Система вопросов к рассказу Сергея Синякина «Последняя охота»

 

                                                                      Вступительное слово

 

Сергей Николаевич Синякин (1953-2020) – один из наиболее выдающихся авторов современности. С. Синякин говорит о том, что он всецело предан фантастике: «Первые книги, которые я прочитал, это был, примерно, конец 50-х годов… И вот с тех пор я – в фантастике» [3], но он — писатель и реалистических произведений.

Автор рано начал увлекаться литературой. По его собственному признанию, в шестом классе он прочёл 220 томов «Библиотеки всемирной литературы», а в седьмом — Бальзака, Мопассана и всего Золя [1, с. 170].

В  1980-е годы в свет выходят первые рассказы и повести Сергея Синякина. Автора сразу же замечает публика, а повесть «Монах на краю земли» удостаивается ряда литературных премий: «Мраморный фавн»,  «Интерпресскон», «Бронзовая Улитка», «АБС-премия», «Сигма-Ф» в номинации «Лучшая фантастическая повесть».

В 2005 году выходит сборник «Сталинградские зёрнышки», в который вошли короткие рассказы об обычных людях, оказавшихся на войне и сделавших всё ради победы в ней. Это книга о простых людях, которых лишили возможности прожить спокойную жизнь. При этом автора интересует каждая человеческая жизнь, потому что каждый человек неповторим и отличается от других величиной своей души. Эти рассказы заставляют сопереживать всем, будь то житель города, рядовой солдат или их враг.

 

Система вопросов к рассказу «Последняя охота»:

1. Понравился ли вам рассказ, и какие чувства он у вас вызвал?

Рассказ понравился и заставил задуматься о том, как же страшна и ужасна война. Здесь же появляются мысли о ценности жизни и о том, что ничего в мире не стоит потерянной жизни.

2. Что говорится о профессионализме снайперов? Приведите цитаты из текста.

Оба до войны занимались спортивной стрельбой.
Профессионализм русского снайпера: «Василий Зайцев не занимал призовых мест, но был способен выстрелами из винтовки держать в воздухе медный пятак, пока не кончатся в магазине патроны«.
Профессионализм немецкого снайпера: «Франц Гердер был до войны чемпионом Германии. Азартный охотник, в Восточной Пруссии он принимал участие в забавах рейхсмаршала Геринга, обожавшего охотиться на оленей в своем поместье».

3. Почему командир германского стрелкового полка говорит Гердеру устранить русского снайпера, а Чуйков говорит Зайцеву показать немцам, «что мы тоже что-то умеем», и как это связано с профессионализмом снайперов?

Потому что для немецкий войск задача — это захват земель и народов, подчинение всего себе. Здесь же роль играет и нацизм. Потому описание профессионализма немца тоже выглядит символично: до войны он уже занимался кровопролитием — он убивал животных ради развлечения.
Для русского человека задача — это оборона своего дома. Русские стремятся показать, что они способны защититься. Для них жизнь — это не завоевание. Высший профессионализм — это не блестящая охота, а умение держать монету в воздухе, пока у тебя есть патроны.

4. Что думают оба снайпера, увидев лису, и как это иллюстрирует их характеры?

Русский думает о том, что жалко ему «эту грациозную охотницу». Он вспоминает, что совсем скоро Новый Год, думает о Елене, и ему становится тоскливо. По сути, Зайцев думает о жизни. Размышления Зайцева указывают нам на то, каков русский солдат — он не хочет проливать кровь, а тоскует по простой мирной жизни.
Немецкий снайпер, увидев лису, думает о том, какая она красивая, вспоминает охоту на лису в Польше. Он очень хочет застрелить лису и показать своей супруге. Гердер думает об убийстве, что указывает на его внутреннюю жестокость. Но снайпер осознаёт, что выстрелом в лису выдаст себя, потому не стреляет, а это указывает на холодную расчётливость в его характере.

5. Почему Шафаров выстрелил в лису, а Гердер — в Шафарова?

Через это действие автор показывает, что хотя русские и немцы и разные, тем не менее, в них есть общее, ведь все они люди.
Это же же действие показывает и то, насколько разные перед нами люди: Шафаров выстрелил из-за азарта, охватившего его, а немец — из-за «ненависти к незнакомому ему русскому, который так по-хозяйски вёл себя на передовой«.

6. Для чего автор вводит в произведение образ лисы-матери? Своё мнение подтвердите цитатами из текста.

Лиса «терпела, как терпит боль любая женщина«. В то время, как мужчины воюют во имя самоутверждения, она «не видела смысла в идущей наверху бойне«. Для женщины, как и для этой лисы, смысл всей жизни заключается в самой жизни — в её детях, только ради них и стоит жить. Даже её собственная жизнь не имеет при этом значения.
Через образ лисы-матери автор показывает переживания всех женщин и иллюстрирует смысл существования человека: жить во имя жизни, а не во имя самоутверждения, потому что жизнь — это самое ценное, что у нас есть.

7. Как вы думаете: есть ли на войне место самоутверждению?

На войне нет места самоутверждению. Война — это место, где каждый становится солдатом, выполняющим приказы. Желание выделиться и самоутвердиться ведёт к неминуемой смерти в военных реалиях, потому что лишает человека возможности трезво мыслить.

8. Как вы думаете: в чём смысл названия произведения?

Смысл названия «Последняя охота» заключается в том, что действующие лица находятся на последней «охоте» на врага. Для немца она последняя в прямом смысле — из-за своей жестокости он терпит неминуемое поражение, лиса тоже умирает, становясь жертвой человеческого азарта, а Шафарова губит его же азарт. Для Зайцева эта «охота» становится последней, потому что умирает его цель (немецкий снайпер), и тут начинается война, в которой он становится не просто «охотником», а солдатом, который выполнил приказ убить врага.

                                                            Использованная литература:

  1. Путило О.О. О Сергее Синякине // Царицын: литературный альманах. 2021. № 1. С. 170-175. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/o-sergee-sinyakine (дата обращения: 21.12.2023).
  2. Синякин С.Н. Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 10.01.2024).
  3. Синякин С.Н. Сталинградские зернышки. Волгоград: Издатель, 2005. 160 с.
  4. Скирюк Д. Утопии сегодня невозможны // Интервью с Сергеем Синякиным, взятое после «Волгакона-2001» [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/article102 (дата обращения: 19.12.23).