ходить за водой, самостоятельно топить печь, выполнять работы по дому, готовить себе еду. От прошлой жизни у Аксиньи Егоровны остаются только воспоминания и надежда, что кто-нибудь напишет заветное письмо из родной деревни. Но письма нет…В деревню перестают возить хлеб, она медленно погибает без хозяина.

Аксинья Егоровна «уже молчала — ни о чем не хотелось ей говорить, все умолкало в ней. В смерть входила тихо и незаметно (a Пашута считала, что это она возвращается в жизнь), подолгу спала, почти бездыханно, лёжа на спине кверху заострившимся маленьким личиком».

5. Как вы думаете, была ли у людей возможность сохранить величие русской деревни или деревне было суждено погибнуть?

В рассказе Распутина деревню передали новому хозяину – БАМу. В деревню пригнали много новой техники и собирались строить ферму и овощехранилище. «И никто не подозревал, в том числе и хозяин, что можно полететь в яму в считанные месяцы. Ничто стало не нужно — ни строительство дороги, ни подсобное хозяйство; рабочие кинулись врассыпную с великой стройки, a деревне куда деться? С землей, с волей, беспривязная, брошенная — залегла она под ленский берег и ждет, все меньше и меньше резвясь с непривычки к свободе, кому бы отдаться, чтобы хлеб привозили?» Многое было причиной гибели русских деревень — новый хозяин, власть, коллективизация, раскулачивание, духовно-нравственное оскудение жителей деревни, послевоенное время и экономическое положение страны.

6. Как Валентин Распутин изображает городскую жизнь? В чем ее отличие от деревенской жизни?

«Вокруг этого города, блиставшего в свое время славой великой стройки коммунизма, земля переобучена и перелопачена на десятки километров, здесь вбили в русло гигантскую плотину для электрических турбин, построили огромный алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс, до десятка других крупных заводов, но и здесь кое-где остались участки нетронутой земли». В прежние годы город пытались приукрасить и даже поставили спортивный трамплин. «Потом, когда жизнь открылась сплошной раной, трамплин забросили, и металлическая ферма его теперь торчала голо и мертво, как скелет». «От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, a выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом».

Чистый воздух, родная речка Лена, зеленые луга, леса, поля — вот что близко сердцу деревенским жителям. Но у деревни появился новый хозяин с рабочими, шла стройка, а потом рабочие разбежались, и деревня осталась  заброшенной.

7. Почему в городе теряются связи между людьми? Почему они становятся одинокими?

Нет той общности, как в деревне, где все знают друг друга уже давным-давно. В деревне другой темп жизни — людям некуда торопиться, всегда есть время обсудить что-то с соседями/другими жителями. Деревенская земля – родная, рядом с избой находится свой участок, своя земля. В городе все по-другому: все постоянно куда-то торопятся, каждый хочет лучше жить и больше зарабатывать. В городе людям нет дела до чужой жизни, они становятся эгоистичнее. Нет общения, нет взаимовыручки – люди становятся одинокими.

8. Есть ли прямая связь между разорением земли и началом оскудения жизни? В чем это выражается?

Да, Распутин считает, что между разорением земли и началом оскудения жизни есть связь. Деревню всю перерыли, хотели строить что-то – да забросили, так деревня осталась без хозяина, заброшенной и загнивающей. В городе строили различные заводы — оставили овраги и ямы, в воздух начали вбрасывать токсичные вещества. Люди заколачивали форточки, пытаясь спастись от отравленного воздуха, но это не спасало.

Людей сживают с родных мест, уничтожают деревни, села, превращают города в «каменные тюрьмы», отравляют воздух токсичными газами. Люди не могут бороться с этим, они бессильны, брошены, одиноки. Им некуда обратиться за помощью, они не могут ничего изменить — это не жизнь, а выживание.

9. Если город — «каменная тюрьма» и токсичная «газовая камера», а деревня – «брошенная и беспривязная»,то где теперь жить человеку? Где его родная земля?

Складывается ощущение, что нет больше у человека родной земли. Стройки, заводы, различные предприятия… Земля везде перелопачена, деревня перерыта и заброшена, а город отравляет своих жителей токсичными газами заводов и других промышленных зданий. Единственные нетронутые места: овраг, «заросший среди глинистых проплешин обдёрганными кустами ольхи, осинником да крапивой. Город с двух сторон полукругом подступил к нему и остановился. На третьей, на южной стороне, где ходило солнце, противоположной микрорайону, сразу за оврагом тянулся в гору сосняк, вблизи города побитый, с частыми следами кострищ и палов, но все-таки живой, отрадно зеленеющий и зимой и летом». Вот единственная земля, что осталась у человека…

10. Что говорит В.Г. Распутин о надежде на воссоединение с матерью-землей? Как вы думаете, есть ли у человека эта надежда или человек навсегда потерял связь с родной землей?

Распутин видит надежду на воссоединение с матерью-землей в духовной вере человека. «Неумело Пашута попросила и для себя свечей, неумело возжгла их и поставила — две нa помин души рабов Божьих Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса». Рано или поздно люди воссоединятся с родной землей. У человека пока нет твердой земли под ногами, но есть вера, и именно вера поможет ему пережить многие тяготы жизни.

Учащиеся могут сказать, что у людей есть надежда на воссоединение с матерью-землей. Человеку стоит задуматься об экологических проблемах, о защите родной земли и окружающей среды. В наше время многие люди уже пытаются начать с малого: не используют пластиковые пакеты, перерабатывают и сортируют мусор, переходят на экологически чистый транспорт(машины-гибриды) и альтернативные источники энергии (солнечные панели, ветрогенераторы). Постепенно человек научится жить в гармонии с природой и перестанет разрушать во имя того, чтобы строить.

Также учащиеся могут высказать другую точку зрения. Массовая вырубка лесов, загрязнение водоемов и обилие мусора — серьезные проблемы, требующие серьезных мер и больших денежных затрат. Человек пока не решил ни одной крупной экологической проблемы, но устраивал экологические катастрофы — Чернобыльская АЭС, разрушение озонового слоя Земли и т.д. Мы наносим Земле непоправимый вред. Это не воссоединение — это уничтожение.

Рецензент: Шувалова Ирина – ФЛ-РЛБ -52