Система вопросов к рассказу Ю. Тупицына «На восходе солнца»

Система вопросов к рассказу Ю. Тупицына «На восходе солнца»

Вступительное слово

Писатель-фантаст, член Союза писателей СССР (1974) Юрий Гаврилович Тупицын родился в подмосковном городке Дрезна (Орехово-Зуевский район Московской области) 7 декабря 1925 года в семье потомственных ткачей (отец – текстильщик, мать – ткачиха).

В 1936 году семья переехала в Ташкент, где Юрий окончил школу и поступил в Среднеазиатский индустриальный институт. В 1943 году его, семнадцатилетнего студента, направили в Ташкентскую авиационную школу стрелков-бомбардиров, через год после окончания училища ему было присвоено звание лейтенанта. До 1951 года Тупицын прослужил штурманом в бомбардировочной авиации, а в 1952 году поступил в Военно-воздушную академию (им. Ю. А. Гагарина), которую окончил в 1955 году с золотой медалью. В дальнейшем он служил в военной авиации старшим штурманом авиационного полка реактивных бомбардировщиков, затем – преподавал в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков, где возглавлял кафедру самолетовождения.

Фантастикой писатель увлекся еще в школьные годы, когда читал произведения Жюль Верна, Герберта Уэллса, Александра Беляева, Александра Казанцева и Григория Адамова.

Его первой научно-фантастической публикацией стал напечатанный в журнале «Искатель» рассказ «Синий мир» (1969). А первой книгой – сборник фантастических рассказов и повестей «Синий мир», вышедший в 1972 году. Творчество Тупицына относится к «твердой» фантастике. Значительная часть его произведений входит в цикл о приключениях экипажа патрульного галактического корабля «Торнадо». Особенно можно выделить роман «Дальняя дорога» (1984), первая часть которого выходила отдельным изданием под названием «Перед дальней дорогой» (1976). Несмотря на резкую критику за трафаретность сюжетных ходов, отсутствие логики и мотивации в действиях героев, роман имел большой успех у читателей. Действие в нем происходит в отдалённом будущем, в XXIII веке в период подготовки дальней межзвездной экспедиции к новой открытой планете Кика. Тупицын наглядно показывает в романе, что в Ефремовском коммунистическом будущем неизбежно будут присутствовать конфликты и противоречия как на межличностном уровне, так и в общественной жизни.

Похожие мотивы звучат в романе «В дебрях Даль-Гея» (1975), который представляет собой «прогрессорский» вариант «космической оперы».

Перу Тупицына принадлежат и такие романы, как «Тайна инженера Грейвса» (1981), «Инопланетянин» (1986), «Сказка о любви, XXIII век» (Эффект серфинга) (1991), сборники научно-фантастических рассказов и повестей «На восходе солнца» (1977), «Красные журавли» (1982) и др. Его произведения печатались в Венгрии, Чехословакии, ГДР и Японии.

В образах героев писателя — космонавтов, ученых — переданы лучшие черты современников, характеры которых автор раскрывает, затрагивая проблемы техники и биологии, психологии и морали. Внимание Ю. Тупицына привлекают открыватели нового, искатели непроторенных путей, действующие в дебрях Африки, на других планетах и в космических просторах.

В образах героев писателя — космонавтов, ученых — переданы лучшие черты современников, характеры которых автор раскрывает, затрагивая проблемы техники и биологии, психологии и морали. Внимание Ю. Тупицына привлекают открыватели нового, искатели непроторенных путей, действующие в дебрях Африки, на других планетах и в космических просторах.

Юрий Гаврилович Тупицын скончался в Волгограде 23 декабря 2011 года. В некрологе, напечатанном в журнале «Шалтай-Болтай» о творчестве и мировоззрении писателя прозвучали такие слова:

«Поборник твердой НФ, Юрий Тупицын написал ряд произведений, действие которых большей степенью происходит в космосе… Убежденный коммунист, он в конце жизни пытался построить модель капитализма с человеческим лицом, пытался создать теорию акселерации человечества. Одновременно пытался отстаивать свое Коммунистическое мировоззрение».

Система вопросов 

  1. Какие впечатления вызвал у вас данный рассказ?
  2. Какие ассоциации с названием у вас возникают?
    Возникают ассоциации с восходящим солнцем/с ощущением надежды.
  3. Как зовут главного героя? Что означает его имя?
    Главного героя зовут Александр. В переводе с греческого языка это имя означает «защитник», «оберегающий муж», «мужчина», «человек». Тинка находит его сложным для произношения: «Этого не может быть. Потому что язык сломаешь, пока выговоришь. Вот у меня полное имя Тинатин. Но все зовут меня Тинкой, понимаешь, и все! А тебя как?» Главный герой отвечает: «Кто как — Сашей, Саней, даже Аликом» — т. е. типичными сокращениями от имени Александр. Алеша — данное сокращение ассоциируется с именем Алексей, однако в данном произведении оно привязано к имени Александр. Так главного героя называл его отец. Это указывает на ограниченную распространённость имени, свидетельствующую о близких и доверительных отношениях между тем, кто называет, и тем, кого называют.
  4. Какой была жизнь Алеши до встречи с Тинкой? С чем связано его взрослое поведение? В чём особенности речи Алеши?
    Об истории жизни Алеши мы узнаём из третьей и пятой частей рассказа. Его жизнь была интересной и при этом трудной. Он потерял мать, и с тех пор его воспитанием стал заниматься отец. Алеша много учился. Отец порой был требовательным и суровым, что вызывало слёзы у мальчика. Постепенно он становился серьёзным и ответственным. Но нельзя сказать, что отношения отца и сына были напряжёнными. Отец Алеши делал всё, чтобы его жизнь была яркой. Он говорил Алеше о красоте неба и восхода солнца. Именно поэтому мальчик любит наблюдать, как восходит солнце.
    Жизненные трудности отразились на характере Алеши. Он изображён серьёзным и не по годам взрослым. У Алеши «твёрдый, совсем неребячий взгляд». Он не сразу понял, что имела в виду Тинка, сказав: «Ты что, удрал?», что обычно можно спросить у сверстника. Представившись, Алеша называет себя полным именем – Александр, что также свидетельствует о его взрослости.
    К Тинке Алеша обращается как к взрослой, говоря ей «Здравствуйте» (во множественном числе), а не «Здравствуй» (в единственном числе), как можно поздороваться со сверстником. Его речь спокойная и «механическая» . В третьей и пятой части она более живая и эмоциональная.
  5. Как относятся к Алеше другие герои?
    Тинка находит Алешу смешным при первой встрече с ним. Узнав, что он не робот и что ему нужна помощь, Тинка намеревается помочь Алеше. Услышав рассказ о его жизни, она видит в нём «товарища по несчастью», ведь как он ждал, когда проснутся его родители, так и она ждала свою маму с Юпитера.
    Таня, подруга Тинки, рассказывает ей о роботе, появившемся в лагере. Она передаёт это со слов их товарища по лагерю – Володи: «Этот мальчишка, — торопясь и проглатывая окончания слов, сообщила она, — никогда не смеется. Только улыбается, и то редко. Ни в какие игры играть не умеет, даже в волейбол. Старается, а толку никакого — то в аут, то в сетку, то вообще куда не поймешь. Плавать не умеет — представляешь! Бегает как бегемот, девчонки его обгоняют, а сильный — ужас! Всех мальчишек переборол. И ты знаешь что? В темноте видит. Майка стандартный приемничек потеряла, ну который в перстень вделан. А темнота, только звезды светят, и фонарика ни у кого нет. Володя решил сделать последнюю проверку. Сбегал за этим мальчишкой и говорит — помоги приемник найти. А тот — пожалуйста. Вообще ужасно вежливый, как взрослый, просто жалко, что он робот. Ну вот, пришел он, поискал какую-то минутку — и пожалуйста, нашел! Тут уж абсолютно ясно стало — робот!»
    Виктор Михайлович, начальник лагеря, излагает сухие факты о жизни Алеши. Он сообщает Тинке, что Алеша никогда не видел смерти, так как отец, чтобы уберечь мальчика от переживаний, рассказывал ему, что люди, в том числе и мать главного героя, засыпают в камере с зеленым огоньком.
  6. Правильно ли поступил отец Алеши, ничего не рассказывая ему о смерти?
    Да, поскольку он желал добра сыну и хотел, чтобы тот не чувствовал себя одиноким/Нет, ему не следовало ограждать Алешу от такого рода переживаний, так как теперь мальчику будет сложнее с ними справляться.
  7. Что сказал Алеше отец перед тем, как проститься с ним?
    Отец сказал Алеше: «Когда приходит час, люди засыпают, и с этим ничего не поделаешь. Ты уж потерпи, поскучай, до Земли осталось меньше года. Потерпи и, чтобы ни случилось, веди на Землю корабль. Ты теперь умеешь это делать, я знаю. Веди! Иначе все наши жертвы теряют смысл и цену! Ведь когда-нибудь придет и твой час, и ты заснешь, и все мы будем спать, спать и никогда не проснемся. Только на Земле, где голубое небо, где много-много воды и воздуха, можно разбудить нас».
  8. Почему отец Алеши не сказал ему правду о смерти?
    Он сделал это для того, чтобы важная миссия по сбору полезных ископаемых других планет была успешна завершена: «Здесь хранится все важное и интересное, собранное нами на других планетах, — негромко рассказывал он, — семена удивительных, незаменимых для человека растений, зародыши животных, необычайные минералы, сверхстойкие металлы и не прочитанные пока еще книги погибшей цивилизации, — кто знает, какие они тайны хранят в себе! Все то, Алеша, ради чего с Земли и был отправлен этот корабль»; «Веди! Иначе все наши жертвы теряют смысл и цену!»
  9. Что предпочтительнее: горькая правда или обнадёживающая ложь?
    Предпочтительнее горькая правда/Предпочтительнее обнадёживающая ложь.
  10. Выполните одно из творческих заданий по выбору:
    1. Нарисуйте иллюстрацию (обложку, портрет героя и т.д.) к данному рассказу;

    2. Напишите синквейн;
    3. Напишите продолжение рассказа. 

Список использованной литературы:

  1. Тупицын Ю.Г. На восходе солнца: Повести, рассказ. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1977. 144 с.
  2. Тупицын Ю.Г. // Фантастическая лаборатория.
  3. Тупицын Ю.Г. // Архив фантастики.
  4. Умер Юрий Гаврилович Тупицын // Шалтай-Болтай. 2011. №4.
  5. Юрий Тупицын: биография: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@volgacon-urii-tupicyn (30.12.20)