Евгений Лукин «Уроки прикладной морали». Система вопросов

Евгений Лукин «Уроки прикладной морали». Система вопросов

Вступительное слово

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству современного писателя Евгения Лукина.

Евгений Юрьевич Лукин родился 5 марта 1950 года в Оренбурге, за двадцать лет сменил десять городов, три школы, четыре вуза – и заработал в итоге всего один диплом учителя русского языка и литературы.

В 1972-ом году окончил Волгоградский педагогический институт, историко-филологический факультет с записью в дипломе: «филолог». В студенчестве, познакомился с будущей супругой – Любовью Белоножкиной, с которой прожил в браке до ее смерти в 1996 году.

Впервые еще школьником написал в местную газетенку свои стихи. Потом пробовал себя в жанре фантастики. Затем длинный 15-летний перерыв. Увлекся бардовской песней – пел под гитару, позднее записал несколько альбомов. Занимался переводами. По-настоящему стал писать в соавторстве с женой. С начала по-тихому «в стол». А в 80-ых годах писательский дуэт Лукиных стал узнаваем. Излюбленный литературный жанр — фантастика, с долей здорового юмора. Поздние произведения автора критики относят к реалистичным романам. Сам автор, отмечает, что давно уже не видит разности между вымыслом и реальностью. Библиография насчитывает более сотни работ.

Отличительная черта произведений Лукина — его блестящий, поэтичный язык, а также искромётный, тонкий юмор. Его рассказы и повести вошли в золотой фонд современной русской фантастики.

В нашем сегодняшнем уроке мы обратимся к рассказу Евгения Лукина «Урок прикладной морали» (2004 г.)

Рассказ входит в сборник «Портрет кудесника в юности», который в свою очередь входит в цикл «Баклужинский цикл». Цикл был опубликован в 2007 году, а сам рассказ был написан в 2004 году.

Евгений Лукин имеет много наград, из последних — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». В настоящее время автор активно работает и проживает в Волгограде.

Источник: https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/intervyu-1493993221/evgeniy-lukin-bakluzhino-i-okrestnosti.html

 

 

Вопросы

  1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Рассказ довольно комичен. Главный герой, имя которого не называется, смешной, преподает прикладную мораль в высшем учебном заведении. Он считает, что тезисы его не должны расходиться с реальностью, оттого он сторонится всего, что неправильно. Однако в своих снах главный герой грабил банк. Складывается впечатление, что человек запрещает себе то, чего в тайне желает. Сразу задумываешься о том, что очень многие живут так же.

  1. Откуда взят эпиграф и почему автор выбрал именно его?

Эпиграф взят из стихотворения Марии Петровых «Сон на рассвете». В этом стихотворении главная героиня видит во сне своих умерших родителей, которых желает видеть их наяву. Тоже происходит и с главным героем рассказа «Урок прикладной морали». Автор приводит аналогию двух произведений, чтобы поддержать одну из мыслей рассказа: во сне мы видим то, чего бы очень хотели на яву.

  1. В каких еще художественных произведениях автор использует сон как литературный прием? И каким образом он помогает раскрыть внутренний мир героя?

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

В конце он говорит: «Особняк не достроен, а деньги уже кончаются… Не бросать же на полдороге!». Эта фраза помогает нам понять, что главный герой действительно хотел ограбить банк.  Преподаватель слишком сильно ограничил себя и потому в снах появлялись его скрытые желания.

4. Главный герой рассказа обращается к магу. Помогает ли ему магия в решении проблемы?

Из всего рассказа мы видим, что главный герой верит в магию, но после первого посещения колдуна отказывается от его помощи и советов, ведь они, по сути своей, не магичны. А решить проблемы главного героя помогает обычный лунатизм.

5. Почему клиент отказывается от советов мага и решает обратиться к врачу? К чему это привело?

«Следует вести себя удовлетворительно. Отлично себя вести — нехорошо и греховно». А ты что делаешь? О душе подумай, заморишь душу-то! Хлопни после работы стаканчик, покуролесь малость, в долг без отдачи возьми — душа и насытится, и не будешь ты больше по ночам банки грабить…», — советует колдун преподавателю прикладной морали. Но клиент настолько сильно ограничил себя от всего, что отвергает любое безобидное преступление против морали, которое он может совершить.

Однако после приема снотворного, которое прописал врач, клиент совершает самое настоящее преступление — ограбление банка. Но он не возвращает деньги, оправдывая себя тем, что: «Конечно, я мог бы отправить награбленное бандеролью в банк, я мог бы даже сдаться властям. Что мне терять? Репутацию? Я и так её потерял — в своих глазах… Поймите, оказавшись за решёткой я бы снова ощутил себя честным! Даже честнее, чем был раньше «…» И всё бы началось сначала «…» Снова сны, снова ночные грабежи…».

6. Может ли человек, совершивший преступление, преподавать уроки прикладной морали?

Я считаю, что такой человек не может преподавать уроки морали. Любой педагог должен быть компетентен в своём предмете и если он не выполняет правила и устои, которым обучает, то не сможет научить этому других. Вряд ли студенты будут честны, если их преподаватель морали грабит банк.

7. Дайте значение слову «прикладная»? Может ли быть мораль прикладной?

Прикладной — имеющий чисто практическое значение, находящий применение на практике и на материальных вещах. Мораль не может быть прикладной, т.к. это правила, которые регулируют поведения человека в обществе. В современном обществе люди стараются найти практическое применение даже тем вещам, которые его не имеют. Возможно, они делают это для собственной выгоды.

8. Существуют ли люди, которые всегда следуют принципам морали в обществе?

(Мнения детей в этом вопросе могут расходиться).

Дети должны сделать вывод о том, что человек должен следовать морали, но не должен сильно ограничивать себя, если это не наносит вред окружающим.

«Следует вести себя удовлетворительно. Отлично себя вести – нехорошо и греховно». А ты что делаешь? О душе подумай, заморишь душу-то! Хлопни после работы стаканчик, покуролесь малость, в долг без отдачи возьми – душа и насытится, и не будешь ты больше по ночам банки грабить…

9. Правильно ли то, что в конце рассказа герой принимает себя таким, какой он есть на самом деле?

С одной стороны, да, потому что ему стало легче жить. Но с другой – он становится преступником, который не хочет признать себя таковым и изменить себя к лучшему. «Клиент замялся, опустил глаза.

– В том-то вся и штука… – выдавил он. – Особняк не достроен, а деньги уже кончаются… Не бросать же на полдороге!».

 

Список используемой литературы:

  1. Евгений Лукин // Лаборатория фантастики. [Электронный ресурс] URL: http://fantlab.ru/autor170 (дата обращения: 17.01.2019);
  2. Урок прикладной морали: Евгений Лукин // Библиотека фантастики: rulibs.com. [Электронный ресурс] URL: http://rulibs.com/ru_zar/sf_humor/lukin/9/j29.html (дата обращения: 17.01.2019).
  3. Евгений Лукин. Баклужино и окрестности // Книжная ярмарка ДК им. Крупской. [Электронный ресурс] URL: https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/intervyu-1493993221/evgeniy-lukin-bakluzhino-i-okrestnosti.html (дата обращения: 23.01.2019).

 

Рецензент: Воробьёв Фёдор.