Вступительное слово учителя
Задача литературы для старшего школьного возраста – воспитание читательского интереса, культуры чтения, осознание важности чтения как фактора собственного становления. Для этого произведения должны быть увлекательными, соответствовать ожиданиям молодого поколения. Художественная литература должна дать школьнику эстетическое удовольствие и художественное наслаждение.
Особое значение в литературе имеют фантастические произведения, ведь они описывают нереальные явления, события, образы. Изображение событий в сверхъестественном виде всегда захватывает школьников. Дети среднего и старшего школьного возраста интересуются необычными историями, захватывающим сюжетом, персонажами. Одним из выдающихся писателей нашего региона является Юрий Гаврилович Тупицын.
Юрий Гаврилович Тупицын — волгоградский писатель-фантаст, который являлся членом Союза писателей СССР.
Жизнь Ю. Г. Тупицына сложилась таким образом, что он всю жизнь не находился на одном месте: родился он в 1925 году в небольшом городе Дрезна в Московской области. Семья его – потомственные ткачи. В 1936 году семья была вынуждена переехать в Ташкент, где Юрий окончил школу и поступил в Среднеазиатский индустриальный институт.
С 1942 года служил в Советской армии. После окончания войны поступил в Военно-воздушную академию им. Гагарина, а после обучения служил в военной авиации старшим штурманом бомбардировочного авиационного полка. Юрий Гаврилович успел поработать в педагогической сфере.
Писательством стал заниматься с 1972 года. Первая публикация Тупицына – фантастический рассказ «Синий мир» (1969), а рассказ «Красный мир» (1970) вошел в «золотой фонд» отечественной фантастики.
Если говорить о направлении автора в фантастике, то его произведения относятся к «твердой» (естественнонаучной) приключенческой фантастике, действия которых происходят в космосе. Одни из самых известных произведений Ю. Г. Тупицына – роман «Дальняя дорога» (1984), а также роман «В дебрях Даль-Гея» (1975).
Перу автора принадлежат также романы «Тайна инженера Грейвса» (1981), «Инопланетянин» (1986), «Сказка о любви, XXIII век» (Эффект серфинга) (1991). Другие НФ рассказы и повести составили сборники — «Синий мир» (1972), «Химеры далекой Юкки» (1977), «Красные журавли» (1982).
Система вопросов к рассказу «Красный мир»
1. В чем особенность фантастического мира, созданного в рассказе Ю. Тупицыным?
Автор создает мир искусственных предметов и таких же людей – «точных полуавтономных копий», с которыми люди живут в гармонии.
2. Какие неизвестные для вас слова использует автор в своем рассказе? С какой целью он вводит подобные слова в свое произведение?
Тейнер, интерференция, моделирование. Автор подобным лексическим набором слов погружает нас, читателей, в мир естественнонаучной фантастики.
3. Какие чувства вы испытывали во время чтения к героям рассказа –псевдосапиенсам?
Герои произведения не понимали их намерений, считали неразумными варварами и с настороженностью относились к их сигналам. Они вызывают сочувствие.
4. Как вы представляете себе псевдосапиенсов, о которых говорят герои рассказа?
Это «двуногие» существа с другой галактической системы, которые с виду похожи на людей, но своими мыслями и поступками отличаются от жителей Земли.
5. Как вы думаете, с какой целью автор противопоставляет человечество, твердо укоренившееся в своем пространстве, и молодую, но непонятую цивилизацию?
Автор под людьми и псевдосапиенсов подразумевает два поколения – молодое, целеустремленное и старое, укоренившееся в своих традициях и мыслях. Можно сказать, что автор поднимает проблему отцов и детей, которые не могут понять друг друга.
6. Дает ли автор в рассказе надежду молодому поколению в будущем?
В конце рассказа мы читаем такие строчки: «…на противоположной стороне небосклона загоралась новая алая заря», и под этой «новой алой зарей» Тупицын подразумевает новое поколение в обществе.
7. Герой рассказа говорит о том, что «сколько раз уже самые очевидные истины шатались и рушились под напором познания!». Что важнее для общества – укоренившиеся истины или новые веяния и идеи?
Важно давать молодому разуму возможность высказываться и быть понятым. Ведь именно они движут развитие нашего общества, не дают ей погрузиться в стагнацию.
Список использованных источников:
1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
2. Тупицын Ю. Г. Биография. Творчество. [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor1664 (дата обращения 28.12.20).
3. Тупицын Юрий. Красный мир. [Электронный ресурс]. URL: https://bookscafe.net/download/tupicyn_yuriy-krasnyy_mir-64569.fb2.zip (дата обращения 28.12.20).