Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих, но настоящей родиной считает Калач-на-Дону, степные донские раздолья, где прошли лучшие годы его жизни. Настоящий писатель, по мнению Бориса Петровича, должен знать жизнь изнутри. Он работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и Казахстане, учителем труда в сельской школе. Как прозаик дебютировал в 1965 году. В1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более двухсот произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия», «Отчий край».
Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью.
Все герои произведений Бориса Петровича – наши земляки, судьба которых связана с землей, с деревней, где в настоящее время очень много проблем. Нет похожих судеб, как нет и похожих образов, удивительно точно и правдиво выписанных писателем. Во многих его рассказах любимыми героями являются старики и дети, которых он ставит перед проблемой выбора в конкретной жизненной ситуации. Чтобы понять, чем обусловлен выбор каждого героя, обратимся к прочитанному вами рассказу «Охота на хозяина». Рассказ впервые был напечатан в журнале «Новый мир» в 2002 году.
Вопросы к анализу:
- Какие чувства вызвали у вас события рассказа?
Чувства сожаления и радости одновременно. Грустно и печально смотреть на то, как люди сами губят природу в погоне за большей удачей, но поведение и поступок мальчика вселяют надежду на молодое поколение.
- С чего начинается рассказ? О чем говорит поступок мальчика?
На хутор к бабушке и деду «свалился словно вешний снег на голову» их внук. Дорога на хутор была неблизкой и непростой: «пригородным поездом три часа, потом автобусом ли, попуткой до центральной усадьбы колхоза, а уж оттуда – как повезет: ненадежный проселок, особенно в непогоду, тем более осенью. Можно и пешком все двенадцать верст отшагать». Мальчик любил хутор с его красивой природой, к тому же ему очень хотелось попасть на рыбалку, иначе не решился бы он в холодную осеннюю пору отправиться один в такую дальнюю и сложную дорогу.
- Как ведет себя мальчик на природе?
Ему очень нравится состояние покоя, часы проведенные в созерцании водного пространства и его обитателей, «разговоры да байки про хитрых щук», «голоса птиц и молчание рыб». Он становился частью живого мира, сливался с ним, и от этого слияния был «таким же свободным, как ветер ли, дерево, малая птица …»
- Как ведет себя герой во время рыбалки? Почему мальчику не нравится такая рыбалка? Найдите цитату из текста.
Вначале мальчик с большим интересом и радостью ловит рыбу. Но его азарт затухал и уже «третьего судака мальчик вытаскивал почти спокойно, зная, что поднимет рыбу».
«У мальчика, напротив, интерес к ловле, тоже от рыбы к рыбе, словно пропадал. Первая, вторая, третья… эти были открытием ли, победой. Огромные судаки. О таких он даже не мечтал. А они – вот. Подергал блесной, зацепил и поднял. Снова подергал – и опять леска внатяг, режет воду. Сначала все вроде в беспамятстве: дыханье перехватывает, руки дрожат. А потом стало скучно.» Мальчику не важен улов, ему больше нравится душевное состояние при слиянии с природой.
- Какие фольклорные образы вводит автор в рассказ? С какой целью он это делает?
Древний хуторской бобыль Савушка и орел-белохвост. Савушка — как леший, старец, как образ вечной мудрости, как совесть земли; а орел — как птица, которая предвещает беду, своим появлением помогает людям, предостерегает от опасности.
Эти два образа в рассказе появляются вместе: «На уху поймаете – и будет. Не жадайте. Вон хозяин глядит. – И указал перстом на берег. – Всё видит. И словно подтверждая, большая темноперая птица что-то проклекотала, устраиваясь на маковке высоченного дуба». Как посланники, защитники природы они пытаются пробудить совесть деда.
Включая в рассказ фольклорные образы, автор отмечает безответственность людей, говорит о том, что человечество разучилось понимать свою связь с природой, перестали ее слышать. И в этом трагическая ошибка всего человечества.
- Как природа ответила старику на его жестокость? Почему это произошло?
Деда затягивает в воду тот старый сом-«хозяин», о котором ходило много легенд. Старик был слишком азартен и не смог остановиться в ловле.
- Что мальчик делает для того, чтобы спасти старика? О чем говорит этот поступок?
Мальчик выбрасывает из лодки всю рыбу, которую они наловили. Он, как чистая душа, которая слышит, слушает и любит природу во всех ее проявлениях, читает ее знаки. Еще до того, как деду удалось подцепить сома мальчик говорит деду: «– Он уплыл. Ему больно. Да и зачем он нам?..». Уже тогда он понимает, что «хозяин» негодует и несдобровать им.
Большая любовь мальчика к деду объясняет его поступок: «Он велел отдать… Чтобы тебя отпустили… Я все отдал… Он был здесь… Мы его обидели, забрали много рыбы. А он тебя забрал… Хотел утопить… Я все отдал».
- В чем смысл противоборства человека и рыбы?
Это олицетворение борьбы природы и человека. Человек считает себя хозяином земли, покорителем природных сил, не понимая самого главного: нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
- В произведении какого зарубежного автора мы уже встречали похожий сюжет? Проанализируйте позиции авторов.
Э.Хемигуэй «Старик и море». В мире хемингуэевских героев понятия «победа» и «поражение» часто меняются местами. Поэтому нравственную победу его герои обретают в поражении. Вступив в единоборство с рыбой, он использует последние силы, чтобы победить. Делает это он не ради улова, а для внутренней победы над собой. «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, — считает он. — Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Старик не сдается, когда на его рыбу нападают акулы. Он стар, изможден, его руки изранены, но он продолжает бороться, потому что хочет уважать себя. Он приводит в порт лишь скелет от рыбы. По мнению Хемингуэя, это победа над собой, над своим бессилием и невезением. Теперь никто не скажет, что старик Сантьяго неудачник. Ведь он поймал рыбу, он смог, ему все же повезло.
В рассказе Б.П. Екимова у старика нет каких-либо внутренних моральных установок, он ничего не хочет доказать своим поступком, он проявляет жадность, а она, как известно, губительна. Ему не жаль рыбы, которую он ловит, в нем говорят только пороки. И в этом произведении прослеживается мысль Хэмингуэя о том, что человека можно только уничтожить, что и попыталась сделать природа в ответ на нецелесообразное использование своих ресурсов.
- Какой смысл несет в себе сон мальчика в конце произведения?
В сон мальчика автор вкладывает глубокий философский смысл. Во сне перед внуком- весь мир, а он часть Вселенной, где он чувствует себя счастливым, свободным, наполненным благодарностью и любовью к родным людям и природе.
Этот сон вселяет надежду на будущее, ведь мальчик- это лицо молодого поколения, которое остановит уничтожение природы, возродит любовь к окружающему и воспитает ответственность к миру, в котором мы живем.
11. Чем опасно потребительское отношение человека к природе?
Бездумное, потребительское отношение к природе оборачивается бездуховностью, аморальностью. Оно чревато трагическим конфликтом человека и человечества с первородным истоком жизни. Расплата придёт. И уже идёт охота на «хозяина», на человека, который возомнил себя царём природы. Она не прощает ошибок, бездуховного отношения к ней. Древний библейский закон «не убий» должен отзываться в душе каждого, предотвращать от корыстного и бездушного браконьерства.
Список литературы:
- Екимов Б.П. Охота на хозяина: [Электронный ресурс]. URL: http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/ekimov/2/j31.html (20.12.2019)
- Екимов Б.П.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/a/?id=8340 (20.12.2019)