Система вопросов к рассказу Л.С.Петрушевской «Чёрное пальто»

Вступительное слово

             Людмила Стефановна Петрушевская — российский прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего.

   После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

   Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).

   Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», 1992 — повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Сказки, рассказанные детям»,«Маленькая волшебница», «Кукольный роман». Первый сборник прозы Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь» был опубликован в 1987 году. В 1991 году Петрушевская была удостоена немецкой премии им. Пушкина (Гамбург). Писательница была номинирована на первую Букеровскую премию (шорт-лист).

   Сказки — любимый жанр самой писательницы. Настоящая сказка может быть  как весёлой, так и грустной, но непременно с хорошим концом. Чтобы каждый, кто её прочтет, почувствовал себя счастливее и добрее.

 «Настоящие сказки» Петрушевской о счастье, которого так  иногда не хватает в повседневной жизни. И значит, читать их могут все: и самые маленькие, и уже мудрые взрослые. К тому же, все герои этих сказок – это  принцессы и волшебники, пенсионеры и работники телевидения, а также куклы Барби, наши соседи и современники.

  Роль мифологического контекста в сказках Л.С.Петрушевской – сохранить древние нравственные законы, правила поведения в сложной ситуации, подсказать путь к свету и добру. 

           

Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Чёрное пальто»

      1. Какое настроение создает прочитанный рассказ?

              Так как повествование ведётся монотонно, а преобладающими являются тёмные краски, то создается мрачное настроение.

            2. Какие слова и словосочетания использует Л.С.Петрушевская для создания мрачной и тягостной атмосферы?

             Для создания мрачной  атмосферы писательница использует следующие словосочетания: «На непонятном шоссе», «Чёрное пальто», «Темнеющая дорога», «Пустой и плохо освещённый вагон», «Безлюдный вокзал», «Безобразные ямы», «Мёрзла», «Становилось темно».

            3. Как можно обозначить время и место действия в рассказе? В какое время года разворачивается сюжет? Почему? 

            Рассказ начинается с того, что некая девушка стоит «на краю дороги зимой в незнакомом месте», «на непонятном шоссе зимой, ближе к вечеру». Автор помещает главною героиню в неопределенное пространство, незаселенное людьми: «Она стеснялась даже спросить, куда едет поезд, да и некого было, вагон был совершенно пустой и плохо освещенный», «Улица тоже оказалась пустой и какой-то полуразрушенной», «В домах не было света, в некоторых даже не оказалось крыш и окон, только дыры». Неслучайно рассказ разворачивается зимой, так как это время года традиционно вызывает ассоциации со смертью. Зимой умирает природа, а весной она оживает.

          4. Как попали в ирреальный мир молодая девушка и женщина, главные героини сказки?

          Обе героини попадают в сложные жизненные ситуации, в связи с чем решают свести счёты с жизнью. Девушка переживает предательство своего жениха: «Её любимый, её жених, не хотел больше подходить к телефону, узнав, что у неё будет ребенок, а брала трубку его мать и все время спрашивала «А кто и по какому вопросу», – хотя прекрасно разбиралась – и по какому вопросу, и кто звонит…». А от женщины уходит муж, в связи с чем, дети не могут простить этого матери: «Я скоро полечу посмотреть, как мои дети. Они были большие озорники и не слушались меня. Один раз младший плюнул в мою сторону, когда я сказала, что папы больше нет. Заплакал и плюнул. Теперь я уже не могу их любить. Еще я мечтаю полететь посмотреть, как там мой муж и его подружка. Я к ним тоже теперь равнодушна».

          5. Какую роль играет женщина в судьбе главной героини? С какой целью Л. С. Петрушевская вводит данный персонаж в рассказ?

         Женщина, которую обнаруживает главная героиня в одной из комнат, уже давно находится в этом неопределенном пространстве. Она рассказывает девушке о роли спичек в её кармане и помогает ей вспомнить, кем она является и что с ней произошло. Петрушевская наделяет женщину функцией матери. В страшилках данный персонаж обычно связан с осуществлением функции запрета, а когда он нарушается, мать наказывает ребёнка, чаще убивает его. В мистических произведениях Петрушевской мать никогда не выполняет функцию «вредителя», а наоборот, выступает в роли «помощника». Так, в рассказе «Чёрное пальто» именно женщина — мать помогла ей: израсходовала на неё свою последнюю спичку, хотя знала, что пока она горит, «ещё можно спастись».

         6. Какие цвета использует Петрушевская, чтобы изобразить мистическое пространство? Почему именно их она выбирает? 

         В описании сюжета Петрушевская не использует красочных эпитетов. За счёт этого рассказ получается как будто бесцветным, чёрно-белым, как старое советское кино. Например, «чужое чёрное пальто», «мчались по темнеющей дороге среди снегов», «туннель тоже оказался тёмным», «горели фонари, освещая темные, безжизненные окна», «стали подниматься по тёмной лестнице», «было темно и тихо», «в пустом темном доме». Чёрный цвет имеет «отрицательное» значение, так как считается символом смерти и зла. Символика чёрного у большинства народов в основном негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Чёрное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

         7. Петрушевская вводит  в рассказ ещё двух персонажей: шофёра и его товарища? Какое символическое значение вкладывает писательница в их образы? 

        В рассказе Петрушевская не изображает ни единой души, кроме шофёра грузовика и его товарища, которые постоянно «приходят на помощь» главной героине. Они единственные, кого хоть немного описывает писательница: «Шофёр был очень худой и курносый до невозможности, то есть вроде бы уродливый, с совершенно лысым черепом, и вместе с тем очень веселый: он постоянно смеялся, открывая при смехе все свои зубы», «Девушка обратила внимание, что  человек в капюшоне все так же прячет лицо, отвернувшись». Они чувствуют себя комфортно в этом забытом месте. В этих персонажах олицетворяется образ дьявола, хозяина загробного царства. Когда эти двое гонятся за девушкой, мы видим их перевоплощение в змей: «Она почувствовала, что тряпки под ней шевелятся как живые, как будто змеи», «За её спиной кто-то активно выползал в коридор». В христианстве змей-искуситель отождествляется с Сатаной на основании Откровения Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9).

        8. Какое символическое значение имеет чёрное пальто?

        Чёрное пальто можно сравнить с плащом. Этот элемент одежды является основным атрибутом у мистического образа Смерти. Плащ выступает как маска уклонения и неясности, темноты, секретности и скрытности. Он скрывает истинную природу человека. В европейской (и, в частности, славянской) культуре Смерть часто изображается в виде скелета с косой, облачённого в белый или чёрный балахон с капюшоном. В конце произведения «Девушка  сбросила с себя чёрное пальто и, обжигая пальцы, последним язычком пламени дотронулась до сухой черной материи. Что-то щёлкнуло, запахло паленым, и за дверью завыли в два голоса». Благодаря свету спички, свету, символизирующему добро, девушка побеждает тьму.

9. Что видит девушка в свете спички? Что означает слово «свет»?

       Свет — всеобъемлющий символ божественности, духовного элемента, который после первозданного хаоса тьмы пронизал мировое пространство и очертил границы мрака. Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок. Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. В рассказе главным героиням даётся коробок с десятью спичками, в которых заключается их жизнь: «Пока горит спичка, ты еще можешь спастись».

       10. Правильно ли поступили героини рассказа, на ваш взгляд? Почему? Можно ли решать жизненные ситуации подобным способом?

        Героини рассказа поступили неправильно, потому что любую жизненную проблему можно решить, какой бы сложной она не казалась. В моменты отчаяния думается о том, что если лишиться жизни, то станет гораздо проще, но, в данном случае, и девушку, и женщину спасло то, что они вспомнили о своих родных и близких, которым сделали бы очень больно своим уходом.

       Решать проблемы подобным способом нельзя, так как жизнь бесценна и мы сами можем сделать ее лучше, а близкие всегда могут поддержать в трудных ситуациях.

       Используемые источники:

Л.С. Петрушевская [Электронный ресурс] // URL: https://www.sim-sim.ru/show_image.php?image=/uploads/img/56d4967762f69ec01c49a04a12cfcd98.jpg&width=1180&height=410&cropratio=6:2https://s.bookmix.ru/books/2/7/4/CHernoe_palto_7274.jp

О биографии Л.С.Петрушевской [Электронный ресурс] // URL:  https://24smi.org/celebrity/38884-liudmila-petrushevskaia.html

 

Рецензент: Вальцева Алёна