Система вопросов к рассказу Л.Е. Улицкой «Перловый суп»

Система вопросов к рассказу Л.Е. Улицкой «Перловый суп»

Обложка книги https://knigogid.ru/books/280298-perlovyy-sup

Фото Л.Е. Улицкой https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-lyudmila-ulickaya.html

Краткая биографическая справка

Людмила Евгеньевна Улицкая (род. 1943) — русская писательница, сценарист. Первая женщина — лауреат премии «Русский Букер» (2001). Лауреат премии «Большая книга» (2007, 2016)[2].

Все рассказы Улицкой основаны на её жизненном личном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги[3].

Вопросы

1.Почему маленькой девочке трижды запомнился перловый суп?

Ответ: Перловый суп запомнился девочке трижды потому, что с ним связаны воспоминания о трёх историях ее жизни. Первая: нищие, живущие под лестницей. Вторая: погорельцы. Третья: смерть дочери соседки.

2.Какая из этих историй  впечатлила вас больше всего? Почему?

Ответ: Все три истории драматичны, в них изображены люди, в чью жизнь ворвалось горе. Горести, выпадающие на судьбы людей бывают разными: у кого-то беспросветная нищета, кто-то потерял абсолютно все имущество из-за несчастного случая, кто-то теряет родного человека. Неважно, какое горе постигло человека, важно, чтобы рядом был кто-то, способный своей добротой помочь нуждающемуся. Мне больше всего понравилась история, связанная с женщиной, которая оказалась погорелицей. Мириам, несмотря на свою бедность, помогла пострадавшей женщине, а вот ее сосед, Цветков, захлопнул дверь, не желая сталкиваться с чужими проблемами.

3.На какие детали портрета героев обращает внимание автор рассказа? 

Ответ: На одежду героев. У девочки была жёлтая шуба, сшитая бабушкой из плюшевого одеяла, темно-синее фланелевое платьице с белым фартучком, у ее матери тоже был белый фартук, одета она была бедно, но аккуратно. У женщины, которая жила под лестницей, была зелёная вязаная беретка, за что у нее и было прозвище Беретка.

«Под лестницей совсем нет электричества, иногда у них горит керосиновая лампа, иногда совсем темно. Обыкновенно Иван Семёнович лежит на какой-то лежанке, покрытой тряпьём, а Беретка в вытертом бархатном пальто и серо-зелёной вязаной беретке сидит у него в ногах».

4. Обратите внимание на описание одежды, интерьера, привычек героев. Что вы можете сказать о социальном положении семьи? Влияет ли это на поведение героев?

Ответ: Семья девочки небогата. Мать Мириам выглядит опрятно, несмотря на отсутствие дорогих и красивых платьев. Ее красоту подчёркивают скромность и чистота. Даже сам перловый суп — важный показатель социального положения. Перловка — самая дешёвая крупа. Вероятно, семья не могла позволить себе большего, однако мать девочки готова поделиться последним с человеком, чье горе сильнее ее собственного.

«…мама стоит на свету, в дверном проёме, и улыбается мне. Она в белом фартуке, даже с кружевной ленточкой на груди. Мама красивая, как принцесса».

5.Почему девочка боится людей, живущих под лестницей?

Ответ: Девочка боится людей, живущих под лестницей и брезгует ими, потому что место их обитания страшное. В каморке нет даже освещения. Вероятно, ей страшно, потому что их внешность и жилище пугающие, хотя люди это добрые.

6.Какими морально-нравственными качествами обладает мать девочки? 

Ответ: Мириам видит чужое горе и помогает людям. Она способна к состраданию. Даже чашка супа порой большая помощь, а чаще всего огромная, если люди бедны.

«Мама налила большую миску переливчатого перлового супа, отрезала кусок серого хлеба и вынесла погорелице. — Вот покушайте пока, — попросила мама тётку, и тётка приняла миску. — Ой, да так неудобно, — всполошилась мама и притащила газету. Постелила её на покрытый сине-красный ковром Цветковский сундук, усадила женщину как бы к столу».

7.Почему девочка не исправила соседку Надежду Ивановну, когда та назвала ее мать Мариной, хотя ее имя Мириам?

Ответ: Потому что девочка понимала горе соседки: все плакали, и девочке не хотелось причинять соседке лишнюю боль, ведь по ней и так больно ударила смерть единственной дочери.

«Мне очень хотелось сказать этой старухе, что мамочка моя никакая не Марина, что её зовут Мириам, но сказать я не могла ничего, потому что они ели из одной тарелки, и слёзы текли по лицу Надежды Ивановны, и не только из живого, но и из белого, неживого глаза, и по маминому лицу тоже текли слёзы».

8.Почему повзрослевшая девочка уже никогда не готовила перловый суп?

Ответ: Повзрослевшей девочке тяжело вспоминать эти события, и поэтому она не может уже без горечи в сердце готовить перловый суп.

9. Какой нравственный урок преподносит Людмила Улицкая в рассказе «Перловый суп?»

Ответ: В любой ситуации нужно оставаться человеком. Духовное в человеке превыше материального. В жизни каждого человека главными нравственными ориентирами должны стать доброта и сострадание.

 

 

Список литературы:

1.Улицкая Л.Е. Рассказы: короткие рассказы.– М.: Эксмо, 2007. – С. 478.

2.Улицкая Л. Е. [Электронный ресурс] //URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Улицкая,_Людмила_Евгеньевна (дата обращения: 15.01.2019).

3.Улицкая Л. Е. [Электронный ресурс] // URL: https://fantlab.ru/autor14324 (дата обращения: 15.01.2019).