Система вопросов к рассказу С. Синякина «Марки нашей судьбы»

Система вопросов к рассказу С. Синякина «Марки нашей судьбы»

Вступительное слово

Сергей Николаевич Синякин родился в семье военного 18 мая 1953 года в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года проживает на территории Волгоградской области, с 1965 года в городе Волгограде.

После прохождения срочной службы в армии работал в органах внутренних дел. Уволен из органов внутренних дел в запас по состоянию здоровья с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности в звании подполковника милиции.

Писать начал в восьмидесятые годы. Первые рассказы и повести («Резервация» и «Шагни навстречу») были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в восьмидесятые годы. В 1990 году в Волгограде была издана первая книга «Трансгалактический экспресс», куда вошли две повести: «Трансгалактический экспресс» и «Меч для Кощея или Три дороги до Поклон-горы».

В 1999 году за публикацию повести «Монах на краю земли» С. Синякин удостоен премий «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф» в номинации «Лучшая фантастическая повесть» и премии имени братьев Стругацких в номинации «Лучшее художественное произведение в области фантастики».

В 2000 году в сборнике издательства «АСТ», вышедшем под названием «Фантастика-2000», опубликован рассказ «Марки нашей судьбы», относящийся к жанру юмористической фантастики.

Система вопросов к рассказу С.Н. Синякина «Марки нашей судьбы»

Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вы испытывали во время прочтения?

Странный, сложный для восприятия, но интересный рассказ. В ходе чтения тяжело воспринимать информацию, потому что не все исторические личности известны, и приходится постоянно обращаться к дополнительным источникам, чтобы вспомнить, кто этот персонаж, чем он занимался и т.д. Но это, по моему мнению, не минус, а плюс, т.к. актуализируются знания по истории. В итоге сам рассказ наводит на мысль: а ведь может, и в самом деле все великие события XX века происходили из-за какой-нибудь такой «ерунды»…

Начнем анализ произведения с его названия, поскольку «заглавие — стянутая до объема двух-трех слов книга» [Кржижановский С. Поэтика заглавий]. Мы понимаем, что коллекция старгородских марок повлияла на судьбу главных героев рассказа. Можно ли сказать, что история с марками отразилась так же на судьбе народа, страны, мира?

Несмотря на то, что основными действующими лицами рассказа являются российские политические деятели, мы понимаем, что марки повлияли не только на их судьбу:

«А.Чубайс пообещал дорогим россиянам полное изобилие. С целью повышения благосостояния среднего россиянина была выпущена марка особая и непонятная — ваучер. Марку раздавали почти бесплатно — четвертак не деньги, но сам А.Чубайс публично заявлял, что марка та стоит ну никак не меньше двух автомобилей “Волга”».

«Возможности пополнения коллекции в Европе исчерпывались. В этих условиях А.Гитлер не мог не обратить внимания на почти неизвестный ему почтовый рынок России “…” Это означало безусловный разрыв и неизбежную кровопролитную войну, в которой ценой больших человеческих жертв победу одержали русские».

 «Марки — народу!». На самом ли деле марки нужны были народу? Справедливо ли, что охота за Старгородской коллекцией захватила лишь деятелей правительства?

Марки народу были не нужны. Как было сказано в приведенной ранее цитате, новая выпущенная марка была «непонятная». Страну захватила марочная лихорадка, но народ так и не понял, ради чего. Возможно, для того чтобы правительство нажилось и на этом, продавая «непонятные» марки.

С. Синякин – писатель-фантаст. К какому жанру фантастики (научная фантастика, утопия/антиутопия, криптоистория, фэнтези, стимпанк/киберпанк и т.д.) относится данный рассказ? Почему?

Рассказ «Марки нашей судьбы» относится к жанру криптоистории, который основывается на фантастическом допущении, что реальная история человечества отличалась от известной нам, но была забыта, скрыта или сфальсифицирована. В рассказе таким фантастическим допущением является коллекция марок, из-за которой произошли столь крупные исторические события. В соответствии с особенностями жанра, основные действующие лица рассказа – реальные исторические личности, упоминаются также и литературные деятели: И.В. Сталин, А. Гитлер, Л.П. Берия, Ильф и Петров и др.

В чем особенность использования фантастических элементов в рассказе «Марки нашей судьбы» с точки зрения жанровой специфики? 

В целом «криптоистория» по своим художественным особенностям очень близка к историческому роману. В основе данного рассказа, как уже говорилось выше, – реальные исторические личности и события. Однако С. Синякин заставляет своих героев искать ответы на загадки истории, «приоткрывать завесу над тем, что, казалось бы, навек похоронено под пылью столетий».  Автор показывает нам события прошлого так, как это было на самом деле. Особенность в том, что объяснение различных поворотов истории делается им «с позиций фантаста, а не ученого». Так мы узнаем, что причиной Второй Мировой войны стало ни что иное, как коллекция старгородских марок. Аура, которой она обладает, повлияла на судьбу не только отдельных личностей, но и на ход мировой истории.

Обратите внимание на комментарии к произведению («Notes»). Какую функцию они выполняют в данном произведении? 

Комментарии к произведению («Notes») выполняют важную роль в понимании произведения. Стоит отметить, что это не только сноски с пояснениями к реальным историческим событиям или личностям, но строго выдержанные в рамках произведения, такие же «фантастические», как и сам сюжет рассказа, замечания автора. Они не только дополняют и расширяют события, описанные в произведении, но создают эффект правдоподобия, помогают читателю «воздержаться от недоверия», что так важно в жанре криптоистории.

В рассказе «Марки нашей судьбы» помимо выведения в качестве главных героев реальных исторических личностей Синякин использует такой художественный прием как аллюзия, намекая нам на известный роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Какие элементы предтекста вводит Синякин в текст своего рассказа?

В первую очередь, мы обращаем внимание на имя персонажа, с которого началась история Старгородской коллекции, – Ипполит Матвеевич Воробьянинов – полное совпадение с главным героем романа «Двенадцать стульев». Далее сама Старгородская коллекция – отсылка к месту (Старгород), где происходит знакомство Ипполита Матвеевича «Кисы» Воробьянинова с Остапом Бендером. Но, если присмотреться внимательнее, само название рассказа С. Синякина уже прямо наводит нас на роман «Двенадцать стульев». Вспомним историю, приключившуюся с Ипполитом Матвеевичем в Главе VI: «Новые марки были выпущены в количестве двух экземпляров и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. Через три месяца Ипполит Матвеевич получил от Энфильда учтивое письмо, в котором англичанин просил продать ему одну из этих редчайших марок по цене, какую будет угодно назначить мистеру Воробьянинову. От радости на глазах у мистера Воробьянинова даже выступили слезы. Он немедленно сел писать ответное письмо мистеру Энфильду. В письме он написал латинскими буквами: «Nacosia – vicousi!»…».

Цель оправдывает средства? Стоила ли Старгородская коллекция марок тех жизней, которые были загублены во время ее поисков?

Однозначно, нет. Даже если рассказ фантастический, в основе его, как мы уже говорили ранее, лежат реальные исторические события. Столько жизней было потеряно, начиная от лиц, непосредственно участвующих в охоте за коллекцией (Воробьянинов, Буянченко, М. Бернхайм), заканчивая не просто русским народом, вовлеченным в войну, но и всем миром, пострадавшим от марочной лихорадки. Причем трагична здесь не только физическая смерть людей, отдавших свои жизни на полях сражений, но и нравственная гибель людей, находящихся непосредственно у истоков этой лихорадки,  живущих чисто материальной жизнью и использующих свой творческий дар на приобретение тех или иных временных благ.

Какие причины лежат в основе крупнейших исторических событий по мнению С. Синякина и по мнению писателей-реалистов?

Синякин-«криптоисторик» в рассказе «Марки нашей судьбы» дает нам понять, что в основе многих исторических событий лежит постороннее вмешательство. В данном случае – всего лишь коллекция марок. Тем самым автор, иронизируя над главными героями, предлагает нам задуматься о значимости событий, из-за которых разгораются общественные и политические конфликты. Но С. Синякин – современный писатель-фантаст, и его взгляд на историю значительно отличается от взглядов предшествующих ему писателей-реалистов. К примеру, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», рассуждая о причинах войны говорит так: «Всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам… одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события…». Огромное, страшное явление – война, по мнению Толстого, должно быть порождено такой же «огромной» причиной. Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин», т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ. Таким образом, исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. А почему совпадают бесконечно малые величины отдельных человеческих желаний? «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие». «Человек неизбежно исполняет предписанные ему законы» – пишет Л.Н. Толстой.

Список литературы:

  1. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/i/ilfpetrov/text_0120.shtml (дата обращения: 16.01.20).
  2. Петухова Е.И., Черный И.В. Современный русский историко-фантастический роман [Электронный ресурс]. URL: http://www.fandom.ru/about_fan/cherny_17.htm (дата обращения: 14.01.20).
  3. Синякин С.Н. Марки нашей судьбы [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=40496  (дата обращения: 24.12.19).
  4. Синякин Сергей Николаевич [Электронный ресурс]. URL: http://www.volgograd-art.ru/literatura/sinyakin/index.shtml (дата обращения: 24.12.19).

Ссылка на изображение:

  1. Синякин С.Н. Марки нашей судьбы [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=40496  (дата обращения: 24.12.19).