Изучение на уроке литературы в 10 классе рассказа Бориса Екимова «Музыка в соседнем дворе»

Изучение на уроке литературы в 10 классе рассказа Бориса Екимова «Музыка в соседнем дворе»

Вступительное слово

О каждом известном писателе остались воспоминания его современников. Поэтому стоит задуматься: возможно, рядом с нами прямо сейчас живут будущие классики отечественной литературы. Современные прозаики по-прежнему ищут ответы на вечные вопросы. Среди них достойное место по праву занимает наш земляк, почетный житель Калача-на-Дону Борис Екимов.

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края. В 1965 году он дебютирует как прозаик. Перу автора принадлежит более 200 произведений, печатаемых в известных изданиях, таких, как «Наш современник», «Знамя», «Новый мир» и др.

 

Фото из интервью с портала Pravoslavie.ru «Всё, мною написанное, – моё» Беседа с писателем Борисом Екимовым Александр Сегень https://pravoslavie.ru/105772.html

Творчество Бориса Екимова высоко оценивается современными критиками, поэтому он неоднократно становился лауреатом множества литературных премий, в том числе премии им. И.А.Бунина (1994), Государственной премии РФ (1998), премии «Сталинград» (1999), премии им. А. Солженицына (2008), премии «Ясная поляна» (2014) и т.д.

Автор в своем творчестве продолжает следовать многим важнейшим традициям русской классической литературы. Герои прозы Бориса Екимова, простые деревенские труженики, жители донского края, среди повседневной суеты задаются вечными вопросами, живут сложной духовной жизнью.

Эту и другую информацию о творческом пути автора вы можете найти на сайтах литературных премий, новостных изданий, информационных порталов:

  1. Литературная премия им. А. Солженицына http://solzhenitsyn.ru/litpremiya/laureate/index.php?ELEMENT_ID=181
  2. Литературная премия «Ясная поляна» http://www.yppremia.ru/laureaty/ekimov/
  3. «Комсомольская правда. Самара»: https://www.samara.kp.ru/daily/24099/326503/
  4. Искусство Волгограда: http://www.volgograd-art.ru/literatura/ekimov/index.shtml

Сегодня мы познакомимся с рассказом Бориса Екимова «Музыка в соседнем дворе» и попробуем понять, в поисках ответа на какой вечный вопрос он был создан и чьей литературной традиции следует автор.

Система вопросов и заданий к рассказу Бориса Екимова «Музыка в соседнем дворе»

1. Какие чувства возникли у вас в процессе чтения рассказа?

В начале рассказа вместе с героями воодушевляешься идеей переезда, думаешь о том, какой будет их новая жизнь и сколько радости она принесет в дальнейшем. Но когда герой начинает вспоминать прошлое, задумываться о тех вещах, которые потеряет, становится грустно. Невольно начинаешь сопереживать ему. Однако его решение остаться дома дает какую-то веру в то, что все будет хорошо.

2. Почему Матвей и Таиса решили ехать на работу на Север, хотя «и дома с протянутой рукой не ходили»?

Матвей и Таиса не бедствовали, но «жили, конечно, незавидно. Кое-кто на машинах раскатывал, а у Матвея – велосипед». Таиса и дочь не могли похвастаться драгоценностями. Всю жизнь герои работали: Матвей – шофером, Таиса – медсестрой. Много на такой работе не получали, а нечестным путем зарабатывать – не хотели. Работа на Севере могла бы им обеспечить хорошее будущее: курорты, машину, дорогие вещи, приданое для дочери. Нужно было успеть «заработать и пожить по-людски хоть под старость лет», чтобы их жизни тоже можно было позавидовать.

3. Почему «добрые мысли», навеваемые картинами весенней природы, заставили героя сожалеть о грядущем отъезде?

Матвей думал о красоте цветущих садов («Зацвели в саду абрикосы, а им вослед – алыча, и сладко пахло в саду вечерами… А за летней кухнею, над забором, распустились молодые вишни, одна подле другой. Они цвели так бело и пенно, такой ослепительной белью цвели, что долго глядеть на них было нельзя: как-то слепли глаза, словно от электросварки. А хотелось глядеть»), о том, как вырастут собственные фрукты и овощи («Помидоры… Их Матвей ел прямо с грядки, выбирал, которое на солнышке, алое, разламывал, глядел на серебряный иней разлома и впивался губами в теплую сладимую мякоть»). Эти мысли для него были добрыми. Но в будущем его ждал переезд в холодный климат, долгое отсутствие солнца. Он понял, что бросит «хату, хозяйство, детей».

4. Как характеризует Матвея то, что машину, в отличие от жены, мечтавшей ездить на ней «в гости или на юг», он хотел купить для поездок «за грибами, на рыбалку», по соседним селам (Бугаково, Сокаревка, Песковатка, Вертячий)?

Матвей был больше привязан к родной земле. Ему хотелось с комфортом ездить по родным местам.

5. Почему Матвей вновь начал сомневаться в целесообразности поездки на Север после разговора с соседом Фомичом?

Матвей понял, что, пока он будет работать далеко от дома, могут уйти из жизни близкие ему люди, а его не будет рядом: «Фомич, бабка Пелагеевна, дед Макся и другие. Теперь они живы, а вернешься – нет никого, пустыня. Выходит, прощаться надо на век». На родной земле, дома все казалось светлым, ярким, цветущим, а на Севере – тяжелая работа, рудники, жизнь без солнца и без радости.

Герой стал думать и о том, что никакие материальные блага (пенсия, машина) не вернут «деньки, которые пробежали». Ему стало страшно: если он умрет там, его «зароют в холодную немилую землю».

6. Слушая рассказ дочери о том, как она потратит деньги, которые родители привезут с Севера, Матвей размышляет: «Он поверил: тут в самом деле только начни, не остановишься. Не пять тысяч, а все пятьдесят ухнут. С гулом. А если еще мать поможет…» Почему все это для Матвея показалось не утешительным?

Герой понял, что на Севере он будет лишен многого – полноценного общения с детьми и близкими, солнца, родной земли. А заработанное там истратится быстро. Можно предположить, что он по-другому оценил материальные ценности вообще: большие финансовые возможности приводят к еще большим потребностям.

7. Почему Матвей не хотел уходить с кладбища после посещения могилы родителей?

Он переживал, что уедет надолго, а за могилами родителей никто не будет ухаживать, они станут «как у безродных». Для него это было бы тяжелым ударом.

8. Какие воспоминания принесла в душу героя музыка с соседнего двора?

Он вспомнил, как ходил на танцы с женой, как они потом стали жить вместе, строили дом, растили детей. «Мелкое время унесло: всякие обиды, заботы. А вот жизнь так ясно виделась: сам молодой, Таиса, детишки, отец с матерью, все другое… Все виделось, и сладко было вспоминать о прошедшем. Без тоски и печали».

9. Как вы думаете, почему рассказ назван «Музыка с соседнего двора»?

Потому что именно музыка с соседнего двора заставила героя вспомнить все самое лучшее в его жизни: молодость, семью, родителей. Услышав ее, герой окончательно передумал уезжать, потому что понял: для него приобретение материальных благ будет означать потерю гораздо более важных вещей, а именно общения с близкими, возможности посещать родные места, где он прожил всю жизнь. И Матвей делает выбор в пользу того, что дорого сердцу.

10. Могут ли материальные блага сделать человека по-настоящему счастливым, если, приобретая их, он вынужден будет отказаться от всего, что дорого его душе? В чем заключается счастье человека?

Нет, не могут. Достаток дает человеку возможность хорошо жить, позволять себе многое. Но без духовной составляющей жизнь будет пустой. Человека по-настоящему счастливым делает его семья, его друзья. Если окружить себя любящими людьми, иметь цели в жизни, стремится сделать счастливым не только себя, но и еще кого-то, то можно «жить да жить» и без особого достатка.

11. Вспомните героя рассказа А. П. Чехова «Крыжовник». Похожа ли его мечта на ту, что была в начале рассказа у героев Екимова? Чтобы понять это, попробуем составить два кластера: мечта Николая Ивановича и мечта Матвея и Таисы. Какие ценности составляют основу желаний героев?

Пример составления кластера с использованием сайта www.bubbl.us

Пример составления кластера с использованием сайта www.bubbl.us

Вывод: Герои мечтают о материальном благополучии.

12. Можем ли мы предположить, что жизнь Матвея и Таисы стала бы такой же, как у героя рассказа Чехова, если бы они съездили на Север? Когда стремление к материальному благополучию способно сделать человека внутренне пустым?

Иван Николаевич из рассказа Чехова всю жизнь хотел приобрести свое имение, где будет расти его любимый крыжовник. Ради осуществления этой мечты он женился на нелюбимой, но богатой вдове, на всем экономил. Постоянное недоедание привело к смерти его жену. Он исполнил свою мечту: купил имение и радовался в нем даже кислому крыжовнику. Мещанская мечта о благополучии, сытость и праздность привели к омертвению души героя. Он закрылся в своеобразный «футляр», думая только о своих желаниях.

Жизнь Матвея и Таисы могла бы стать такой же, если бы для них материальная выгода заменила бы остальное, если бы только деньги и достаток составляли бы все их переживания и мысли.

Внутренне пустым человека делает отказ от духовных потребностей в пользу материальных благ. Нет ничего плохого в желании жить лучше, обеспечивать свою семью, помогать деньгами родным. Но, когда мечта стать богатым и успешным заменяет все остальное (заботу о близких, желание делать добро), когда человек становится эгоистичным и начинает жить только ради себя, он теряет подлинно человеческое.

 

Рецензент: Ефимова Юлия ФЛ-РЛБ-51.