Профессиональная деятельность: русский педагог, методист, литератор, общественный деятель, писатель.
Сфера научных интересов: этико-эстетическое воспитание и развитие творческой самостоятельности учащихся, детская литература, методика преподавания литературы от начального до выпускного класса средней школы, методика обучения выразительному чтению, методика усвоения литературного произведения.
Краткая биография.
Острогорский Виктор Петрович (1840-1902 гг.) родился 16 февраля 1840 г в Санкт-Петербурге.
В 18 лет в 1858 году окончил третью Санкт-Петербургскую гимназию. Учась на филологическом факультете Петербургского университета, В.П. Острогорский вместе с товарищами основал первое в Петербурге бесплатное Василеостровское воскресное училище. За участие в студенческих волнениях будущий педагог был отчислен из университета, но впоследствии закончил его экстерном.
Еще, будучи гимназистом, увлеченно занимается русской литературой. После окончания Петербургского университета он преподает словесность в петербургских гимназиях, пробует свои силы в драматургии и литературной критике. В 60-80-е гг. редактирует журналы «Детское чтение», «Дело», «Воспитание и обучение». С 1871 г. работает в Ларинской женской гимназии, увлекаясь проблемами женского образования, читает лекции на учительских курсах, выпускает целый ряд учебных и методических пособий, в которых впервые основательно разработаны такие проблемы методики преподавания литературы, как изучение биографии писателя, выразительное чтение, внеклассная работа и внеклассное чтение.
7 января 1896 года Острогорский открыл в своем доме бесплатную школу на 25 человек. Открытая школа соответствовала двухклассному сельскому училищу.
Виктор Петрович следил за системой обучения в школе, большое значение придавал трудовому воспитанию, обучению ремеслам. При школе были организованы мастерские, где девочки занимались шитьем и вязанием, а мальчики обучались сапожному ремеслу и переплетному делу. Были созданы детская и учительская библиотеки. На уроках истории, географии, естествознания применялись наглядные пособия.
В мае 1900 года в здании школы была открыта бесплатная библиотека-читальня имени А.С. Пушкина, для которой В.П. Острогорский пожертвовал много книг. По инициативе педагога в Валдае была открыта бесплатная воскресная школа. В октябре 1901 года по его предложению было создано общество попечения о бесплатной школе в Валдае.
В.П. Острогорский выступал и как лектор-методист на учительских земских курсах.
Основные заслуги В.П. Острогорского:
Методист большое внимание уделял этико-эстетическому воспитанию и развитию творческой самостоятельности учащихся. Особое значение придавал эмоциональному восприятию художественного произведения и формированию эстетических вкусов учащихся.
Он разработал программу и методику обучения выразительному чтению, которое наряду с заучиванием наизусть он считал одним из условий успешного преподавания литературы и которое органически связывал с анализом художественных произведений и изучением теории литературы. Уделял особое внимание знакомству учащихся с личностью писателя, его биографией для более глубокого восприятия и понимания произведений.
Занятия по литературе в классе Виктор Петрович сочетал с внеклассными занятиями (чтением, работой кружков) и посещением театров и музеев.
Острогорский разработал систему литературного образования от начального до выпускного класса, выступал против схоластики и чрезмерного увлечения древностью, за широкое знакомство учащихся с новейшей и современной русской и зарубежной литературой.
Выступал за развитие женского образования, открыл в Валдае на свои средства бесплатную школу и библиотеку для крестьянских детей, был организатором первых воскресных школ в Петербурге.
Воспоминания учеников Острогорского:
Воспоминания учеников доносят до нас образ педагога-романтика, увлеченного литературой, прекрасного чтеца и рассказчика. В шуточном справочнике В. О. Михневича «Наши знакомые» (1884) содержится такая его характеристика: «Виктор Петрович равно любим всеми, кто его знает, а его знают во всех почти петербургских художественно-литературных кружках. Поэт и артист в душе, он мастер на все руки: редактирует журнал «Детское чтение» и сам пишет прелестные детские рассказы, написал несколько дельных критических трактатов, прорывается нередко горячими лирическими импровизациями, сочиняет комедии и сам в них играет, знает толк в музыке и, под веселую минуту, среди друзей, то хватит за сердце задушевной «думой», то рассмешит юмористической вокальной шалостью».
Основные публикации:
В.П. Острогорский — автор рассказов для детей, литературно-критических работ, посвященных творчеству Лермонтова, Гоголя, С. Аксакова, Гончарова. Он — один из первых исследователей творчества Кольцова, Плещеева.
Сочинения В.П. Острогорского:
- Письма об эстетическом воспитании, 3 изд., М., 1908;
- Этюды о русских писателях. Очерки Пушкинской Руси, СПб, 1909;
- Из мира великих преданий, 12 изд., СПб, 1911;
- Руководство к чтению поэтических сочинений, 5 изд., СПб, 1911;
- Русские писатели, как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу, 7 изд., СПб, 1913;
- Хорошие люди, 6 изд., М., 1913;
- Беседы о преподавании словесности, 4 изд., СПб.,1913;
- Русские педагогические деятели, 3 изд., М., 1914 (совместно с Д. Семеновым);
- Выразительное чтение, 8 изд., М., 1916.
Выполнили студенты группы ФЛ-РЛБ-32:
Киреева Дарья,
Сахарова Дарья,
Рудяк Мария,
Юдина Виктория