Вступительное слово:
Сергей Николаевич Синякин родился в семье военного в 1953 году в посёлке Пролетарий Новгородской области, в Волгограде живёт с 12 лет. Имея юридическое образование, писатель-фантаст около 28 лет проработал в органах внутренних дел, но был уволен из-за проблем со здоровьем с должности начальника городского отдела по раскрытию убийств и других тяжких преступлений в звании подполковника милиции.
Основная профессия Сергея Синякина не связана с литературой, но тяга к литературному творчеству была в его жизни всегда. Первые повести, не имеющие конца, появились ещё в школе, а в 80-е годы в Волгоградском клубе любителей фантастики «Ветер Времени» с восторгом слушали произведения молодого автора. В это же время в газете «Молодой Ленинец» публиковались его рассказы и повести. В 1990-х была опубликована дебютная книга – «Трансгалай» (1990). С тех пор автор регулярно пополнял библиографию новыми работами. Вот некоторые из них:
- «Мрак тени смертной» (2002);
- «Горькая соль войны» (2005);
- «Книга о странных вещах» (2011);
- «За несколько лет до миллениума» (2012);
- «Джинны пятой стихии» (2017).
Наиболее успешной стала повесть «Монах на краю земли» (1999). Она была удостоена приза зрительских симпатий журнала «Если», а также в 1999 году четырех литературных наград – «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф» и премии имени братьев Стругацких. Несмотря на то, что некоторые работы автор выпускает небольшими тиражами, он остается популярным и востребованным.
О первых своих книгах Синякин говорит так:
«На самом деле все довольно традиционно. Сначала появляется идея, и постепенно она обретает художественное воплощение в сюжете, образах героев. Всегда стараюсь брать темы своих произведений из жизни. Так же, как и героев. Иначе все получается ненастоящим, надуманным».
Писатель считал, что «фантастика – это просто прием, которым автор пользуется, чтобы акцентировать внимание на той или иной проблеме, довести до крайности ту или иную черту». Возможно, именно поэтому фантастика Синякина остросоциальна с одной стороны и полна мудрого мягкого юмора, временами сатирична с другой.
В 2005 году Синякин издает сборник «Сталинградские зернышки». Сборник коротких рассказов не о героях. Это книга о простых людях, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом. За «Сталинградские зернышки» С. Синякин был удостоен Всероссийской литературной премии «Сталинград» в 2006 году.
«Война – болезнь человечества, она забирает лучшие силы и лучшую кровь, она объединяет человеческое общество. С каждой войной человечество делает один или несколько шагов назад…»
Скончался Сергей Николаевич на 68-м году жизни 24 ноября 2020 года в одной из волгоградских больниц от осложнений после коронавирусной инфекции, последнюю неделю пребывал в состоянии искусственной комы.
О сборнике «Сталинградские зернышки»
Сборник коротких волгоградского писателя С. Синякина «Сталинградские зёрнышки» состоит из коротких рассказов о войне. Впервые сборник увидел свет в 2005 году, в 2010 был переиздан в расширенном виде с добавлением нескольких новых рассказов как сборник «Горькая соль войны».
Место действия всех коротких историй — военный Сталинград. Сталинградская битва стала крупнейшим сражением в мировой истории и стала коренным переломом в холе Великой Отечественной войны. Двести дней и ночей в Сталинграде шли ожесточенные бои: с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. В этой битве приняли участие свыше 2 миллионов солдат. Красной армии пришлось воевать не только с немцами, но и с румынами, итальянцами, хорватами и венграми.
Именно этим событиям и посвящён сборник Синякина. Каждая история из сборника не о героях — это книга об обыкновенных людях, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом. В конце концов, герои – это обычные люди, которым не дали прожить нормальную человеческую жизнь. Но автору интересна любая человеческая жизнь, ведь каждый человек неповторим и отличается от других на величину своей души. Читая эти короткие рассказы начинаешь сочувствовать описанным в них людям и сопереживать им вне зависимости от того, кто перед тобой — рядовой житель города, советский солдат или их непримиримый противник.
Рассказы «Тоска любви» и «О любви и равнодушии» входят в сборник. Написаны были в 2005 году. Их герои — обычные люди, которых не выносят на страницы учебников по истории. Их именами не называют улицы и проспекты, но они — огромное звено в истории сломанных войной судеб.
Система вопросов к рассказу «Тоска любви»
1.Какие чувства вызвал у вас рассказ? Менялось ли ваше восприятие во время прочтения и после того, как прочитали рассказ?
В начале рассказа это были чувства радости, теплоты и надежды на счастливую историю любви Зои и Тимура. Но когда Зоя от товарища Тимура узнает о его смерти, сразу стало грустно, ведь надежды героини на счастливую любовь сразу же разбились вдребезги. И как только в самом конце истории мы узнали, что Зоя беременна от Тимура, появляется небольшая отдушина, что их любовь будет жить теперь в лице их будущего ребенка:
«Она сидела, смотрела на плачущую мать и думала, какое это счастье, что она сохранила письма Тимура, ведь теперь выходило, что пока они будут целы, Тимур останется с ней.
Тогда она не знала, что это уже навсегда».
2. Как вы думаете, кто тоскует о любви? Как вы понимаете такое название?
Тоска по любви охватила всех участников действия. Это рассказ не о только о героях, потерявших любовь, а обо всех людях, в чьи жизни вмешалась война и разлучила с любимыми.
Название рассказа говорит нам о о том, что стремление к любви делает человека отчаянным. Так вот и главная героиня сильно хотела любви, с огромным нетерпением ждала каждой встречи с Тимуром, бережно хранила его письма. Она была буквально одержима любовью, а когда узнала о кончине любимого, то буквально потеряла целый мир.
«Смотрела на письма и плакала, нетерпеливо мечтая о встрече и не веря в ее близкую возможность».
3. Для чего автор противопоставляет события военной жизни и обычные мирные будни в городе? Как называется этот прием?
Основная идея автора заключалась в том, чтобы донести до читателя, что и в военное время жизнь не заканчивалась. Была и любовь, и танцы, и гуляния в барах. Неслучайно рассказ заканчивается описанием состояния Зои, узнавшей о смерти Тимура с намеком на ее беременность.
«… а вокруг, несмотря на войну, бушевала жизнь…»
Прием противопоставления называется антитеза.
4. Как вы думаете, почему мать Зои против ее отношений с летчиком?
Наверное это потому, что отец Зои — тоже военный. И в конце рассказа, когда Зоя плачет вместе с матерью, мы узнаем о его смерти, о которой женщина еще не решилась рассказать дочке. Скорее всего, она как мать не хотела для дочки такого же грустного финала любви, как у нее самой.
« — Дура! — сказала мать. — Дура! Дура! Он же летчик, ему воевать завтра. Сколько наших летчиков гибнет?»
5. Для чего автор указывает на переписку Зои и Тимура? Так ли важны эти письма?
С помощью писем автор затрагивает проблему памяти. Пока будут живы письма, будет жива и память о погибшем Тимуре, а еще не родившийся ребенок сможет узнать из писем, каким был его отец. Да и сама Зоя, перечитывая каждый раз письма от возлюбленного, грезила о скорой встрече с ним.
«Она убегала в свою комнату, жадно проглатывала содержимое бумажного треугольника , потом расправляла листок, бережно проглаживая его утюгом и прикладывала к полученным раньше.»
6. Мог ли Тимур бросить все и остаться строить семейную жизнь с Зоей? Возможно ли было это тихое семейное счастье в то время, когда все отдавали долг перед Родиной?
Скорее всего нет, ведь каждый солдат тогда понимал, что победа дается нелегко и многие молодые ребята шли на фронт, чтобы война поскорее закончилась. В то время быть солдатом было своего рода работой. Наверное, если бы авиационный полк Тимура не перебросили в Среднюю Ахтубу, то они с Зоей как раньше бы чаще встречались, а потом, наверное стали бы и жить вместе. Парень погиб, так и не узнав, что у него будет ребенок (правда, и сама Зоя не знает об этом на момент рассказа), но если бы он остался жив, то тогда бы у них была полноценная семья, но тихого счастья, конечно же, в то время в их семье не было бы. А как же оно будет, если мужчина — военный?
Система вопросов к рассказу «О любви и равнодушии»
1. Какие чувства вызвало у вас произведение?
Мрачные чувства. В рассказе очень много описано о пытках людей, о том, как ни в чем не виновных граждан просто так расстреливали, убивали. О том, сколько боли пережили как мирные жители, так и солдаты, отдавшие жизнь за Родину.
«Расстрелянные, сгоревшие в паровозных топках, повешенные на виселицах городских площадей, в умных пенсне и с грубоватыми обветренными крестьянскими лицами — светлые мученики идеи».
2. В рассказе нет героя, как вы думаете, почему?
Потому что все люди, пережившие войну, герои этого рассказа.
3. В заглавии мы видим противопоставление любви и равнодушия. О чем это говорит?
О том, как нелегка была судьба поколения воевавших, и как равнодушны к их подвигам нынешние потомки.
4. Каково проявление любви в этом рассказе? Сопоставьте с рассказом «Тоска любви», есть ли общие точки соприкосновения?
В рассказе нет ярого проявления любви к кому-либо. Этот рассказ скорее показывает, что детей, выросших при ужасе войны, никто не научил любви, ведь они выросли в окружении смерти, крови и боли. У них не было времени на светлые чувства, они не видели любовь между отцом и матерью, т.к. первые зачастую были на фронте, а вторые — работали сутками напролет. Души людей искалечены, требуют любви, но получить ее, к сожалению, не могут.
В рассказах есть одна общая точка соприкосновения: дети, «которые так и не научились жить по мечте», из рассказа «О любви и равнодушии» не могут ничего сказать своим родителям, ведь они трагически пали. Так и будущий ребенок Зои и Тимура из рассказа «Тоска любви» не сможет ничего сказать своему отцу, который тоже погиб.
5. Какую проблему вновь затрагивает автор? Как она связывает два рассказа?
Автор затрагивает проблему исторической памяти. В рассказе «Тоска любви» память о павших солдатах будет вечна, т.к. ее стремятся сохранить, а в рассказе «О любви и равнодушии» о многих героях дети не вспомнят.
«Выросли и не спросили…Но взяли то, что было оплачено этой кровью. По праву наследников».
Завершить урок следует итоговым вопросом: «Как сохранить память о героях войны? Что мы можем сделать для этого уже сегодня?»
Список использованной литературы:
- Синякин С. Н. Сталинградские зернышки. — Волгоград: Издатель, 2005 . 158 с.
- Сергей Синякин: биография: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@volgacon-sergei-sinyakin-biografiya (дата обращения: 13.03.2021)
- Материалы о Сталинградской битве