Изучение на уроке литературы в 10 классе рассказа Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде»

Изучение на уроке литературы в 10 классе рассказа Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде»

Вступительное слово:

На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству еще одного нашего знаменитого земляка, а именно Бориса Екимова.

Борис Екимов. Фото из домашнего архива.
Источник: https://biography.wikireading.ru/220094

Борис Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края, в семье служащих. Писатель успел примерить на себя множество профессий: он работал на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером, на стройках в Казахстане и в Тюменской области, а также в сельской школе учителем труда.

Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

В его творческом багаже более 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская». Свою популярность приобретает в годы перестройки. В это время его работы достигают максимального тиражирования. Выходят такие сборники рассказов, как «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

Бориса Екимова называют своеобразным «проводником» литературных традиций Донского края. В его произведениях можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего.

Произведения писателя переводились на множество иностранных языков: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента.

За свой вклад в литературу Борис Екимов удостоен множеством премий. В 2000 году он стал обладателем премии Александра Солженицына. Также является лауреатом премий журнала «Наш Современник» (1976), «Литературной Газеты» (1987), имени И. А. Бунина (1994), журнала «Новый Мир» (1996), первой премии «Москва-Пенне» (1997), Государственной премии РФ (1998), «Сталинград» (1999),  премии Ясная поляна (2014), Патриаршей литературной премии (2016)

Сегодня мы обратимся к рассказу «Мальчик на велосипеде», написанному в 1982 году.

Система вопросов и заданий к рассказу Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде

«Мальчик с велосипедом».
Автор: Дроздов А. Ю. 

 

1.Какой эпизод рассказа понравился вам больше всего?

Ученики могут называть различные эпизоды, учитель должен выяснить, почему именно конкретный эпизод запомнился больше всего и был назван ребенком в качестве любимого.Например, эпизод первой, после долгого расставания, встречи Худрина и матери. Или визит Худрина в дом Серёжи и его сестренки.

2.Как автор передает атмосферу родного дома?

Описания местности, портреты сельских жителей, деревенский быт, воспоминания героя о прошедших днях, множественное употребление диалектизмов.

3.Как диалектные слова помогают ему в этом?

Диалектизмы используются автором для того, чтобы передать колорит местности, в которой оказался герой. Они создают атмосферу родного дома для человека, долго находящегося за границей. Автор старается показать деревенскую жизнь такой, какая она есть, не романтизируя ее, диалектные слова помогают ему в этом.

«Какой год во слезах ничего не вижу… Все об тебе да об тебе. Войны боюся. Телевизор кажеденно гляжу, а там все недоброе гутарят: война да война»

4.Почему мать главного героя, несмотря на предложения детей, не уезжает из города и не оставляет хозяйство?

Для матери Худрина жизнь в селе является привычной и устоявшейся. Ей нравится рано вставать, пасти коров, кормить кур, ухаживать за хозяйством, обеспечивать «своими» продуктами детей. В этом заключается ее счастье. Покинув хутор, мать потеряет свой смысл жизни.

5.Как молодое поколение относится к деревенскому быту?

Нужно рассмотреть этот вопрос на примере Серёжи и его сестрёнки. Маленькая девочка помогает вести своему брату хозяйство, насколько это возможно в ее возрасте. Она поливает капусту и лук, ей нравится это.

« — Помогать Сеёже, помогать буду, — быстро и дово. Помогать буду. Лена будет помогать. Она удобно сидела на старой телогрейке, обняв руками ведро, и езды не боялась»

Что касается ее брата, Серёжа разбирается в том, как нужно ухаживать за огородом, как взрослый человек, в некоторых вопросах он даже компетентнее, чем Худрин.

«Конечно, косье было коротко, и Хурдину пришлось чуть не к земле присесть. Мальчик не выдержал, прыснул в кулак и отвернулся. Хурдин маханул косенкой высоко, по маковкам. Второй замах взял ниже и вонзил носок в землю. Вытянул его, очистил, и снова косу поднял. Но ничего не получалось. Одно дело — забыл, другое — косенка игрушечная. В две минуты упарившись, Хурдин сдался.

— Нет, — сказал он. — Не могу.

Честное признание смягчило мальчика.

— Конечно… привычку надо. Надо держать ее вот так, — он косу взял и махнул ею, подправляя испорченное. И после двух-трех взмахов его ровная кошенина осталась да валок травы»

Автор старается показать, что детям нравится их жизнь, несмотря на сложности. Мы можем сделать вывод о том, что представители молодого поколения, показанные в рассказе, довольны своей жизнью в селе. Они, как и мать главного героя, привыкли трудиться и жить заботами своего хозяйства.

6.Почему мальчик Сережа привлекает внимание героя?

Десятилетний мальчик ведет себя как ребенок (изображает звук мотора, когда садится на велосипед, восхищается фломастерами), что вполне нормально для его возраста. Однако узнав, что мальчик фактически один содержит хозяйство и воспитывает сестренку, Худрин не может связать детский, жизнерадостный образ мальчика с условиями, в которых он находится в реальности. Ребенок напоминает ему об ушедшем товарище своей близостью к природе, простотой, любовью к жизни.

7.Можно ли назвать Серёжу счастливым? Почему?

Да, ведь несмотря на все трудности и раннее взросление, в душе мальчик все равно остается ребенком. Он мастерит крылья и искренне верит, что сможет взлететь на них, когда будет спускаться с горы на велосипеде. Однако, наивная детская мечта раскрывает и взрослую целеустремлённость Сережи. Он сам делает шаги навстречу мечте, дорабатывает крылья, улучшает их. Он занимается интересным ему делом, у него есть жизненная цель, поэтому он счастлив.

8.Как вы думаете, почему рассказ называется «Мальчик на велосипеде»?

В начале рассказа Худрин вспоминает, как они с Виктором катались с горы на велосипеде, вспоминает чувство «когда мчишься, и захватывает дух, и кажется, вот-вот взлетишь». Это чувство свободы, которое друзья испытывали в детстве, покинуло их во взрослой жизни, которую ограничивала работа и прочие обстоятельства. Виктор стремился вновь обрести эту свободу, он хотел бросить нелюбимую работу, вернуться в хутор, стать ближе к природе и перестать зависеть от материальных благ. Однако обстоятельства складываются таким образом, что Виктор не успевает исполнить свою мечту, и даже зная, в чем заключается его смысл жизни, умирает несчастливым. Встретив мальчика Серёжу, Худрин понимает, что своим стремлением «взлететь» и как бы обрести свободу, ребенок похож на его ушедшего друга. Именно «мальчик на велосипеде» в конечном счете, заставляет главного героя переосмыслить свою жизнь, вспомнить слова Виктора и понять, что он живет неправильно.

9.Сможет ли Худрин отказаться от привычной жизни в пользу своего истинного предназначения?

Автор оставляет финал открытым, мнения учеников могут расходиться. Учителю нужно чтобы дети пришли к выводу о том, что Худрин прошел долгий и сложный путь взросления, обретения смысла жизни, и важно, что спустя многие годы он, наконец, понимает, что жил неправильно и знает, что нужно сделать, чтобы стать счастливым. Неизвестно как отнесется к его решению семья, как быстро получится уйти с нелюбимой работы, но у него есть возможность все исправить и, если он начнет заниматься «перекраиванием» своей жизни прямо сейчас, в конечном итоге сможет достичь этого чувства свободы.

10.В чем, по мнению автора, заключается смысл человеческого существования?

Автор считает, что по-настоящему счастлив тот, кто выбрал правильный жизненный путь. Тот, кто сумел уйти с нелюбимой работы, кто понял, что счастье не заключается только в материальных благах. Лучше жить на своей родной земле и работать на ее благо.

« Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую»;

«И вся мудрость мира, все лучшие люди его из века в век, твердят: живите проще. Высшая мудрость в том, чтобы не мудрить. Главное вам дано – жизнь»;

«Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами. Второй жизни не дано, и об этом жалеть — пустое. Но упустить свою единственную… Какая беда»

11.Вспомните рассказ Ивана Алексеевича Бунина « Господин из Сан-Франциско».  Какая общая проблема объединяет эти произведения?

В обоих рассказах поднимается проблема обретения человеком смысла жизни. Господин, который не имеет имени, что намекает на то, что таких людей (героев) целое множество,  всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, он видел его в материальных благах, а потому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда поговорить не о чем даже с самыми близкими людьми. На примере своего героя Бунин хочет показать насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Все пассажиры корабля, видят смысл жизни в богатстве, но называя судно «Атлантида», автор намекает нам, что они обречены на гибель.В рассказе Бориса Екимова герои могли бы прийти к подобной жизни, но они  осознают, что жить, мечтая только о большом количестве заработанных денег, бессмысленно. Люди, стремясь увеличить свой доход, зачастую не видят разумных границ, они не могу вовремя остановиться, поэтому жизнь проходит мимо них. Хочется верить, что Худрин, главный герой рассказа, сможет после многих лет вернуться в хутор и стать по-настоящему счастливым.

 

 

Рецензент: Давыдова Дарья ФЛ-РЛБ- 51

Источники:

  1.  Екимов Б. П. «Мальчик на велосипеде»// Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=57962
  2.  Борис Екимов — биография // LiveLib [Электронный ресурс]. URL:https://www.livelib.ru/author/2948-boris-ekimov