«КАПУСТНОЕ ЧУДО» ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ

«КАПУСТНОЕ ЧУДО» ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ

 

https://mesthit.ru/uploads/images/l/u/d/ludmila_ulitskaja.jpg

 «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий.

Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения».

Людмила Улицкая

Людмила Улицкая – яркая представительница постмодернизма в литературе. Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Герои произведений Улицкой – «маленькие люди», старики, больные, дети, уверенные в том, что все происходящее с ними, даже кажущееся несправедливым, откроет им истину. Время действия ее произведений – послевоенное, где дети часто лучше взрослых противостоят цинизму повседневности. Автор следит за тем, как обстоятельства влияют на человека, что они делают с ним и его личностными качествами.

Писательница Людмила Улицкая https://iceberg.clinic/wp-content/uploads/2016/12/26-11-2016-6.jpg

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. Мать писательницы Марианна Гинзбург была учёным биохимиком, а отец Евгений Яковлевич доктором технических наук. Влияние родителей на девочку определило начало её карьеры в сфере научно-исследовательской деятельности. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила закончила школу, а потом и биофак МГУ.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти»  (1990,  режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко). В «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992), которую во Франции назвали лучшей переводной книгой года. В 1996 году в России после публикации романа «Медея и ее дети» Л. Улицкую признали литературным событием года. В Италии это произведение принесло ей премию Джузеппе Ацерби, роман был отмечен французской международной премией Prix Medicis Etrager за 1996 г.

За роман «Казус Кукоцкого» Людмила была номинирована на премию «Русский Букер». Произведение было экранизировано в 2001 году Юрием Грымовым. В 2006 году выходит роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Интересно, что написание этого романа началось с банального перевода с английского языка документальной книги американского профессора-социолога о Даниэле Руфайзене, с которым писательница была лично знакома. Этому роману о католическом священнике в 2007 году была присуждена премия «Большая книга». В 2009 году Людмила Улицкая вошла в список претендентов на международную Букеровскую премию 2009 года. В 2011 году вышел в свет роман «Зеленый шатер».

Эту и другую информацию о жизни и творчестве писательницы,  а также интересные интервью вы можете найти на сайтах информационных порталов и популярных изданий:

1. Литературный клуб. Серия великие российские и зарубежные писатели. Людмила Улицкая

2. Людмила Улицкая: биография

3. Людмила Улицкая: «Правда всегда за художником!»

4. Правила жизни Людмилы Улицкой

5. Людмила Улицкая: «Для осмысления современности надо, чтобы она стала прошлым»

 

Иллюстрация к рассказу «Капустное чудо» в сборнике «Детство сорок девять» https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7017a5588af68bfa49dd156bc865acae-sr&n=13&exp=1

 

Система вопросов к рассказу

Людмилы Улицкой «Капустное чудо»

 

1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?

В начале рассказа чувствуешь сострадание к девочкам, но «чудо, которое случается с девочками, заставляет верить в божью милость и справедливость».

2. Как девочки оказались у старухи Ипатьевой?

«К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было».

3. Почему Слониха хотела сдать девочек в детдом?

Старуха Ипатьева плохо передвигалась, и чтобы как-то жить, брала швейную работу на дом: «если повезет, то из нового, но больше кому перелицевать, кому починить». Скорее всего, Слониха думала, что не может прокормить двух девочек в трудное послевоенное время.

4. Какова роль деталей в характеристике детей?

Автор подчеркивает простоту и бедность детей: «Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками <…> ботики были дареные, изношенные, тепла не держали».

5. Какое происшествие произошло у овощного ларька?

Когда очередь дошла до девочек, Дуся обнаружила пропажу денег: «…Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее – вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. Ее охватил ужас.

– Тетенька! Я деньги потеряла! – закричала она. – По дороге потеряла! Я не нарочно!»

6. Как вы думаете, почему из взрослых никто не помог девочкам?

Никто из взрослых не предложил свою помощь в том, чтобы купить капусту детям и проводить их до дома, где старуха смогла бы вернуть деньги. В этом эпизоде автор подчеркивает черствость и равнодушие взрослых людей к чужому горю.

7. Почему же именно Дусе и Оле явилось «капустное чудо»?

Девочки терпеливо ожидали своей очереди у дощатого ларька, чтобы вернуться домой с мешком капусты. Смирение и терпение всегда должны быть вознаграждены. Людмила Улицкая отсылает нас к традициям святочного рассказа, где чудо – это обязательное явление. В данном рассказе чудо возникает в виде двух кочанов капусты, случайно выпавших из проезжавшего мимо грузовика.

8В каких произведениях русской литературы встречается мотив рождественского чуда?

Мотив рождественского чуда появляется в рассказах Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», Л.Н. Андреева «Ангелочек», А.П. Чехова «Ванька»

9. Почему Ипатьева беспокоилась за девочек?

После долгого отсутствия девочек Старуха Ипатьева стала беспокоиться. Девочки стали ей родными, Слониха привязалась к ним: «она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слёзы кривым ситцевым лоскутом:

– Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала…Пропали, пропали девчонки мои…Цыгане свели или кто…».

10. Что важнее: деньги или жизнь девочек?

Девочки переживали из-за потерянных денег и не знали, как об этом сообщить старухе Ипатьевой: «Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!» В это время Слониха совершенно не думала о деньгах, она переживала за своих девочек. Поэтому можно сделать вывод о том, жизнь любого человека важнее материальных ценностей.

11. Почему важно помогать людям в трудных ситуациях?

Помочь словом или делом – несложно. Помогая другим, человек помогает себе стать добрее и милосерднее.

Список литературы:

  1. Коврига Ю.В. Особенности осмысления творчества Людмилы Улицкой современной критикой // Наукові записки Харківського національного педагогічного університету ім. Г.С. Сковороди. Сер.: Літературознавство, 2013. – Т. 1, № 4. – С. 93-98; То же [Электронный ресурс]. URL: http://oaji.net/articles/2014/796-1401688353.pdf
  2. Людмила Евгеньевна Улицкая [Электронный ресурс]. URL: http://www.ulickaya.ru/content/view/1271/462/
  3. Садовникова Т.В. Поэтика цикла Л. Улицкой «Детство-49» // Филологический класс, 2014. –  № 2. – С. 88-94.

 

 

Рецензент: Кувакина Маргарита, ФЛ-РЛБ-52