Система вопросов к анализу рассказа С.Н. Синякина «Федя-зверь» (из сборника рассказов «Сталинградские зернышки»)

 

 

             Вступительное слово

Сергей Николаевич Синякин родился в семье военного 18 мая 1953 года в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года живет в Волгоградской области, с 1965 года в городе Волгограде.

Первые рассказы и повести («Резервация» и «Шагни навстречу») были опубликованы в газете «Молодой Ленинец» в восьмидесятые годы. В 1990 году в г. Волгограде была издана первая книга «Трансгалактический экспресс» (в книгу также вошла повесть «Меч для Кощея или Три дороги до Поклон — горы»). В 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» в сборнике «Имя для рыцаря» была опубликована повесть «Шагни навстречу». В 1991 г. вышел авторский сборник «Лебеди Кассиды», в 1999 г. опубликована в журнале «Если» повесть «Монах на краю Земли». 2000 г. — публикация рассказа «Марки нашей судьбы» в сборнике «Фантастика-2000». В этом же году вышли авторские сборники «Монах на краю Земли» и «Владычица морей».

В 2005 году  выходит сборник коротких рассказов «Сталинградские зёрнышки». Это книга об обыкновенных людях, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом. В конце концов – герои – это обычные люди, которым не дали прожить нормальную человеческую жизнь. Но автору интересна любая человеческая жизнь, ведь каждый человек неповторим и отличается от других на величину своей души. Читая эти короткие и пронзительные рассказы, начинаешь сочувствовать описанным в них людям и сопереживать им вне зависимости от того, кто перед тобой – рядовой житель города, советский солдат или их непримиримый противник.

 

Система вопросов

Какие впечатления вызвал у вас прочитанный рассказ?

Рассказ вызвал неоднозначные чувства. Появилось чувство неприязни к главному герою.

Каким изображен главный герой в рассказе ? Что нам известно о нем?

Федя Зверь — человек, у которого отсутствуют нормы морали. Он не имеет сочувствия и сострадания. Во времена войны был в карателях у немцев, получил фашистскую бронзовую медаль.

Как вы думаете, почему выбрана не полная, а краткая форма имени?

Намеренно используя в рассказе имя Федя, автор как бы дает понять читателю, что его герой не заслуживает полного имени. В заглавии уже вынесена и характеристика персонажа. Он зверь. Следовательно в этом уже заключается отношение С.Н.Синякина к своему герою.

Почему у героя такое прозвище?

Федя в годы войны сотрудничал с немцами, расстреливал по приказу фашистов множество мирных жителей. После войны отсидел в лагере, вернулся и очень жестоко себя вел. Его поведение не отличает его от животного. Он ищет жертву и расправляется с ней. «А немцы дураками не были, они зазря медали не разбрасывались, поэтому и выходило, что руки у Феди были по локоть в крови. Откуда и прозвище — Зверь <…> хорошо он делал при немцах свою черную работу, вот и не оказалось в живых человека, способного сказать слово против него.»

Как вы считаете, почему в годы войны Федя перешел на сторону немцев?

Прямого ответа автор рассказа не дает, но мы можем предположить, что такое поведение героя объясняется отсутствием у него страха. Он не боялся фашистов и посчитал их идеологию правильной. Федя «со смертью был на ты». 

Изменила ли лагерная жизнь героя?

Нет, жизнь в лагере не сделала его лучше и не поменяла его убеждений. Федя по-прежнему оставался таким же зверем, что и в годы войны. Он жалел, что мало коммунистов перебил в годы войны. «Коммуняки! Козлы! Мало я вас под Ровно пострелял. Мало мы вас под Минском вешали.»

Как вы думаете, какова роль таких как Федя людей? В чем их предназначение? Ведь могут только ненавидеть всех окружающих, не принося никакой пользы обществу.

Такие люди нужны для того, чтобы показать, каким не должен быть человек. Глядя на таких как Федя, понимаешь, что человека отличает от зверя наличие чувств (доброта, гуманность, сочувствие).

Можно ли считать месть Феде оправданной? Может ли месть быть оправданной?

Скорее да, чем нет. Федю ничего не могло исправить или как-то повлиять на него. Он до конца оставался жестоким. Убийцу Феди понять можно, он отомстил за всех убитых им мирных жителей, и в  этом случае месть может быть оправдана, поскольку установилась справедливость.  Но бывают случаи, когда месть нельзя оправдать, она делает только хуже и создает больше зла. Однозначно ответить нельзя, но, если месть наносит вред и не приносит справедливости, то вполне очевидно, что ее нельзя считать оправданной.

Литература

  1. Синякин С.Н. Сталинградские зернышки. – Волгоград: Издатель, 2005. – 160 с.
  2. LiveLib книжный портал с персональными рекомендациями и личными коллекциями [Электронный ресурс] // URL: https://www.livelib.ru/book/1000652441/about-stalingradskie-zernyshki-sergej-sinyakin(дата обращения: 15.02.2020)