Изучение художественного произведения Валентина Распутина «Изба» в 11 классе

 

Изучение художественного произведения Валентина Распутина «Изба» в 11 классе

Валентин Григорьевич Распутин – известный русский прозаик из Сибири, представитель «деревенской прозы».

Творческая деятельность В. Распутина началась с работы журналистом в газете. Но вскоре Валентин Григорьевич понял, что рамки газетных публикаций нужно расширять и ему необходимо развиваться дальше. Он начинает писать очерки и рассказы — искренние и пронзительные, в которых изображена современная деревенская жизнь и традиционные народные ценности. С болью в сердце Распутин пишет о разрушении народных устоев, об утрате нравственности, об исчезновении самой деревни. Практически все истории Распутина не выдуманы, они прожиты им самим или кем-то из его близкого окружения.

Главные герои произведений – простые люди, очень разные, но их объединяют такие качества, как совестливость, милосердие, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. В. Г. Распутину удавалось с необыкновенной простотой и лаконичностью удивительно глубоко раскрывать характер героев своих произведений.

В.Г. Распутин говорил: «Пишу я для своего народа и всю жизнь служу ему своим словом». И правда, проза Валентина Распутина остается до сих пор актуальной, ведь в ней говорится о русском народе, его силе духа и русской душе, которая, хочется верить, будет жить вечно.

Именно о таком произведении и пойдет речь на нашем уроке.

Рассказ «Изба» был опубликован в 1989 году в журнале «Наш современник». В этом рассказе автор обращается к одной из важных тем в русской литературе – образу русской женщины и ее судьбе. Данное произведение заставляет нас задуматься над многими вопросами современной жизни: зачем живёт человек и каков его нравственный идеал? Ответы на эти вопросы мы и будем искать в рассказе «Изба».

  1. Какие чувства вы испытали после прочтения рассказа?

Этот рассказ вызвал у меня сочувствие и сострадание к старухе Агафье. Одновременно возникло чувство гордости за главную героиню, меня поразило ее трудолюбие, упорство и то, что она смогла сохранить человеческую душу.

  1. Как изображает автор старуху Агафью? Что мы узнаем из ее жизни?

«Была она высокая, жилистая, с узким лицом и большими пытливыми глазами. Ходила в тёмном, по летам не снимала с ног самошитые кожаные чирки, по зимам катанки. Всегда торопясь, везде поспевая, научилась быстро ходить, прибежкой. Умела она справлять любую мужскую работу — и сети вязала, и морды для заездков плела, беря в Ангаре рыбу круглый год, и пахала, и ставила в сенокосы зароды, и стайку могла для коровы срубить. Жила она в деревне Криволуцкой. Муж погиб незадолго до войны, а единственная дочь «попала под безжалостные жернова городской перемолки, закружилась в бешеном вихре… и спилась». От боли и работы старуха Агафья совсем потускнела и состарилась. Но, несмотря на это, в ней осталась та духовная сила, которая помогла ей пережить все испытания, выпавшие на ее долю. Она сумела выстоять и не потерять себя.

  1. Какие события жизни главной героини описаны в рассказе?

Центральное место в рассказе занимает описание строительства избы. День, в который героиня переезжает, становится переломным моментом. Можно сказать, что именно с него жизнь Агафьи разделяется на «до» и «после». Из-за грядущего затопления всех людей из деревни заставляют переехать. Агафья уезжает из родного уголка и строит свою избу заново. Ей очень трудно на новом месте, она переживает, не может привыкнуть к условиям новой жизни и принять их. Агафью постоянно тянет обратно, она почти каждый вечер бегает ночевать в Криволуцкую. Изба для хозяйки — это место, в котором хранится память о предках, потеря которой приводит к смерти духовности и нравственности.

  1. Как воплощается в образе Агафьи нравственный идеал человека?

Нравственный идеал – это своеобразный эталон, образ, который собрал в себе нравственные понятия, моральные ценности, лучшие черты личности. Трудолюбие, сила духа, скромность, самоотверженность, целеустремленность, доброта, смирение, жизнелюбие, духовность – все это собрано в образе Агафьи.

  1. Можно ли назвать Агафью праведницей? Аргументируйте.

Да, можно. Праведник – человек, который живет согласно заповедям, руководствуется принципами совести, справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. Именно своей духовной силой, упорством, честностью Агафья сохраняет частицу старины, завещанной предками. И главное – она сохраняет память, без которой настоящее не существует, а потому без нее, как без праведника, «Не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

«А над ее, Агафьиной избой висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света. … будто свет заструился над избой, и встала она в рост, сразу вдвигаясь в жилой порядок» — этот свет избы ещё раз подчёркивает праведность Агафьи. Изба становится отражением святости души героини.

  1. Согласны ли вы с высказыванием «Дом – душа человека»? Аргументируйте.

На мой взгляд, дом — это родное место, где ты живешь, в котором тебе уютно и спокойно, комфортно и безопасно, в которое ты можешь вернуться в любой момент, и в этом доме тебя обязательно будут ждать близкие люди. А кто, как не они — часть твоей души? Но если рассматривать дом с точки зрения отображения внутреннего мира, то он, скорее всего, лишь его часть, а не сама душа в целом. Однако если смотреть на главную героиню и ее отношению к избе, то можно с уверенностью сказать, что дом Агафьи – это душа самой хозяйки. Это символ особого устройства,  счастливый маленький уголок, где царят мир и доброта, труд и честность, искренность и сила духа.  Жив ее дом, в котором она прожила всю свою жизнь, а значит и жива душа Агафьи. Разрушение дома ведет и к разрушению жизни, о чем и повествует, к сожалению, рассказ.

  1. Почему автор не вынес имя главной героини в заглавие рассказа? Объясните.

На первый взгляд, главным героем является старуха Агафья, история жизни которой описывается в произведении. Но к концу рассказа мы понимаем, что именно образ избы – главный, потому что он является символом жизни в тексте. Он одухотворен. Писатель говорит нам о рождении, жизни, смерти и воскрешении дома. «И в остатках этой жизни, в конечном ее убожестве явственно дремлют, и кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры» — такой фразой заканчивается рассказ. Она говорит о том, что Агафья как бы живет в своей избе и после смерти. И все эти слова — похвала хозяйке избы, отдавшей все силы и жизнь строительству!

  1. В каких произведениях второй половины ХХ века звучит тема судьбы русской женщины? Что объединяет героинь этих произведений с образом старухи Агафьи?

«Последний срок» В.Г. Распутин (образ Анны), «Прощание с Матерой» В.Г. Распутин (образ Дарьи), «Матренин двор» А.И. Солженицын (образ Матрены).
Например, Агафью («Изба» В.Г. Распутина) и Матрену («Матренин двор» А.И. Солженицына) объединяет следующее. Во-первых, они очень похожи внутренним состоянием. Агафья и Матрена славятся не внешней красотой, а внутренней силой, светом и добротой. Обе героини справлялись со всеми тяжестями и лишениями, выпадавшими на их долю. Агафья и Матрена добродушны, бескорыстны и сильны духом. Именно о таких людях говорят, что они имеют внутренний стержень. Во-вторых, героинь рассказов объединяет их глубокая привязанность к родному дому, где прошла вся их жизнь. Утрата дома стала для них концом жизни. В-третьих, обе героини — праведницы. Они живут по совести, не нарушают правил нравственности.

Список литературы:

  1. Агеев А. Распутин новый и старый [Электронный ресурс]. URL: http://www.zh-zal.ru/znamia/1999/6/ageev.html (дата обращения: 16.01.19).
  2. Распутин В.Г. Изба [Электронный ресурс]. URL: https://e-libra.ru/read/124031-izba.html (дата обращения: 16.01.19).
  3. Солженицын А.И. Не стоит село без праведника. — М.: Книжная палата, 1990. — С. 287.