Система вопросов к рассказу С.В. Стрельченко «Уверенность в будущем»

Система вопросов к рассказу С.В. Стрельченко «Уверенность в будущем»

 

Вступительное слово о писателе

С.В. Стрельченко

Российский писатель-фантаст, фэн, журналист. Публиковался под псевдонимами: Ян Черноризенко, В. Растягайчиков, С. Церетели.

Родился в Сталинграде (ныне – Волгоград).  Закончил историко-филологический факультет Волгоградского педагогического института им. А.С. Серафимовича. Более 20 лет проработал в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке имени А. М. Горького, сначала простым сотрудником, а затем главным библиотекарем отдела периодических изданий. Также по его инициативе в стенах библиотеки проходили встречи с писателями-фантастами, издателями фантастики, здесь же он устраивал презентации фантастических книг. В конце 1980-х создал Клуб любителей фантастики «ОФИР» и в 1990-х несколько лет вел страничку фантастики «ОФИР» в волгоградской газете «Молодой ленинец». Такие же странички под его руководством выходили и в газетах «Новый мир» и «Зацарицынский вестник». На волгоградском областном радио вместе с Л. Конашевой делал передачи «Час фантастики».

Обложка журнала, в котором был опубликован рассказ «Уверенность в будущем»

Писать научную фантастику начал с 1986 года. Первая публикация – рассказ «Уверенность в будущем» в декабрьском номере журнала «Изобретатель и рационализатор» за 1989 год. Свои рассказы автор рассылал за рубеж, немалая часть которых была напечатана в фэнзинах, журналах, антологиях 24 стран, в том числе в старейшем в мире американском журнале фантастики «Amazing Stories». Среди изданий, с которыми Сергей Стрельченко постоянно поддерживал контакты – «Bardicrunes» (Канада), «TheIconolast», «Xizquil» (США), «Masaquenoir» (Австралия), «Bevond the Rose» (Ирландия), «Miniature» (Франция), «Galileo» (Аргентина), «Somnium» (Бразилия), «Baliset», «7 inchiostro» (Италия) и др.

Обложка книги «По воле народов страны Офир»

В 2013 году была предпринята первая попытка собрать воедино известные художественные произведения, журналистские публикации и научно-популярные статьи писателя по разным отраслям знаний. В издательстве «ПринТерра-Дизайн» вышла книга «По воле народов страны Офир» — презентация издания состоялась в ВОУНБ им. М. Горького, собрав в стенах библиотеки друзей Сергея Стрельченко и его верных читателей. Книга издана за счет средств отца писателя.

Система вопросов к рассказу «Уверенность в будущем»:

  1. О чем этот рассказ? Какие эмоции он у вас вызвал?

Этот рассказ о перспективном ученом, который погиб, экспериментируя с перемещениями в будущее, и как по его истории написали книгу и сняли фильм. После прочтении я испытала грусть и обиду за ученого. Ведь ему удалось заглянуть в будущее, но он слепо поверил в увиденное и решил испытать свою судьбу, что и привело его к гибели.

  1. На какие композиционные части вы можете разделить рассказ? 

Композиционно мы можем разделить рассказ на 4 части:

Экспозиция — описание Зеленой Виллы и подготовки к эксперименту.

Завязка — проведение эксперимента ученым, видение.

Кульминация — монолог Гоула о судьбе, попытка самоубийства и разговор актрисы с режиссером

Развязка —  рассказ о гибели ученого в своей лаборатории, создание книги, а в дальнейшим съемки фильма по этой истории.

  1. Что на самом деле увидел молодой ученый во время своего эксперимента? 

На съемки фильма о гибели ученого подобрали очень похожего на ученого актера, режиссер этим очень гордился. Поэтому Гоул во время эксперимента не распознал отличий и слепо поверил в то, что увидел, и поэтому решил поиграть с судьбой. На самом деле во время эксперимента он увидел съемки фильма о своей гибели.  Но стоит отметить, что эксперимент удался, и ученый действительно смог заглянуть в будущее.

  1. В своем монологе герой утверждает, что судьба человека предрешена, согласны ли вы с этим утверждением и почему?

Не могу согласиться с героем. Он говорит, что если ты точно знаешь, что в будущем будешь жив, то можешь расслабиться, забыть об инстинкте самосохранения, потому что с тобой ничего не произойдет: «Ведь человек, видевший себя живым в будущем, полностью гарантирован от случайностей и преднамеренных действий, угрожающих его жизни в настоящем. Он может лечь под колесо экспресса — и экспресс сойдет с рельсов или будет взорван террористами на половине пути. Он может принять яд, но перепутает его с другим веществом или окажется к нему нечувствительным. Трудно сказать, что именно произойдет, если решивший нарушить причинно-следственную связь бросится с крыши небоскреба или шагнет в ковш с расплавленным металлом, но в любом случае он останется жив, так как нельзя изменить единственно возможный вариант будущего». На мой взгляд, это абсурдно, человека же не будут оберегать какие-то высшие силы, потому что он должен быть жив в будущем, в то время как в настоящем он будет играть со смертью. Жизнь каждого человека — это, в первую очередь, его личная ответственность, а не неизменяемый рок судьбы.

  1. Как изменилось ваше понимание завязки рассказа, после его прочтения? Какую ошибку, на ваш взгляд, допустил ученый, и какой урок вы можете извлечь для себя из этого рассказа?В своем монологе герой утверждает, что судьба человека предрешена, согласны ли вы с этим утверждением и почему?

После прочтения рассказа мы понимаем, что во время эксперимента ученый видел не себя в будущем, а съемки фильма о себе. Но первом прочтении, мы, как и ученый, думаем, что это настоящий он в будущем. Ученый не стал проводить повторный эксперимент или детально изучать результаты. Он сразу сделал вывод, что увидел в будущем себя, и поэтому может ближайшие 10 лет не заботиться о своей жизни, и смерть ему не страшна. В этом и состоит ошибка героя. Для себя я сделала вывод, что не стоит делать поспешные выводы, потому что последствия могут быть очень плачевными.

       6.«Один журналист» пишет нашумевшую книгу по реальной истории гибели ученого Гоула,  а кинорежиссер Г. Штиров снимает по ней фильм, как вы думаете, можно ли считать гуманным достижение успеха за счет смерти другого человека?

Я думаю, что это не гуманный поступок, если его цель —  обогащение, а не сохранение памяти о погибшем. Но, к сожалению,  автор не дает нам однозначного ответа, какие мотивы двигали журналистом и кинорежиссером, поэтому мы лишь можем предполагать, что корыстный мотив имел место быть, тем более что книгу создал журналист, а люди этой профессии, как известно, в погоне за сенсацией и  достижении своих целей не отличаются высокой нравственностью.

 

Список использованных источников:

  1. По воле народов страны Офир / Сост. А. Б. Джагинов, В. И. Стрельченко. – Волгоград: ПринтТерра-Дизайн, 2013. – 576 с. : ил. – ISBN 978-5-98424-166-3.
  2. Стрельченко С. В. Уверенность в будущем / С.В. Стрельченко // Изобретатель и рационализатор. –1989. – №12. – С. 29.
  3. Стрельченко С.В. : сайт. – https://archivsf.narod.ru/1960/sergey_strelchenko (дата обращения: 04.03.2024)
  4. Фролов Л.И. Из воспоминаний о друге: О Сергее Стрельченко / Л.И. Фролов // Шалтай-Болтай. – 2010. – №4. – С.4-6.
  5. Фролов Л.И. По воле народов «Страны Офир»: Интервью с Сергеем Стрельченко / Л.И. Фролов // Городские вести. – 1992. – №17. – С. 4.

*изображение обложки сгенерировано на сайте