Система вопросов к рассказу Б.П. Екимова «Девушка в красном пальто»

Система вопросов к рассказу Б.П. Екимова «Девушка в красном пальто»

Вступительное слово

Екимов Борис Петрович (19.11.1938, г. Игарка Красноярского края) — прозаик, публицист. Выходец из крестьянского рода. После службы в армии работал электромонтером на предприятиях Волгограда и г. Калач-на-Дону, где живет с 1945. Писать начал с середины 60-х гг. Внимание читателей привлекли рассказы «Казенный человек» и «Офицерша» [3, 256].

В том же году увидела свет и первая книга Екимова — «Девушка в красном пальто». С первых же произведений определилась ведущая тема писателя — жизнь «простого» человека, для которого совесть и труд являются главными ценностями [3, 256].

Екимов написал около 150 повестей и рассказов, роман, издал около 20 книг.

Отдельные рассказы переводились и выходили в США, Германии, в бывших социалистических странах, в республиках Балтии. Екимов продолжает традиции русской литературы, берущие начало от житийного и летописного жанров, через лирический эпос Н.А. Некрасова, прозу М.А. Шолохова. Его творчество не укладывается в рамки «деревенской» или «производственной» беллетристики, он всегда стремится к постижению сущности бытия через художественное изображение народного быта и этики, природы и социума, спаянного единством родной земли и труда.

Писатель тяготеет к изображению положительного начала в народной жизни, отсюда — преобладание сильных характеров, в них подчеркивается нравственная стойкость и цельность, отсюда же — благополучное разрешение житейских конфликтов [3, 257]. Герои находят простое, ясное решение, согласное с естественным чувством справедливости.

Стиль прозы Екимова характеризуется предельной ясностью, зрительной выразительностью, строгим лаконизмом в использовании лит. приемов, вниманием к мелким деталям. Выразительна речь героев писателя — живая, порой стенографически точная, полная диалектных оборотов, поговорок и пословиц.

Обратимся к анализу рассказа Бориса Екимова «Девушка в красном пальто» (1974).

Система вопросов

1. Почему рассказ называется «Девушка в красном пальто»? Что символизирует образ девушки?  

Несмотря на то, что главным героем рассказа является студент-рабочий Володя Хомутов, автор выводит в заглавие девушку в красном пальто, так как именно с её образом связан ключевой эпизод произведения. Образ девушки (которую автор называет «девочка», описывает её «шапочку»; «Видал? Черепок-то того») символизирует хрупкость жизни. Цвет также не случаен: красный — символ красоты (красный=красивый). В совокупности этот образ становится аллегорией молодости.

2. Как описание зимнего дня соотносится с душевным состоянием Володи? Почему главный герой, рассуждая о красоте природы, неожиданно вспоминает аварию?



Вспоминая зиму в Подмосковье, Володя пребывает в воодушевленном состоянии. Рассуждения юноши о красоте снега, о том, что короток век у этой красоты, носят романтический, философский характер. Подобная рефлексия свойственна герою-романтику. Изначально авария становится поражающим событием для Володи: он осознает, что жизнь человека может оборваться в любое мгновение навсегда, а мир будет жить так, как будто ничего не изменилось («И как-то странно, не страшно, а именно странно было подумать, что для этой девушки в красном пальто все уже кончилось… — всё кончилось, чтобы никогда не начаться вновь»[1, 165]). Именно поэтому Володя не может забыть об увиденном, герой испытывает сожаление, когда снова неожиданно вспоминает погибшую девушку. («Как это всё получается… какой-то лишний шаг, какая-то дурная минута — и все, все к черту. Всё было — и ничего нет. Ни сегодня не будет. Никогда»[1, 170]). 

3. Как изменилось поведение Володи после увиденного?

Володя ослушался Юрия Александровича — начальника смены. Герой отказывается запускать машину, т.к. она неисправна. Володя чувствует ответственность за чужую жизнь, которая может оборваться по его вине. Точно так же оборвалась жизнь девушки в красном пальто — из-за «лишнего шага», «дурной минуты», ошибки водителя или самой погибшей.

4. Почему Володя спорит с Юрием Александровичем? Для чего автор сопоставляет этих героев в начале рассказа?

Важным моментом является спор главного героя с начальником смены. Володя очень хочет быть похожим на Юрия Александровича в будущем: носить хорошую одежду, стать «хорошим руководителем: спокойным, доброжелательным, но твердым и знающим, точно таким, как Юрий Александрович». Они во многом похожи уже сейчас: «оба светловолосые, коротко стриженные и ростом их бог не обидел, только Володя пошире в кости был, а Юрий Александрович чуть сутулился», «завзятые книгочеи», любят в свободное время поговорить друг с другом.
Юрий Александрович — из интеллигентной семьи, в то время как Володя вырос в бараке, прошел армию, казарму, на момент событий рассказа живет в общежитии. Герои являются почти ровесниками: Юрий Александрович старше Володи всего на три года.
Володя мечтает о жизни Юрия Александровича, по-доброму завидует своему начальнику.
Однако, когда главному герою необходимо принять ответственное решение,  он исходит не из личных симпатий, а опирается на собственные жизненные принципы.
Автор сопоставляет жизнь двух молодых юношей: один из которых, Юрий Александрович, имеет всё, другой же, Володя, вынужден усердно работать, чтобы приблизиться к жизни первого.
Несмотря на бедное положение, Хомутов готов отстаивать правоту в своем споре, руководствуясь адекватными жизненными принципами: безопасностью человека. Именно так должен поступать начальник.
Ярославлев считает, что Володя боится нести ответственность за последствия работы неисправной машины, аргумент главного героя (запись в журнале о неисправности) начальник смены рассматривает как прихоть («Машина стоит, ключ лежит. Что мы сдавать будем? Шутки твои?). Ярославлев искренне не понимает, почему Володя отказался завести неисправную машину, ведь два месяца она кое-как работала.

5. Почему Володя идет работать на неисправной машине в третью смену?

Хомутов «ясно почувствовал, что уйти ему нельзя, иначе все окажется пустой болтовней, <…> нервной истерикой, не более». Главный герой понимает: его аргументы не смогли переубедить начальство, сменщик все равно запустит машину и кто-то пострадает. Володя решает действовать: он идет работать в третью смену не для того, чтобы загладить вину, а чтобы сберечь других.
«Смейтесь, смейтесь. Завтра я вам покажу. Вы у меня запляшите. Я найду куда сходить и что сделать», — фраза героя, которая говорит о том, что он не откажется от своих принципов и будет продолжать бороться с безответственностью на заводе.

6. Почему Володя убеждает себя, что девушка в красном пальто смогла выжить?

Главный герой — романтик.  Вера в то, что хрупкая девушка жива, дает ему стимул продолжать отстаивать свои принципы на работе.

7. Почему важно бороться с такой чертой в русском менталитете, как «авось»?

Каждый человек ответственен за то дело, которым занимается. Опрометчивое решение может стать роковым: обернуться трагедией для невинной хрупкой жизни.

Использованная литература:

  1. Екимов Б.П. Живая душа: Рассказы. Москва : Детская литература, 1987. 191 с.
  2. Смирнова А.И., Смирнов В.И. Большие возможности малого жанра: о новеллистике Бориса Екимова [Электронный ресурс] // Вестник ВГУ: Серия: Филология. Журналистика / URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&*(дата обращения: 20.01.2020)
  3. Русские писатели 20 века: биографический словарь / П.А. Николаев [и др.]. Москва: Большая российская энциклопедия: Рандеву, 2000. 808 с.